На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БЕЛЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

26 677 подписчиков

Свежие комментарии

  • Вячeслaв Зотов
    Господи Иисусе Христе , Сыне Божий, помилуй душу грешнаго раба Твоего Григория Федоровича за его бесчинства,злобу и ж...Кровавое усердие ...
  • Сергей Ермилин
    Не стоит забывать о том, что убрали царя от власти, именно белые генералы!!!...А вероломство Маннергейма, доказывают ...Почему Маннергейм...
  • Олег Зайчиков
    Юрий Васильевич Сергеев рассказывает этот факт от участников тех боёв .,ветеранов и их потомков ......Отец и сын против...

Знаменитые указы Петра I

Пётр I Великий (Пётр Алексеевич Романов; 30 мая [9 июня] 1672 года — 28 января [8 февраля] 1725 года) — последний царь всея Руси из династии Романовых (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года).

99719681b392t 

Пётр был провозглашён царём в 1682 году в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года.

С юных лет проявлял интерес к наукам и заграничному образу жизни. Ярким примером является прибавиление свободы и молодым людям, желающим вступить в брак. Целых три указа запретили насильственную выдачу девушки замуж. Зато стало обязательным разделить во времени обручение и венчание, чтобы жених и невеста «могли распознать друг друга». И хотя помещики ещё долго чинили произвол над крепостными, женя и выдавая замуж их по своему усмотрению, это было сугубо незаконно, и если такие случаи всё же доходили до «всевидящего ока» власти, могла последовать кара.

В исторической науке и в общественном мнении с конца XVIII века по настоящее время присутствуют диаметрально противоположные оценки как личности Петра I, так и его роли в истории России. В официальной российской историографии Петра было принято считать одним из наиболее выдающихся государственных деятелей, определившим направление развития России в XVIII веке. Однако многие историки, в том числе Н. М. Карамзин, В. О. Ключевский и другие, высказывали резко критические оценки.

Пётр первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы (1697—1698 годы). По возвращении из них, в 1698 году, Пётр развернул масштабные реформы российского государства и общественного уклада. Одним из главных достижений Петра стало решение поставленной в XVI веке задачи: расширение территорий России в Прибалтийском регионе после победы в Великой Северной войне, что позволило ему принять в 1721 году титул первого императора Российской империи. 

УКАЗ О ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ

В XVII веке в связи с развитием ремесел и торговли единицей налогового обложения становится хозяйство — «двор». И переписи превращаются в подворные. Число и масштабы переписей расширились настолько, что в Москве был образован Счетный приказ. Особенно крупными были подворные переписи 1646 и 1678 годов, охватившие почти всю территорию государства. В соответствии с налоговыми целями они охватывали только податное, в основном мужское, население. Однако в некоторых подобных переписях учитывались и женщины, и часть неподатного населения, давалось распределение по возрастным группам, брачному состоянию, иногда указывались даже род занятий, чин и профессия.

Последняя подворная перепись была проведена в 1710 году при Петре I. В ней впервые была сделана попытка учесть не только податное, но все население поголовно, включая и привилегированные слои. Перепись тянулась несколько лет и окончилась неудачей: все население она учесть не смогла. Число дворов по этой переписи оказалось почти на 20% меньше по сравнению с 1678 годом, тогда как ожидалось их увеличение. Петр I не принял результаты переписи 1710 года и приказал провести новую перепись в 1716–1717 годах. Однако эта новая перепись показала еще худшие результаты: число дворов уменьшилось по сравнению с 1678 годом на одну треть. Такие результаты отчасти отражали действительное сокращение численности населения России вследствие войн и разорительных условий жизни, но в большей степени были результатом неверных сведений.

Многие помещики старались приуменьшить число дворов, объединяя по нескольку податных дворов в один. Поэтому подворное налогообложение было заменено подушным, соответственно были преобразованы и переписи. 7 декабря 1718 года Петр I издал указ о подушной переписи населения.

«Взять сказки у всех (дать на год сроку), чтоб правдивыя принесли, сколько у кого в которой деревне душ мужеска пола.»

Списки населения («сказки») следовало собрать в 1719 году, а затем в течение трех лет подвергнуть проверке («ревизии»). За уклонение от переписи или «утайку душ» указ предусматривал жестокие наказания, вплоть до смертной казни.

УКАЗ О НОШЕНИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ ОДЕЖДЫ

Первый указ Петра I о ношении европейской одежды вышел еще в 1699 году, но бояре стали исполнять его только при царском дворе. Вышедший повторно 14 января 1700 года указ царь издал, уже желая его точного соблюдения, и стал жестко добиваться всеми его повсеместного выполнения.

«На Москве и в городах носить венгерские кафтаны. Кто успеет сделать, носить с Богоявленьева дня нынешнего года.»

621 

Этим указом Петр I повелевал сменить издревле принятую русскую одежду с длинными рукавами и подолами на короткие костюмы — бояре, дворяне и торговые люди отныне обязаны были носить западноевропейские костюмы. Их прежде сидевшие в светлицах жены и дочери также должны были сменить сарафаны и телогрейки на юбки и платья соответствующие принятым в Европе. В людных местах по указу Петра I вывешивались наряженные в иноземные платья манекены. Это делалось, чтобы показать подданным, как они теперь должны одеваться. Петр I дал неимущим отсрочку на два года, чтобы те смогли справить себе новую одежду и с 1705 года появляться на людях только в иноземном платье.

УКАЗ О ПРАЗДНОВАНИИ НОВОГО ГОДА

305 лет назад, в 1699 году, Петр I издал именной указ «О праздновании Нового года». Государь постановил, чтобы отныне народ всея Руси производил счисление лет не от Сотворения мира, а от Рождества Христова. Кроме того, по новому указу новолетие надо было начинать не с 1 сентября, как это было раньше, а с 1 января — по примеру многих европейских стран. По-старому шел 7208 год, и к 1 января должно было уже исполниться четыре месяца этого года. По новому летоисчислению наступал 1700 год.

«Поелико в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого генваря. А в знак доброго начинания и веселия, поздравлять друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшение из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторое украшение из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты, сколько у кого случится, и зажигать огни. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять — на то других дней хватает.»

В соответствии с правительственным предписанием празднование Нового года должно было происходить с 1 по 7 января. Загвоздка заключалась в том, что с 28 ноября начинался православный сорокадневный Рождественский пост, который длится до самого Рождества, то есть до 7 января. Православная церковь не стала его переносить в связи с новым указом светского царя.

УКАЗ О БРИТИИ БОРОД И УСОВ

По возвращении в августе 1698 года из своего первого заграничного путешествия Петр I на первом же пиру ножницами обрезал нескольким поздравлявшим его боярам их длинные бороды, считавшиеся в ту эпоху достоинством мужчины. Русская православная церковь считала брадобритие смертельным грехом, так как человек создан по подобию Бога, и указывала на то, что все святые на иконах пишутся с бородами и только иностранцы, которых за их не православную веру она считала еретиками, бреют бороду.

«А буде, кто усов и бород брить не похотят, а похотят бродить с бородами и усами, и с тех имать, с царедворцев и с дворовых, и с городовых, и всяких служилых, и приказных людей по 60 рублей с человека, с гостей и гостиной сотни первые статьи по сто рублей. И давать им приказа земских дел знаки, а те знаки носить при себе.»

Ros2-3-5-3 

Желавшие сохранить бороду купцы должны были платить по 100 рублей в год, дворяне — по 60 рублей, горожане — по 30 рублей. Тем, кто уплатил этот налог, выдавался особый бородовый знак. Крестьянам разрешалось носить бороду, но у заставы при въезде и выезде из города с них взималось по 1 копейке с бороды.

Массовый выпуск медных бородовых знаков начался в России в 1705 году Московским монетным двором. На лицевой стороне помещались надпись «Деньги взяты» и изображение усов и бороды. С 1715 года действовала единая пошлина — 50 рублей с человека в год. Каждый уплативший пошлину на бороду получал бородовой знак. Бородовые знаки использовались и как монеты. Только духовенство сохранило за собой право носить бороду, и с них не взимался новый налог.

УКАЗ О ВЕЛИЧИНЕ ТРУДОВОГО ДНЯ

31 мая 1708 года Петр I издал указ «О величине трудового дня, штрафах и наказаниях для адмиралтейских рабочих». Это первый акт трудового законодательства России. Стал постепенно общим для всех государственных предприятий страны и образцом для частных.

«Чтоб мастеры, и подмастерья, и плотники ходили на работу на свои дела марта с 25 сентября по 15 число в 5 часу пополуночи и работать до 11 часу, а с первого на десять часа отдыхать до 1 часу, а с первого часу быть на работе до 7 часу, а как ударит 7 часов, отдыхать, не отпуская в домы полчаса и с полуосмого часа работать до вечернего пушечного с крепости выстрелу, а сентября с 15 числа марта по 25 число ходили б на работу по пушечному выстрелу с крепости рано и отдыхать в полдни с 12-го часу до полу одного после полудни, а после пушечного выстрелу.»

Таким образом, получалось 14 часов работы и 2,5 часа перерывов. Были и штрафы: за час прогула высчитывалась дневная плата, за день — недельная. Если о прогулах докладывал фискал, ему отчислялась четверть высчитанной с рабочего суммы.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх