
Введение
Хочу поделиться с вами интересной статьёй о событиях, которые происходили в Российской Империи более 100 лет назад, а именно, что предшествовало и что происходило 9 января 1905 года, прозванного в народе «кровавым воскресеньем».
Дорогой Politikus.ru, всегда буду рад дополнениям в комментариях, дополняйте интересные факты, которые, возможно, были упущены.
Георгий Гапон – вдохновитель восстания
Молодой священник из Полтавы Георгий Гапон происходил из рода запорожских казаков, был талантливым проповедником, помогал нуждающимся, бесплатно совершал требы для бедных крестьян.
Ударом для него явилась смерть жены. Он оставил в деревне на попечение родни двух малолетних детей, приехал в Санкт-Петербург и поступил в духовную академию.

Георгий Гапон
Принял решение служить народу, в чем и видел главную задачу церкви. Его христианские проповеди собирали огромное число слушателей, он много общался с питерской беднотой и стремился вернуть опустившихся людей к нормальной жизни. Был настоятелем сиротского приюта, но поссорился с попечительским советом.
Умело управляя толпой, настроил против совета своих прихожан, которые начали угрожать попечителям. Гапона вызвали на допрос.
В Департаменте полиции он показал себя борцом за справедливость и честным человеком, чем заслужил уважение полиции. Окончив академию, стал священником в тюремной церкви.
В 1902 г. популярный священник начал привлекаться к организации рабочих союзов, целью которых являлось отвлечение рабочих от революционной пропаганды.
Сильный рабочий союз

В 1903 г. Георгий Гапон основал «Собрание русских фабрично-заводских рабочих» и привлек туда группу авторитетных рабочих во главе с Алексеем и Верой Карелиными, которые сотрудничали с РСДРП. Согласно официально утвержденному в 1904 г. уставу, «Собрание» являлось союзом взаимопомощи. Но Гапон планировал в перспективе возглавить всероссийское рабочее движение. Для этого из числа надежных рабочих своего союза он организовал «тайный комитет», где обсуждались политические вопросы и читалась запрещенная литература.
Пятеро участников «штаба», возглавляемые этим священником, тайно приняли так называемую экономическую и политическую «программу пяти». Численность организации стремительно увеличивалась, открылись её отделы в одиннадцати районах Санкт-Петербурга. Но Гапон уже не мог принимать единоличные решения как вождь, его священный сан являлся лишь прикрытием для группы Карелина, которая организовала оппозицию в руководстве «Собрания», и с ней приходилось считаться.
Осенью 1904 года Гапон наладил связь с нелегальным либеральным «Союзом освобождения», поскольку понимал, что рабочим необходима поддержка других сословий общества. «Союз» преследовал политические цели и занимался деятельностью по организации земских петиций с требованиями парламента, конституции и разных свобод, что предложил также Гапону. Это предложение совпадало с планами священника, поскольку он уже давно говорил о необходимости обратиться к монарху, считая, что народу мешают чиновники, а с царем всегда можно договориться.

Поддержка «Собрания» большинством голосов была получена. Составить петицию и решить, каким образом подать её царю, полностью доверили Гапону. В отделениях «Собрания» стали распространятся либеральные газеты, которые председатели зачитывали и объясняли рабочим, что спровоцировало резкую политизацию рабочих масс.
Случай на Путиловском заводе
В декабре 1904 г. на Путиловском заводе произошел заурядный трудовой конфликт. Мастер уволил четырёх рабочих. Как потом выяснилось, уволили только одного, по сведениям дирекции, из-за постоянного невыполнения нормы выработки. Остальным просто пригрозили увольнением. Все они относились к «Собранию русских фабрично-заводских рабочих», а мастер – нет.

С их слов, он пренебрежительно отозвался об этой организации. Рабочие пожаловались руководителям «Собрания» и потребовали защитить их интересы. Это послужило началом активных переговоров депутаций «Собрания» с администрацией, также Гапон безуспешно попытался заручиться поддержкой градоначальника. Требовали, с угрозами забастовкой, рабочих восстановить, а мастера уволить. Переговоры велись пять дней и не дали положительного результата.
2 января произошло всеобщее заседание «Собрания» с представительством от разных предприятий города. Вынесли решение: на следующий день к работе не приступать, спокойно собраться у конторы Путиловского завода и снова корректно озвучить дирекции свои условия – мастера уволить, рабочих восстановить. При отказе – начать забастовку.
В «штабе» произошел раскол: социал-демократическая группа Карелина требовала немедленно составить и предъявить царю петицию, пользуясь забастовкой как удобным моментом для политического восстания. Гапон считал политические требования преждевременными, предлагая ограничиться пока только забастовкой с экономическими вопросами, и не торопиться с подачей петиции.
Группа Карелина в ответ попыталась отстранить Гапона от руководства «Собранием». Большинством голосов было принято решение подать петицию немедленно, и Гапону пришлось подчиниться, но с условием: забастовка будет экономической, а петицию с политическими пунктами подать только при неблагоприятном результате.
Шла русско-японская война, и многие заводы выполняли важные оборонные заказы. Гапон надеялся, что забастовщики одержат победу, и петиция не понадобится.
Забастовка

Утром 3 января прекратили работу 12500 рабочих Путиловского завода. Переговоры с директором возле конторы носили нервный, напряженный характер и ещё больше накалили обстановку, поскольку он пригрозил уволить абсолютно всех, если не вернутся в мастерские. Рабочие отказались и объявили забастовку.
Гапон составил новый список условий из двенадцати пунктов, который сразу стали переписывать и разносить по предприятиям. Активизировались малочисленные революционные партии, которые не пользовались популярностью у рабочих, выступали, распространяли прокламации. Рабочие не желали их слушать, выгоняли, избивали.
5 января расширенный список требований доставили министру финансов, а тот подал докладную царю, указал на невозможность удовлетворения данных условий и на опасную деятельность священника Георгия Гапона и возглавляемую им рабочую организацию. Доклад сохранился и впоследствии был опубликован, на нем стоит отметка императора о прочтении.
Наконец, стало ясно, что забастовка потерпела поражение. Гапон начал призывать к смене правительства и письменному обращению к монарху за помощью. Рабочие поддержали этот призыв с большим энтузиазмом. Развернулась агитация за составление петиции, была озвучена тайная «программа пяти».

Предполагалось отправить делегацию рабочих во главе с Гапоном к Зимнему дворцу, где лично передать петицию императору. Но священник убедил организовать всеобщую мирную демонстрацию рабочих вместе с женами, детьми, стариками.
Большевики решили воспользоваться ситуацией и придать шествию революционный характер. Они заявили о сходстве петиции с социал-демократической программой, убеждали рабочих, что уже давно выступают с теми же требованиями, но агитировали не просить, а сразу свергнуть царя.
6 января, на праздник Крещения, проходило освящение воды в иордани на реке Неве в присутствии Николая II c семьей. Погружение Креста в иордань, как всегда, сопровождалось торжественными холостыми залпами орудий. В одном орудии оказался боевой заряд картечи. Пули повредили колонны, разбили стекла в Николаевском зале, пробили одно из знамен, ранили городового.
Об этом писала газета «Новое время». При расследовании выяснилось, что заряд остался в орудии случайно с предшествующих учений, но придворное окружение и власти подозревали попытку убийства Государя. Царь с семьей уехал в Царское село.
Забастовка продолжала стремительно распространяться. 8 января бастовало уже 110 000 человек на 456 предприятиях.
Петиция царю - последняя надежда

Текст составил Гапон в форме прошения Николаю II от рабочих и других сословий, их жен, детей, престарелых родителей с жалобами Государю на бесправное положение, нищету, унижения, низкую зарплату, опасные для здоровья и жизни условия труда, на произвол чиновников и заводского начальства.
Выдвигались экономические и политические требования: сократить рабочий день до 8 часов, отменить сверхурочные, цены на продукцию назначать с участием рабочих, повысить зарплату, обеспечить нормальные условия в мастерских, а также созыв Учредительного собрания, освобождение политзаключенных, предоставление разных свобод, прекращение войны, доступное для всех бесплатное образование, ответственность кабинета министров перед простым народом, всеобщее юридическое равенство и другие. В «Петицию» полностью вошла «программа пяти».
Весь день 7 января Гапон ездил по городу, произносил пламенные речи на митингах, подробно объяснял рабочим пункты требований, после чего они ставили подписи. В этот день священник был вызван для объяснений к министру юстиции, у него в кабинете также страстно защищал интересы народа и умолял министра вместе с ним броситься в ноги Государю, просил связаться по телефону с министром внутренних дел, но поддержки не получил. Принять меры просили также представители интеллигенции вместе с Максимом Горьким, но безрезультатно.

8 января Гапон написал два письма. Первое царю, он сообщал о всеобщем рабочем выступлении, просил показаться перед народом, обещал ему неприкосновенность ценой собственной жизни и жизни своих товарищей. Второе отправил министру внутренних дел вместе с петицией.
Прочитав, министр собрал срочное совещание представителей власти и силовых структур, приняли решение расставить военные подразделения, чтобы не пустить демонстрантов в центр города. Рассчитывали, что люди, увидев войска, испугаются и разойдутся. После совещания министр лично доставил монарху письмо и петицию.
Игнорирование императором и властями забастовки и предупреждений о народной демонстрации вызвало обострение обстановки. Гапон начал выступать с призывами жесткого ультиматума Николаю II: если он не выполнит все условия петиции, значит не способен защитить свой народ, такой царь не нужен.
К участию в демонстрации Гапон привлек также революционеров и разрешил, в случае вооруженного отпора властей, поднимать красные знамена и устраивать баррикады. Но сам он, по воспоминаниям участников, пребывал в воодушевленном настроении и не сомневался, что никто не станет стрелять в безоружных людей, детей, женщин, стариков вместе со священником.
Воскресенье 9 января
Шествие было организовано в форме Крестного хода: священник Гапон служил молебен, все горячо молились, а затем многочисленные организованные колонны с пением молитв двинулись к Дворцовой площади. Несли хоругви, кресты, иконы, портреты царя и транспаранты с призывом не стрелять в людей. Войска уже ожидали их.
По другой версии, стрельба по людям была спровоцирована неизвестными снайперами, которые открыли огонь по солдатам.

Везде была открыта стрельба по безоружным людям, женщинам и детям, уланские и драгунские полки догоняли их, рубили и топтали лошадями. Потрясенного случившимся Гапона увели и спрятали на квартире Максима Горького. Вечером он написал обращение к рабочим о том, что царя больше нет, и призвал их к борьбе. Горький также обвинил царя в массовых убийствах и обратился к общественности с лозунгом о свержении самодержавия.
Разные источники называли различное число жертв, от сотни до нескольких тысяч. По официальной версии было убито 130, ранено порядка 300 человек. Николай II стал именоваться «Николаем кровавым», «палачом народа», а 9 января стало началом первой русской революции.
Свежие комментарии