На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БЕЛЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

26 649 подписчиков

Свежие комментарии

  • Григорий Худенко
    Для оценки данных событий нужно ЗНАТЬ все то, что происходило тогда, иначе "слова на слова".«Главное предател...
  • Николай Попов
    Кто убил Сталина? Какая связь между убийством Сталина и «Мингрельским делом» 1951–1953 годов? https://topwar.ru/17942...«Перестройка Бери...
  • михаил дуванов
    ты глист вонючий только  дерьмо производить можешьТайны 22 июня. Ве...

ТАК МНОГО ПЯТЕН И ВСЕ БЕЛЫЕ

      В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета от  8 июля 1944 года в России родилось такое понятие как «одинокая мать». Под ним понимались все женщины, родившие своих детей вне брака. Ноне лишним будет помнить, что в боевых действиях участвовало более полумиллиона женщин. Помимо так называемых «военно-полевых жен», женщины могли забеременеть от любимого мужчины, который вскоре погибал.

(аборты в СССР были запрещены, начиная  с 1936 года: прим. Авт.)
    После вступления Указа 8 -7 в законную силу одинокие матери уже не могли претендовать на какую-либо помощь со стороны биологического отца ребенка. Да и сам отец, не будучи законным супругом матери, не мог быть записан в документах, удостоверяющих рождение своего сына или дочери. В метриках детей, рожденных вне брака, в графе «Отец» в обязательном порядке ставился жирный прочерк. Так возникла эта рукописная «метка», разделившая всех детей на «законных» и «незаконных». За все время существования упомянутого Указа, «незаконных» детей  в СССР было свыше пятнадцати миллионов.
    И еще немного истории. Указом от 8 июля 1944 назначалось пособие на одного ребенка, рожденного вне брака, в размере 100 рублей. При этом средняя месячная зарплата рабочих и служащих была ровна 435 рублям. Пусть не шикарно, но жить было можно. Но уже через три года пособия на внебрачных детей урезали сразу наполовину: на одного ребенка, рожденного вне брака, стали платить 50 рублей. Теперь о главном: по мнению ведущих ученых нашей страны, включая историков, психологов, психиатров, педагогов и демографов вплоть до сего дня в отечественной науке отсутствует серьезная научная экспертиза последствий этого Указа. А ведь еще живы те, кто, будучи ребенком, с грустью в глазах разглядывал в своей метрике вместо имени отца тот злополучный прочерк. Но не только самих «незаконных» детей волновал этот факт. Сразу после окончания ХХ съезда партии – 9 октября 1956 года - на страницах «Литературной газеты» появился призыв Самуила Маршака, Ильи Эренбурга, Дмитрия Шостаковича и академика РАМН - Георгия Сперанского изъять из детских документов, позорящий их прочерк и вписывать туда имена мужчин, ставших их отцами. Тогда же Самуил Маршак написал стихотворение:

От имени множества матерей,
Изведавших боль одиночества,
Мы просим Верховный Совет поскорей
Вернуть их ребятам отчество.

От имени граждан будущих лет,
Еще не имеющих почерка,
Мы, взрослые, просим Верховный Совет
Дать отчество им вместо прочерка.

Мы просим родившимся отчество дать
Взамен этих прочерков-клякс, –
Пускай не ходили отец их и мать
Любовь регистрировать в загс…

Так пусть же и в метриках будут равны
Для счастья рожденные дети!

    К сожалению, это стихотворение даже не было опубликовано в прессе.
    В 1961 году было подготовлено новое коллективное обращение, которое готовы были подписать Маршак, Эренбург, Шостакович, Вениамин Каверин и Корней Чуковский. Но и оно осталось без ответа властей. Как совсем недавно удалось установить авторитетной японской исследовательнице - Мие Накачи, автором основных положений Указа от 1944 года был не Иосиф Сталин, а Никита Хрущев. Зная об этом, можно понять то, почему этот Указ так долго имел законную силу. И это даже тогда, когда пособие одинокой матери равнялось всего 5 рублям. Пусть кто-то называет все это насмешкой со стороны государства, но мы попытаемся быть вдалеке от осуждений кого бы то ни было. Тем более что многие Указы тех лет, включая усиление ответственности за неуплату алиментов, сегодня обретают свое второе рождение. С людьми все обстоит не так. И мне представляется крайне важным собрать сегодня всех тех, кто, помимо своей воли, стал незаконнорожденным ребенком. Пока только виртуально. И вовсе не для того, чтобы хоть в чем-то обвинить своих матерей. Важно помнить, что сразу после окончания Великой войны наступил голод 1945-1947 года. И, если кто-то из женщин в эти ужасные годы, когда половину молодых мужчин убили на войне, решался родить ребенка для себя; для реализации своего женского и материнского предназначения, то честь и хвала этим матерям-одиночкам.   
     Убрать прочерк из детских метрик стало возможным только после отстранения Хрущева от власти. В мае 1968 года на законодательном уровне был, наконец, отменен пресловутый прочерк в метрике. Впредь факт рождения ребенка вне брака мог быть зарегистрирован или по совместному заявлению его родителей, или  по заявлению его матери. В последнем случае данные об отце вносились со слов матери. Но фамилию ребенок получал материнскую. Так оставалось до конца советского периода в истории нашей страны.
    И вновь о главном. Известно, что предпочтение в вопросе усыновлении сирот войны власти СССР отдавали полным семьям, где были мать и отец. Некоторым одиноким женщинам, пожелавшим усыновить сироту, приходилось говорить, что они этого ребенка «нагуляли». Это тоже одно из белых пятен истории советской семьи. Ведь пособия на усыновленных детей было выше, чем пособие для матерей-одиночек. И выплаты продолжались вплоть до совершеннолетия усыновленного ребенка, а не до 12 лет. Как это было в отношении незаконнорожденных детей. Кстати сказать, за десять рожденных или усыновленных детей государство ежемесячно назначало матерям-героиням пособие в размере 5 000 рублей. Эта сумма равнялась окладу Иосифа Сталина.
     Сегодня ученых, в частности, интересует вопрос: как прочерк в метрике ребенка мог влиять на психику незаконнорожденного ребенка? Почему незаконнорожденные дети позже взрослели? Что послужило основанием того, что их встречи с прозой жизни происходили значительно позже, чем у остальных детей. И  не в силу отсрочки самих этих событий, а в силу того, что глаза этим детям кто-то не спешил открывать. Хотя сами встречи со злом иногда приносили трагические последствия. Ощущали ли матери этих детей помощь Бога? Если да, то в какой мере? Как сложилась собственная семейная жизнь незаконнорожденных детей? Сумели ли они стать полноправными членами общества, вопреки низкой самооценке, которая обуславливалась прочерком в их метриках? В какой мере матери одиночки могли переносить свои обиды на своих детей? На эти и многие другие вопросы ученые не смогут найти ответа, если мы не поможем им своими житейскими историями. Поэтому пишите, вступайте в сообщество «Братья и сестры». Давайте встречаться.  Помогать друг другу. Тем самым помогая ученым убрать белое пятно из истории семейных отношений в России в послевоенный период.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх