На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Николай Попов
    Кто убил Сталина? Какая связь между убийством Сталина и «Мингрельским делом» 1951–1953 годов? https://topwar.ru/17942...«Перестройка Бери...
  • михаил дуванов
    ты глист вонючий только  дерьмо производить можешьТайны 22 июня. Ве...
  • Олег Аникиенко
    Дело в том, что Н.Морозов (этот стойкий солдатик) никогда не был астрологом и не знал астрологии. Статья ваша попсова...Астролог Николай ...

Зачем католический Запад пытался столкнуть Россию с Турцией

В конце XV века образовалось единое Российское государство. Россия в то время состояла в союзе с турецким вассалом – Крымским ханством. Однако уже тогда, задолго до того, как столкнулись реальные интересы России и Турции, Рим и Венеция пытались стравить эти две державы.

«Византийское наследство»

Идеей-фикс Ватикана всегда было обращение «восточных схизматиков» в католичество.

Взятие турками Константинополя в 1453 году, казалось, открывало для этого благоприятные перспективы. Хотя турки не препятствовали исповеданию своими новыми подданными православной веры (около, а то и больше половины населения Османской империи были христианами), но политическая зависимость константинопольского патриарха от иноверного султана неприятно отзывалась в сознании православных, на чём Рим успешно спекулировал.
Римский «святой» престол рассчитывал создать коалицию европейских держав, под своей эгидой, и восстановить Византийскую империю, но обратить её христианское население в католичество напрямую или посредством унии. Планы папского престола активно поддерживала Венеция, где нашла убежище бежавшая элита Византии, и которая ещё в 1204 году, после Четвёртого крестового похода, владела Константинополем. Но одной Венеции для осуществления этого обширного геополитического проекта было мало. В поисках орудия своих замыслов Ватикан обратился к Восточной Европе – к Польше и Литве, а также к недавно возникшей и загадочной России.
В 1472 году Ватикан удачно выдал византийскую принцессу, католичку Зою, замуж за московского великого князя Ивана III. История этого сватовства и этого брака выдаёт блестяще проведённую папским престолом совместно с Венецией «спецоперацию» по внедрению своего агента влияния в высшие сферы «схизматического» государства. Однако на последнем этапе «спецоперация» внезапно сорвалась. «Агент» оказался двойной: вместо того, чтобы способствовать принятию правящим классом Московии униатства, Зоя обернулась православной царицей Софьей, а папский легат был выдворен из России. Тем не менее, идея преемственности России от Византии была посеяна и дала горькие всходы.

Подстрекательства Рима в XVI веке

В начале XVI века среди образованных русских людей распространяется концепция «России – Третьего Рима». Первоначально она не предусматривала никаких завоеваний. Православное царство просто переместилось из Константинополя на Москву, как раньше оно перешло из Рима в Константинополь. Но потенциально из неё можно было развить идею подчинения всех православных стран власти русского царя.
Ватикан использовал мессианские настроения русской элиты в своих интересах. С середины XVI века учащаются сношения между ним и Москвой. Со стороны Ивана Грозного они не встречают препятствий. Напротив, ярым врагом сближения папского и царского престолов стала Польша. Её правящему классу не нравилось, что Рим хочет видеть в России одного из важнейших участников будущей антитурецкой коалиции. С его точки зрения это означало утратить уникальное значение Польши для католического Запада как форпоста на рубеже со схизматиками и мусульманами.
Польша неодобрительно отнеслась к миссиям Ватикана, направлявшимся с целью примирения России и Польши в Ливонской войне. Наоборот, Иван Грозный все такие попытки посредничества принимал охотно. При этом Ватикан соблазнял московского государя новыми политическими идеями. Так, в 1576 году, вместе с послом Рудольфом Кленкеном, папский престол подал мысль об учреждении на Москве независимого от Константинополя патриаршества. Это и было осуществлено спустя 12 лет.
В конце XVI века Ватикан ещё склонялся к тому, что Польша может быть главной силой в планируемом сокрушении османского могущества в Европе. Однако в инструкции папскому послу аббату Комуловичу (славянину), направленному в Россию в 1594 году, даётся чёткое указание побуждать московского государя к войне против Турции в союзе с западноевропейскими нациями. В качестве приза папский престол сулил царю порты на Чёрном море, а в перспективе – сам Константинополь.

Третий Рим как завоевательная доктрина

Интересы России и Турции не сталкивались непосредственно до конца XVIII века. Но обе державы стремились играть роль мировых и часто руководились соображениями духовного лидерства. Так, ещё в 1569 году османский султан Селим II предпринял военную авантюру с целью отнять у России бывшие владения своих единоверцев – Астраханское и Казанское царства – закончившееся позорнейшей неудачей. Ещё раньше Россия поссорилась с османскими вассалами – ханами Крыма. Все эти столкновения подталкивали русский правящий класс к восприятию западных идей об экспансии за счёт османских владений.
Немалую роль играли в этом и лукавые греческие иерархи, которые благоденствовали под властью османских султанов, но приходя в Россию выклянчивать богатую милостыню, неизменно жаловались на своё тягостное житьё под игом иноверцев и льстили московским царям как «самым могущественным в мире» и «освободителям христианства». Так незаметно идея Третьего Рима как чисто духовной преемственности трансформировалась в доктрину внешних завоеваний.

Особенно ярого сторонника священной войны с Турцией папский престол обрёл в лице Лжедмитрия I, но краткость его царствования не дала ему осуществить эти авантюристические планы. В результате Смутного времени Россия была вынуждена надолго отказаться от подобных идей. Царствование Михаила Романова (1613-1645) – время мирных отношений между Россией и Турцией, ради которых царь в 1642 году отказался даже от принятия в дар Азова, завоёванного донскими казаками.
Но при Алексее Михайловиче (1645-1676) идея объединения всех православных народов под властью московского царя овладевает правящими сферами России. Её поддерживает патриарх Никон (1652-1666), начавший церковную реформу ради унификации обрядов русской церкви с обрядами церкви греческой. Свержение Никона из сана не положило конец планам создания всеправославного царства. Когда было легко довершить присоединение всей Украины к России, Алексей Михайлович заключил перемирие с Польшей и вместе с ней в 1672 году начал воевать против Турции. Война не привела к успеху, и уже правительство царевны Софьи в 1682 году заключило с Турцией Бахчисарайский мир на условиях статус-кво. Впоследствии оно ещё два раза неудачно посылало войско на завоевание Крыма.
К экспансии за счёт турецких земель Россия смогла успешно приступить только в конце XVIII века. Но ради более раннего осуществления химеры «освобождения Константинополя», внушённой из Рима московским царям, была роковым образом надолго отложена задача воссоединения «всея Руси».

Ярослав Бутаков

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх