На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Сергей Ермилин
    Не стоит забывать о том, что убрали царя от власти, именно белые генералы!!!...А вероломство Маннергейма, доказывают ...Почему Маннергейм...
  • Олег Зайчиков
    Юрий Васильевич Сергеев рассказывает этот факт от участников тех боёв .,ветеранов и их потомков ......Отец и сын против...
  • Олег Зайчиков
    https://youtu.be/H2bWHvsVJ9k?si=nYbJUVveK2vqoMPu&t=4Отец и сын против...

Неоконченная война Виталия Федорчука

Несколько строк из украинской Википедии о Виталии Федорчуке, возглавлявшем в 1970 – 1982 гг. КГБ УССР, звучат обличительной инвективой: его называют «маститым украинофобом» и обвиняют в том, что он усилил «репрессии против деятелей украинского сопротивления». Параллельно, «в тему», читателям рекомендуют ознакомиться с такими статьями, как «Русификация Украины», «Задушенное возрождение» и «Великодержавный шовинизм».

Уже одно только это изложение биографии Федорчука в версии сегодняшней постмайданной Украины многое говорит о человеке, который в течение долгих лет занимал серьёзные и ответственные посты: в 1952–1955 гг. он был заместителем начальника Управления МГБ СССР по Центральной группе войск в Австрии, вылавливая там нацистов и военных преступников; с 1963-го служил в ГДР в Управлении КГБ по Группе советских войск в Германии. С 1967 года Федорчук – начальник 3-го Главного управления КГБ СССР, отвечавшего за военную контрразведку и деятельность особых отделов, с 1970-го возглавлял КГБ Украины, в 1982-м стал председателем КГБ СССР, через полгода - министром внутренних дел СССР.

Одни авторы пишут о нём как об «одиозной и патологической личности», «маниакально подозрительном типе»; другие называют его трудоголиком и честным руководителем, отмечая, тем не менее жёсткость и резкость Виталия Васильевича. Генерал-майор Александр Нездоля, три десятилетия проработавший в украинских спецслужбах, утверждал, что работа в контрразведке наложила неизгладимый отпечаток на его взгляды: война для него не закончилась даже после Победы, «он как будто всё время находился на военном положении». Наконец, третьи считают, что Федорчук – это сын своего времени, человек с цельным и твёрдым характером, честно служивший советскому государству и не подстраивавшийся под изменчивую политическую конъюнктуру.

На Халхин-Голе и фронтах Великой Отечественной

Виталий Федорчук родился 27 декабря 1918 года в селе Огиевка (сегодня это Ружинский район Житомирской области), в семье крестьянина-середняка. В 1936-м он поступил в Киевское военное училище связи им. Калинина, затем был зачислен в Центральную школу НКВД СССР в Москве.

Подпись: Киевское военное училище связи имени М.И. Калинина, где учился Виталий Федорчук

  Киевское военное училище связи имени М.И. Калинина, где учился Виталий Федорчук

С марта 1939-го Федорчук служил помощником оперуполномоченного Особого отдела (ОО) НКВД Уральского военного округа. А в июне его назначили заместителем начальника ОО НКВД 82-й стрелковой дивизии, которая вскоре отправилась в Монголию – воевать с японцами на Халхин-Голе.

В октябре 1941-го дивизию, в которой служил Федорчук, перебросили на Западный фронт, в 5-ю армию. Под Можайском он получил тяжёлое ранение. С весны 1942-го в качестве начальника ОО НКВД 92-й отдельной танковой бригады Виталий Васильевич находился в составе 31-й армии на Калининском и Западном фронтах, в Черноморской группе войск, на Северо-Кавказском фронте. В 1943-м Федорчук, назначенный на должность заместителя начальника отдела контрразведки Смерш Ярославского гарнизона, принимал участие в радиоигре против немцев. Радиоигры представляли собой одну из форм борьбы Смерша с противником. С 1943 года до окончания войны было проведено 186 радиоигр, благодаря которым на советскую территорию было выведено более 400 нацистских агентов и кадровых сотрудников немецких спецслужб, захвачены десятки тонн грузов. Недаром «Смерш» называют самой эффективной спецслужбой мира в годы Второй мировой войны. «Шла радиоигра с немецкой разведкой, – вспоминал Виталий Васильевич о своём пребывании в Ярославском гарнизоне, – хлопот мы им доставили немало. Регулярно запускали «дезу», а немцы снимали с фронтов резервы и направляли их на указанные нами участки». Позднее, в мае 1944-го, он возглавил ОКР Смерш Калининского гарнизона.

В начале 1949 года Федорчук был назначен начальником отдела Управления особых отделов МГБ СССР по Московскому военному округу, с конца 1950-го работал на такой же должности в Управлении МГБ СССР по Центральной группе войск в Австрии. С 1955 года Виталий Васильевич – заместитель начальника, а с 1958-го – начальник ОО КГБ по МВО. В 1960-м он заочно окончил Высшую Краснознамённую школу КГБ, после чего вновь был направлен на работу за границу – в ГДР.

Виталий Федорчук в звании подполковника. 1950 г.

Виталий Федорчук в звании подполковника. 1950 г.

«Его тяжёлую руку почувствовали многие»

В июле 1970-го Федорчук возглавил КГБ при Совете министров УССР вместо Виталия Никитченко. Николай Голушко (в 1980–1990-х – председатель КГБ УССР, первый заместитель министра безопасности РФ, директор Федеральной службы контрразведки РФ) в книге «В спецслужбах трёх государств» сообщает, что тогдашний первый секретарь ЦК КПУ Пётр Шелест записал в своём дневнике после приезда Федорчука в Киев: «Ничего доброго от этой смены не ожидаю».

Пётр Шелест, первый секретарь ЦК КПУ в 1963-1972 гг.

Пётр Шелест, первый секретарь ЦК КПУ в 1963-1972 гг.

Сам Виталий Васильевич позднее рассказывал, что отношения с Шелестом у него не сложились: «Не нравилось ему, видимо, что меня на Украину прислали из Москвы. Он же заигрывал с националистами, на чём в итоге и погорел, или, как тогда шутили в народе, «прошелестел»...»

А вот Владимира Щербицкого, сменившего Шелеста на посту «первого», Федорчук уважал. Тем не менее помощник Щербицкого Виталий Врублевский рассказывал в книге о своём бывшем шефе, что Федорчук внимательно присматривался к окружению первого секретаря, самого Врублевского несколько раз приглашал на обед; тот приходил, однако ни на минуту не забывал, что перед ним – «матёрый контрразведчик».

В годы работы Федорчука на Украине предпринимались активные меры против националистов из среды творческой интеллигенции. Диссидентское движение на Украине изначально было окрашено в националистические тона: звучали тезисы о сопротивлении «насильственной русификации», призывы к борьбе за независимость республики. Врублевский сетовал, что КГБ развернул работу «по закручиванию гаек», что Федорчук «ликвидировал попытку национального возрождения». (Сегодня мы отчётливо видим, во что в конечном итоге выродилось это «возрождение».) «Федорчук начал планомерную работу по искоренению идеологической ереси, – писал помощник Щербицкого.  Его тяжёлую руку почувствовали многие…»

Однако приписывать тенденцию к «закручиванию гаек» одному только Федорчуку было бы неверно. Ещё в 1967 году в системе союзного КГБ было создано 5-е управление по борьбе с идеологическими диверсиями, то есть процесс шёл «с самого верха», а не являлся личной инициативой Виталия Васильевича. По его словам, глава КГБ СССР Юрий Андропов лично контролировал ход следствия по некоторым делам. К слову, к Андропову Федорчук относился отрицательно, считая, что «очень много для развала Союзавольно или невольносделал именно он».

«За кулисами шла жесточайшая борьба»

Те характеристики, которые Федорчук в одном из своих интервью дал некоторым украинским партработникам, сегодня воспринимаются по-особенному. Он упоминал, к примеру, что в советские годы ему приходилось общаться с Леонидом Кравчуком: «Меня он почему-то панически боялся. При встрече сразу готов был, что называется, лапки кверху поднять, лебезил ужасно. Конечно, изо всех сил демонстрировал преданность советской власти, с «крамолой» боролся усердно. Но я, откровенно говоря, его недолюбливал». Видимо, профессиональный инстинкт «сталинского волкодава» – так нередко называли сотрудников Смерша – всё-таки что-то подсказывал опытному контрразведчику.

В начале 1990-х, рассказывал Федорчук, имея в виду Кравчука и не только его, «вчерашние коммунисты вдруг превратились в антикоммунистов, пламенные интернационалисты ударились в национализм... Эти люди сейчас, как и прежде, стоят у руля, не сходят с телеэкранов». Здесь уместно вспомнить, что итальянский политолог и публицист Джульетто Кьеза в своей книге «Прощай, Россия!» высказывает точку зрения, что главным инициатором развала Советского Союза был именно Кравчук. Да и сам Леонид Макарович, по сути, подтвердил это в 2016 году, заявив, что украинский народ стал «могильщиком СССР»; ещё раньше, в 2011-м, он назвал подписание беловежских соглашений государственным переворотом, осуществлённым мирно.

По словам Федорчука, Леонид Кравчук в 1970-е годы его панически боялся

По словам Федорчука, Леонид Кравчук в 1970-е годы его панически боялся

Вспоминая «эпоху застоя», Виталий Васильевич говорил:

– Внешне всё выглядело спокойно, а за кулисами шла жесточайшая борьба патриотов и либералов-разрушителей. Я имею в виду скрытое, искусно замаскированное противостояние внутри самого партаппарата, внутри высшего руководства СССР…

Во главе силовых ведомств Союза

В мае 1982-го Федорчук был назначен на пост председателя КГБ СССР, сменив Андропова, ставшего секретарём ЦК КПСС (инициатива назначения Виталия Васильевича принадлежала Брежневу). Генерал-лейтенант Вадим Кирпиченко, почётный профессор Академии внешней разведки, отзывался о нём как о «человеке честном, строгом и законопослушном», однако отмечал, что знал Виталий Васильевич главным образом военную контрразведку, а разведкой интересовался мало.

В декабре 1982-го Андропов, занявший пост генсека ЦК КПСС, назначил Федорчука министром внутренних дел СССР. Одновременно с новым назначением Федорчуку присвоили воинское звание генерала армии. На новом посту, вспоминает Николай Голушко, Виталий Васильевич «с упорством и убеждённостью повышал профессионализм, ответственность и дисциплину, многое сделал для избавления от коррумпированных сотрудников, которые нарушали законность, имели неслужебные связи с уголовным миром, не боялся вести дела, по которым проходили высокие должностные лица». За годы его руководства министерством, сообщает Голушко, «по компрометирующим мотивам из МВД были уволены около 80000 сотрудников милиции. Кто с ним работал, отмечают его трудолюбие, заоблачную требовательность, честность и бескорыстие».

Последний центурион Красной империи?

В январе 1986-го Михаил Горбачёв, новый генсек ЦК КПСС, отправил Федорчука в отставку. «Старые кадры были ему не нужны– комментировал это решение Виталий Васильевич,  они мешали разваливать государство». После отставки Виталия Васильевича назначили военным инспектором-советником в группу генеральных инспекторов Министерства обороны СССР; в 1992-м, после распада Союза, группа была распущена.

Виталий Федорчук в последние годы службы

Виталий Федорчук в последние годы службы

На закате жизни Виталий Васильевич остался в одиночестве, потеряв сына, жену и дочь, стараясь избегать общения с журналистами. Мемуаров он не написал. Умер 29 февраля 2008 года в Москве, в 90-летнем возрасте.

Странное чувство возникает при чтении интервью Федорчука, немногочисленных, но ёмких и интересных. Велик соблазн назвать его человеком-функцией находящейся на излёте Системы, последним центурионом высшего ранга в погибающей Красной империи. Однако за его высказываниями проступают мало-помалу настоящая искренность. И если ещё 15-20 лет назад его оценки могли показаться упрощёнными или не в меру категоричными, восприниматься как «крайности и догматизм советского мышления», то сегодня, после всего, что мы пережили и продолжаем переживать, вдруг становится ясным: а ведь эти оценки и суждения были верными. По крайней мере, очень во многом.

Заглавное фото: Виталий Васильевич Федорчук

Наталья Кириллова

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх