19 октября 1899 года. Филадельфия. Со стапелей завода «Крамп» сходит бронепалубный крейсер «Варяг». Это событие становится настоящей сенсацией, ведь «Варяг» - это первый в мире крейсер, способный развивать скорость до 25 узлов, у которого почти все оборудование работает на электричестве, а во всех отсеках установлены диковинные для того времени аппараты связи - телефоны.
Журналисты наперебой рассказывают о чуде военной техники, о крейсере «Варяг», называя его «летучим». Тогда никто и не догадывался, что всего через 2 года чудо техники начнет рассыпаться. Окажется, что американская судостроительная компания «Крамп» просто сэкономила на материалах, а «комиссия», которая принимала крейсер, недостатков почему-то не заметила. В 1904-м году, когда начнется русско-японская война, все эти недостатки окажутся для крейсера роковыми. «Варяг» трагически погибнет.
Небольшая гавань Вэйхайвэй находится в Печелийском заливе Желтого моря. В 1904 году англичане «любезно» предоставляют ее японцам для нападения на Порт-Артур. 25 января ровно в семь часов утра из этой гавани выдвигается соединенный флот японского императора Мэйдзи. Бронированная армада под командованием вице-адмирала Того берет курс на Порт-Артур. Начинается короткая, но трагическая для Российской империи русско-японская война.
Корабли порт-артурской эскадры на внешнем рейде стали идеальными мишенями во время атаки. Уже через несколько часов после нападения на Порт-Артур японским миноносцам удастся подорвать несколько сильнейших кораблей русской эскадры. В это же время к нейтральному корейскому порту Чемульпо подойдет эскадра японского адмирала Уриу. Ее задача - высадить десант и захватить крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец», которые прибыли в Чемульпо с дипломатической миссией...
Капитану крейсера, Всеволоду Рудневу, японцы предлагают сдаться. Но Руднев решает собрать офицерский совет. На совете офицеры предлагают командиру затопить канонерскую лодку «Кореец» у входа в бухту, преградив тем самым путь эскадре адмирала Уриу. А ночью прорываться в Порт-Артур на крейсере «Варяг». Но Руднев принимает другое решение: дать бой японской эскадре. В 11 часов 20 минут «Варяг» и «Кореец» снимаются с якоря и выходят в море. Здесь их ждут 14 современных крейсеров и миноносцев японской эскадры. Через 50 минут боя выясняется: у «Варяга» вышла из строя рулевая тяга, он получил 5 подводных пробоин, через полчаса он может затонуть. И тогда командир корабля Руднев решает вернуться на рейд и затопить оба судна.
Канонерскую лодку «Кореец» взрывают, а на крейсере «Варяг» открывают кингстоны и через 2 часа он уходит на дно.
Уже через день японцы начали поднимать затопленный крейсер. А команды "Варяга" и "Корейца", подобранные иностранцами, отправились в Санкт-Петербург. Руднев был уверен: за поражение и затопленный корабль ему не избежать военного трибунала. Но в Петербурге выяснилось: он не преступник, он — герой. На Московский вокзал его вышли встречать почти все жители столицы, вместе с экипажем он парадом прошел по Невскому проспекту прямо до Зимнего дворца. О подвиге «Варяга» писали во всех российских газетах.
По мнению некоторых историков, даже если бы Руднев с командой сдался в плен японцам, из моряков все равно сделали бы героев. Просто потому, что Россия в 1904-м срочно нуждалась в героизме. Ведь перед войной почти все военачальники трубили о молниеносной победе над слабой и изолированной Японией... И поражение в первой же битве на море могло просто деморализовать армию.
Есть и еще одна малоизвестная деталь. Решение о переводе «Варяга» в Чемульпо принимал наместник императора на Дальнем Востоке Евгений Алексеев. Оно и стало для корабля роковым. Но обвинить Алексеева в несостоятельности как военноначальника было невозможно. Его считали внебрачным сыном царя Александра II.
Командира крейсера Всеволода Руднева наградили орденом святого Георгия 4-й степени. Правда, уже через год народный герой Руднев неожиданно уйдет с флота и уедет в свое родовое имение в Тульской губернии. Больше 70 лет историки считали, что Руднева «списали» за сочувствие матросам-революционерам с броненосца «Андрей Первозванный». Сегодня историки утверждают, что это версия несостоятельна. Они уверены: Руднева отправили в отставку за то, что он не взорвал, а затопил крейсер, и «Варяг» достался японцам как трофей.
В первую мировую Россия вернула себе «Варяг», выкупив его у японцев за рекордную по тем временам сумму - 4 миллиона йен золотом. После этого легендарный «Варяг» включили в состав флотилии Северного Ледовитого океана. Но в 1917 году крейсеру требовался капитальный ремонт и его отправили в Англию. Оттуда корабль уже не вернулся. Английское правительство забрало его за долги и перепродало германским фирмам на слом. При буксировке через Ирландское море легендарный русский крейсер «Варяг» попал в шторм и затонул у берегов Шотландии.
Свежие комментарии