Что из преданий о Нотр-Дам де Пари выдумка, а что правда?
Знаменитый французский писатель Виктор Гюго в своём не менее знаменитом романе именовал Собор Парижской Богоматери "творением Бога, у которого оно как будто заимствовало двойственный его характер: разнообразие и вечность". Что же такого особенного в этом каменном сооружении, одном из символов Парижа? Возможно, это не просто собор, а нечто большее…
Нотр-Дам де Пари (таково его традиционное французское название) находится в западной части острова Ситэ, неподалёку от Лувра. Он был возведён в XIV веке на месте базилики Святого Стефана — первой христианской церкви Парижа.
Собор состоит из трёх ярусов, расположенных один над другим. Одной из основных его достопримечательностей является Галерея царей, статуи которой представляют правителей Древней Иудеи. Кроме того, в соборе хранится одна из величайших христианских реликвий — Терновый венец Иисуса Христа, в 1238 году выкупленный королём Людовиком Святым у византийского императора.
Под сводами Нотр-Дама свершилось множество исторических событий, включая коронации и бракосочетания августейших особ и похороны национальных героев. Здесь отслужил благодарственный молебен после коронации в Реймсе король Карл VII и венчались Генрих IV с сестрой французского короля Маргаритой, известной как королева Марго. При этом невеста-католичка стояла перед алтарём, а жених-гугенот — на паперти.
В конце XVII века, в царствование короля Людовика XIV, для собора настали не лучшие времена: гробницы и цветные витражи были разрушены. А во время Французской революции якобинский Конвент и вовсе планировал стереть здание с лица земли как "твердыню мракобесия".
В конце концов, революционное правительство объявило, что если парижане хотят сохранить Нотр-Дам, то они должны собрать крупную сумму денег "на нужды революции".Деньги были собраны, и многострадальный собор превратился в "Храм Разума", своего рода памятник революции. В июле 1793 года Конвент всё же принял карательные меры. По распоряжению Робеспьера у статуй иудейских царей снесли головы — почему-то якобинцы перепутали их с французскими монархами. Колокола перелили на пушки "для всемирной революции", а свинцовые гробы, в которых были захоронены священнослужители — на пули и картечь. В храме устроили винный склад…
После термидорианского переворота собор вернули в лоно церкви, но он пребывал в весьма плачевном состоянии.
Публикация в 1831 году романа Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери" вызвала новую волну интереса к этому национальному достоянию. В 1832 году Палатой Депутатов была создана Комиссия по реставрации Собора. Были заново отлиты статуи царей, металлический шпиль с кружевным рисунком… Помимо этого, были снесены постройки, примыкавшие к храму. Так образовалась площадь перед собором в её современном виде.
Издавна известны предания о том, что в каменных узорах и орнаментах здания скрыт рецепт философского камня…
В позднем Средневековье Нотр-Дам действительно являлся местом алхимических сборищ. Ведь архитектуру традиционно соотносили с герметикой, каждый её элемент — с тем или иным оккультным символом. Именно оккультным, а не религиозным.
Так, если обратить внимание на якобы религиозные сюжеты витражей, то можно обнаружить, что они далеки от христианской традиции. На центральном из них — Розе — Дева Мария облачена в красный плащ, из-под которого виднеется зелёное одеяние, тогда как традиционно она одета в голубое. В то же время, у масонов помещение в храме, которое служит для ритуалов посвящения в пятнадцатую Степень — "Кавалера Востока и Меча" — разделено на красную и зелёную половины… Случайность?
А "Галерея царей" состоит из 28 скульптур, тогда как, согласно библейским мифам, в Иудее было всего 18 или 19 властителей. Откуда же взялись лишние? Возможно, это ни что иное, как астрономический шифр: число фигур соответствует количеству дней в лунном месяце.
Однако "каменные шифры" — не единственная тайна Нотр-Дам де Пари. Перед входной решёткой в брусчатку вмонтирована круглая бронзовая дощечка с надписью: "нулевой километр". Отсюда исчисляются расстояния до любой точки Франции. Но есть версия, что это не просто условная точка отсчёта, а "точка Зеро", с которой начинал строиться город. Именно здесь расположен сакральный центр Парижа. По поверью, если встать на табличку и загадать желание, оно обязательно сбудется…
С башен Нотр-Дама и галереи, проложенной между ними, открывается потрясающий вид на город. Если с высоты птичьего полёта (скажем, с Эйфелевой башни) вы не сможете толком ничего рассмотреть, только окинете взглядом смутную панораму мегаполиса, то отсюда хорошо видны дома, улицы и даже люди… Кажется, высота собора специально рассчитана на тех, кто мечтает разглядеть всё как следует, "в реале". Достаточно только подняться наверх, и… вы очутитесь в самом сердце Парижа. И вам на миг покажется, что вы вот-вот приблизитесь к ускользающей разгадке тайны этого готического строения…
Ирина Шлионская, http://www.pravda.ru/faith/faithculture/15-12-2011/1102084-N..." target="_blank" rel="nofollow">www.pravda.ru
Свежие комментарии