Многие военачальники характеризовали Георгия Жукова как человека жестокого, грубого и самолюбивого. Несмотря на то, что почти все отмечали и положительные качества маршала, тот регулярно демонстрировал именно отрицательные черты.
Противоречивые характеристики
Георгий Константинович Жуков до сих пор считается одной из самых неоднозначных фигур в отечественной истории.
Даже современники отзывались о полководце по-разному. Ярким примером тому является противоречивая аттестация на Жукова, данная еще в 1930 году Константином Рокоссовским. Если верить Сергею Жевалову, автору издания «Маршал Победы Жуков», Рокоссовский охарактеризовал тогда еще командира 2-й кавалерийской бригады 7-й Самарской кавдивизии как человека сильной воли, инициативного и дисциплинированного. Однако тот же Рокоссовский отмечал сухость, упрямство, а также болезненное самолюбие Жукова.Сильную волю Георгия Жукова подметил в свое время и Семен Буденный. Как утверждает Юрий Мухин, автор книги «Если бы не генералы!», Буденный писал: «Жуков является командиром с сильными волевыми качествами, весьма требовательным к себе и подчиненным». Однако в аттестации на помощника инспектора кавалерии РККА, датированной 1931 годом, Буденный указывал также на излишнюю жестокость и грубоватость Георгия Константиновича. По мнению Мухина, приведенные тексты документов свидетельствуют о том, что характеристики тех лет отличались объективностью.
Во время и после войны
Вообще в годы Великой Отечественной войны Георгий Жуков, как вспоминали его современники, чувствовал себя чуть ли не хозяином не только армии, но и всей страны. Так, Виктор Гришин в своей книге «Генсеки СССР. Политические портреты пяти генсеков» приводит очень показательный рассказ того же Константина Рокоссовского. Рокоссовский утверждал, что в ходе битвы под Москвой осенью 1941 года Жуков регулярно бранился на него и угрожал расстрелом. Когда Рокоссовского вызвали в Москву, он был уверен в том, что назад он не вернется. Однако Сталин отнесся к Константину Константиновичу очень внимательно. Рокоссовский уехал из Кремля воодушевленным и вскоре получил подкрепление.
Летом 1946 года присутствовавшие на заседании Главного Военного Совета, посвященное разбору дела маршала Жукова, многие отмечали тяжелый и неуживчивый характер военачальника. Если верить изданию «Жуков и Сталин» (редактор О. В. Селин), о непростом нраве Георгия Константиновича упомянул даже генерал армии Хрулев, выступивший в его защиту. А вот выступление другого генерала, Голикова, по мнению очевидцев, было подготовлено для того, чтобы подтвердить неблагонадежность маршала. А члены Политбюро Маленков, Молотов, Берия и другие в один голос твердили о бонапартистских замашках Жукова и о том, что тот присвоил себе победы Советских Вооруженных Сил на фронте.
Свежие комментарии