Глава Директории Украинской Народной Республики Симон Петлюра, бежав за границу в 1921 году, оставил на советской территории родственников – сестёр и племянников. В эпоху НЭПа они относительно спокойно проживали в Советском Союзе, но всё изменилось в сталинские времена.
Возвращённый дом
Симон Петлюра происходил из мещанского сословия.
Его отец был хозяином извозного предприятия. Семья жила в селе Павленки на окраине Полтавы. Из 12 детей трое умерли в детстве: старший брат и две сестры Петлюры не дожили до конца Гражданской войны.В эмиграцию же вместе Симоном отправились не все его родственники. В советской Украине остались сёстры Марианна, Марина и Феодосия, а также трое племянников и племянница.
Поначалу чекисты практически не трогали родню украинского лидера, хотя в 1924 году ГПУ ненадолго арестовало Марину и Феодосию. Когда же в 1926 году Симон Петлюра был убит в Париже, полтавские большевики, по-видимому, решили, что теперь две старые девы не представляют никакой угрозы. Полтавский окружной исполком возвратил сёстрам «гетмана» Марине и Феодосии изъятый прежде дом из 4-х комнат по адресу ул. Загородная, 20. Сделано это было «в порядке денационализации». Сёстры, не считавшие, что брат опозорил род Петлюр, после переезда указали свою фамилию на вывеске под номером дома. Они не входили в число «лишенцев» и могли участвовать в выборах. Как видно из избирательных карт, в 1927 году Марина и Феодосия имели социальный статус работниц.
Портрет Петлюры рядом с иконами
Спокойной жизни родственников Петлюры пришёл конец во время Большого террора. Сменившееся на Украине чекистское начальство с энтузиазмом ухватилось за сестёр антисоветского лидера. Восстановить события 1937 года в Полтаве можно благодаря документам «о преследовании семьи Симона Петлюры», опубликованным на сайте Украинского института национальной памяти.
Осенью 1937 года сотрудники НКВД наведались в дом к Марине и Феодосии. При осмотре комнат они обнаружили в одной из них портрет Симона Петлюры в полный рост, стоявший рядом с иконами. Нашлись и другие изображения главы УНР.
Попутно следователи «вспомнили» о том, что в Полтаве живёт один из племянников Петлюры – сын Марианны, священник Сильвестр Скрипник (в некоторых бумагах Скрыпник). Его обвинили в том, что вместе с тётками он входил в «контрреволюционную фашистскую повстанческую организацию церковников периферии Полтавской области». Внешне формулировка выглядела правдоподобной. Марина и Феодосия Петлюры жили замкнуто, определённых занятий не имели, а кроме того, периодически пускали пожить в свой дом православных монахинь. В постановлении по делу Марины Петлюры отмечалось, что её жильё «является местом сборища кликуш и антисоветского элемента».
Большевики сделали украинцев несчастными
Кроме религиозности сестрам припомнили их переписку с родственниками-эмигрантами и обвинили в «националистической деятельности». Они якобы призывали к отторжению Украины от Советского Союза.
«Сестры Петлюры – Феодосия и Марина – систематически высказывались в резко враждебном духе в отношении существующего строя, восхваляя бандита Петлюру», - говорилось в одном из документов.
Привлечённый НКВД Николай Радик свидетельствовал также, что он якобы слышал как родственники Петлюры жаловались на высокие налоги и утверждали, что советская власть довела людей «до нищеты, голода и смерти», сделала их «несчастными», а «Симон хотел для украинского народа хорошей жизни».
Но и этого чекистам показалось мало. В довершение всего они инкриминировали двум старым девам и священнику абсурдную связь с троцкистами-зиновьевцами. Особая тройка УНКВД приговорила всех троих к расстрелу. Аналогичная участь ждала ещё одного сына Марианны – Андрея Скрипника, который работал ветеринаром в Чернигове. А младший племянник Петлюры – Валериан Скрипник – в 1937 году был отправлен в ГУЛАГ, откуда вышел лишь в 1952 году. Реабилитировали родственников Петлюры только в 1989-м.
Свежие комментарии