Чтобы помнили!
В 1947 году Фрунзик окончил школу и пошел работать на завод, но через несколько лет поступил в Ереванский театрально—художественный институт и, еще будучи студентом второго курса института, получил приглашение в театр имени Сандукяна на роль Эзопа, которую должен был играть в паре со своим педагогом.
Но после первого же спектакля учитель уступил роль Фрунзику. В 1956 году Мкртчян окончил театральный институт и был принят в труппу театра имени Сундукяна. Армен Джигарханян рассказывал: «Впервые Фрунзика я увидел не в кино, а на сцене. В середине 1950—х он уже был популярен. Народ ходил в Театр имени Сундукяна специально «на Фрунзика». И действительно, глядя на его сценическое существование, ты понимал, что он — Артист с большой буквы. Есть такие Богом поцелованные натуры, которые сразу рождаются артистами. Тайны мастерства у них в крови».Во время учебы Мкртчян женился, но его первый брак был недолгим: бытовые и материальные проблемы привели к тому, что супруги вскоре расстались. Со своей второй женой Данарой Фрунзик Мкртчян познакомился в середине 50—х, когда она приехала поступать в Ленинакан в театрально—художественный институт. Сразу после окончания института Мкртчян впервые снялся в кино — в небольшом эпизоде в фильме Александра Роу «Тайна озера Севан». А его полноценный дебют на киноэкране состоялся в 1960 году - в фильме Г.Маляна и Г.Маркаряна «Парни музкоманды», в котором он сыграл музыканта по имени Арсен.
Следующей работой Мкртчяна в кино стала роль в фильме Ролана Быкова «Айболит—66».
В эту картину Мкртчян попал благодаря протекции актера и режиссера Фрунзе Довлатяна, который предложил Быкову попробовать Мкртчяна на роль одного из разбойников. Актер был утвержден на роль, и вскоре Мкртчян вместе с Алексеем Смирновым и с самим Роланом Быковым в роли Бармалея попал в яркую и эксцентрическую троицу разбойников, которая сразу завоевала симпатии зрителей после выхода на экраны в 1966 году.После выхода этих двух фильмов Фрунзик Мкртчян сразу же стал одним из самых востребованных комедийных актеров страны. Сам Фрунзик признавался в своей любви именно к жанру комедии и, в частности, к Чарли Чаплину: «Чаплин для меня, как Бах в музыке — учитель человечества. Подобно тому, как жизнь кишит сюрпризами, так и Чаплин не переставал меня удивлять. Однажды московское телевидение снимало обо мне документальный фильм. Начинался он кадрами, где маленький мальчик смотрит в кинотеатре фильм с Чаплиным и загорается желанием однажды так же, как и он, сыграть в кино. Это было неслучайно. Я стал комиком потому, что мечтал об этом с детства. Я очень уважаю всех первопроходцев киногротеска. Они были тем, кем стал Гагарин в космонавтике. Только я лично никого не могу поставить в один ряд с Чаплиным».
Мкртчян был известен тем, что нередко помогал близким ему людям в беде, причем делал это тихо, без всякой помпы. Альберт Мкртчян рассказывал: «К славе он относился спокойно и никогда не страдал звездной болезнью. Но люди бурно реагировали на «живого» Фрунзика, что было равносильно вторжению на личную территорию. Каждый прохожий в Ереване считал его родным человеком. Однажды мы спустились в московское метро и смогли проехать только одну остановку — с аплодисментами. Никаких материальных благ он не нажил. Но просящим он не мог отказать. Тут его известность помогала добывать и квартиры, и машины, и лекарства. Он был удивительно тонким и добрым человеком. Даже чересчур добрым. Все имели к нему претензии, а он ни к кому их не имел. Фрунзик был настоящим народным депутатом, неофициальным, разумеется. Помог тысячам людей. Ему же никто не мог отказать… Он помогал родственникам, друзьям, соседям и совершенно незнакомым людям. Спустя месяц после смерти нашей матери к нам постучалась в дверь изможденная женщина. Узнав, что наша Санам (мать Фрунзика Мкртчяна) скончалась, она забилась в истерике и все время повторяла: «Мои дети теперь умрут…» Оказывается, наша мать пообещала поговорить с Фрунзиком насчет квартиры для несчастной. Женщина жила без мужа, с пятью детьми в съемной комнатке. Я глянул на Фрунзика и понял, что душа его плачет. Он сказал только одно слово: «Хорошо». Он пошел в ЦК, где его все уважали, и через три месяца выбил для женщины и ее детей квартиру. Он никогда помногу не разглагольствовал, большие дела делал тихо, без помпы».
После выхода этой картины, наполненной искрометными шутками, режиссеры снова вспомнили о Мкртчяне. Один за другим начали выходить фильмы с его участием. Мкртчян снялся в музыкальной комедии «Багдасар разводится с женой», лирической драме «Солдат и слон», сказке «Приключения Али—бабы и сорока разбойников», комедии «Суета сует» и других фильмах.
С середины восьмидесятых годов Мкртчян практически перестал сниматься в кино. Предложения к нему продолжали поступать, но он от них отказывался, шутливо заявляя: «Разве в моем возрасте играют в кино?» А в начале 1990—х Мкртчян ушел из театра имени Сундукяна. К уходу его подтолкнуло решение коллектива избрать главным режиссером Хорена Абрамяна. Мкртчян, 35 лет отдавший театру, сам претендовал на эту должность, и решение коллег его обидело. После ухода из театра имени Сундукяна Фрунзик Мкртчян решил создать собственный театр, но руководить им Фрунзику довелось недолго.
Здоровье Мкртчяна было подорвано — врачи диагностировали у актера проблемы с сердцем, печенью и желудком. Его дочь Нунэ к тому времени вышла замуж и уехала с мужем в Аргентину, и смыслом жизни Фрунзика стал сын Вазген. И тут без того слабое здоровье подорвала новая трагедия. Оказалось, что Вазген унаследовал болезнь матери. В 1993 году Мкртчян повез его на лечение во Францию, где выяснилось, что болезнь сына неизлечима. Рассказывают, что, когда Вазгена на какое—то время поместили в ту же французскую клинику, где находилась Данара, они даже не узнали друг друга. Друг Фрунзика Мкртчяна актер и режиссер Хорен Абрамян вспоминал: «В семье Фрунзик был очень несчастлив. У него в доме не было домашнего уюта. И пил он так страшно, я думаю, потому, что ему не хватало теплых отношений в семье».
Фрунзик Мкртчян скончался 29 декабря 1993 года.
На похороны Фрунзика Мкртчяна собралось огромное количество ереванцев. Прощание с любимым артистом затянулось, и похороны проходили в сумерках. Стоявшие на обочинах машины фарами освещали темные мостовые, и тысячи людей шли по улицам с зажженными свечами, пока гроб с телом артиста несли по живому многокилометровому освещенному коридору…
Звания и награды
Народный артист Армянской ССР (1971)
Заслуженный артист Дагестанской АССР (1972)
Народный артист СССР (1984)
Государственная премия СССР — за участие в фильме «Мимино» (1978)
Государственная премия Армянской ССР — за участие в фильме «Треугольник» (1975)
Орден Святого Месропа Маштоца (посмертно) (2001)
Всесоюзный кинофестиваль в Ереване (Первый приз за лучшую актёрскую работу, фильм «Солдат и слон», 1978)
Свежие комментарии