Принято считать, что на территории Соединенных Штатов во время Второй мировой войны не велось никаких наземных сражений. На самом деле это не так. Летом 1943 года вооруженным силам США пришлось выбивать японские части с двух островов Алеутского архипелага. Но американские военные историки очень не любят вспоминать эту «героическую» операцию…
Алеутские острова – архипелаг вулканического происхождения. Он образует дугу, которая начинается от юго-западной оконечности Северной Америки и тянется к полуострову Камчатка. Архипелаг был открыт в 1741 году экспедицией Беринга-Чирикова, а впоследствии продан Россией США вместе с полуостровом Аляска.
Пощечина дяде Сэму
Историки до сих пор не могут прийти к единому мнению, для каких целей японцам понадобилось захватывать два острова Алеутской гряды. Одни считают, что военное командование Страны восходящего солнца готовило план вторжения на материковую часть США через Аляску, хотя никто не спорит с тем, что оба захваченных острова мало подходили для обустройства военных баз. Другие полагают, что десант был направлен на отвлечение сил ВМФ США от основной японской атаки на атолл Мидуэй. Третьи называют главной целью создание «пояса безопасности Японии», в который должны были входить Индонезия, Новая Каледония, Фиджи, Самоа, атолл Мидуэй и западные Алеутские острова.
Как бы то ни было, но 7 июня 1942 года, после нанесения бомбовых ударов по базе в Датч-Харбор, японские войска практически синхронно высадились на островах Атту и Кыска. Если операция на Мидуэй потерпела фиаско, то здесь, ввиду отсутствия гарнизонов, захват произошел гладко и практически бескровно. На Кыске было убито два сотрудника американской метеостанции, восемь сдалось в плен, а на Атту погиб местный житель.
Японская армия оставила на островах гарнизоны из воинских частей и приданных к ним рабочих бригад. Постепенно группировка на Атту была доведена до 2500 человек, а на Кыске – до 5400.
Стараясь компенсировать мидуэйские неудачи, самурайская пропаганда раструбила о захвате двух американских островов на весь мир. Шпилька, всаженная в необъятный зад США, выставлялась за крупную военную победу.
Атака полковника Ямасаки
На самом деле Соединенные Штаты заметили японское вторжение не сразу, а лишь спустя пять дней после высадки десанта, и поначалу отнеслись к ситуации достаточно спокойно. Они просто организовали морскую блокаду и в течение года ограничивались беспокоящими налетами авиации. Однако даже в таких условиях японцы не только не могли выстроить полноценные базы, но и начали испытывать серьезные проблемы с поставками. Снабжение гарнизонов боеприпасами и продовольствием осуществлялось исключительно с помощью подводных лодок.
Однако впоследствии отношение США к оккупации их морских владений неожиданно изменилось. Зимой 1942 года, в сжатые сроки построив на островах Адак и Амчитка аэродромы, американцы начали подготовку полномасштабной операции.
Для борьбы с двумя батальонами пехоты, не имеющими ни корабельной, ни авиационной поддержки, на Алеутах была сформирована мощнейшая военно-морская группировка. Небо полностью контролировала 11 -я воздушная армия. 10 мая 1943 года к острову Атту подошло десантное подразделение в составе трех линкоров: «Пенсильвании», «Невады» и «Айдахо», авианосца «Нассау», а также 70 крейсеров и эсминцев в сопровождении вспомогательных судов. На берег было высажено 15 тысяч морских пехотинцев армии США.
Бои продолжались до 30 мая. Японцы стояли насмерть. После того, как закончились боеприпасы, полковник Ясуё Ямасаки бросил остатки батальона в штыковую атаку, а когда атака была отбита, уцелевшие солдаты, верные кодексу бусидо, начали совершать самоубийства, подрывая себя гранатами.
При взятии Атту потери американцев составили около 4000 бойцов, из них шесть сотен убитыми. Из всего японского гарнизона уцелело всего 28 человек.
Все серьезно
Учитывая яростное сопротивление, оказанное японским гарнизоном на Атту, к деоккупации острова Кыска американские генералы решили подойти совсем серьезно. Для начала они усилили флот еще тремя линкорами, тремя тяжелыми крейсерами и десятком эсминцев. По боевой мощи стянутая к Алеутам эскадра превышала весь советский, германский или итальянский флоты. На берег должны были высадиться 30 тысяч американских солдат и пять тысяч канадцев. Операция получила кодовое название «Коттедж». С середины июля 11 -я воздушная армия и части морской авиации начали ежедневные бомбардировки острова.
Детали операции до сих пор держатся в секрете, но известно, что на остров было сброшено свыше четырехсот тонн бомб. При этом потери американцев от огня японской зенитной артиллерии составили около 40 машин, еще несколько десятков было потеряно просто из-за аварий. В дополнение к авиаударам, по острову постоянно велся огонь из корабельной артиллерии. Только за 2 августа на Кыску обрушилось более двух тысяч снарядов. В последующие две недели было произведено еще 10 таких обстрелов.
Утром 15 августа американская армада пошла на приступ. В воздухе барражировали эскадрильи самолетов. Согласно намеченному плану, первые отряды американских морпехов высадились на галечные пляжи побережий и начали продвижение вглубь острова. Ветеранов битвы за Атту не могло смутить молчание японского гарнизона, они без подсказок знали, что «косоглазые» закрепились на господствующих высотах и просто выжидают, чтоб накрыть их ураганным огнем.
Наступление продолжалось в течение двух дней. За это время погибло 28 американцев и четверо канадцев, еще 200 бойцов пропали без вести или пали жертвами мин-ловушек. Сегодняшние историки вынуждены признать: львиная часть потерь среди десантников приходилась на неразбериху и «дружественный» огонь. В самый разгар операции подорвался на японской мине новейший эсминец «Абнер Рид». Потери среди его команды составили еще 100 человек.
18 августа, когда десантники нашли пустой японский базовый лагерь, в котором остались только собаки, американскому генералитету наконец стали очевидны две вещи: то, что Кыска полностью находится под контролем армии США, и то, что на острове нет ни одного японца.
Воевали сами с собой…
Операция «Коттедж» по праву может считаться самой курьезной операцией Второй мировой войны. И не только потому, что три дня американские и канадские части несли потери, воюя с воображаемым противником, но и потому, что к моменту эпической атаки флота США остров был уже больше двух недель абсолютно пуст. Между тем, ларчик открывался просто. Как выяснилось позже, японское командование, понимая невозможность организации обороны полностью изолированного острова, сочло самым разумным решением эвакуировать гарнизон и провело эту акцию исключительно виртуозно.
В ночь на 22 июля с острова Парамушир Курильской гряды вышел отряд адмирала Кимуры в составе двух крейсеров, 10 эсминцев и танкера. Спустя семь дней, японское подразделение, пользуясь густым туманом, совершило стремительный проход в гавань Кыски. Прижимаясь к северным берегам, корабли встали на якорь, в течение 50 минут организованно погрузили на борт солдат гарнизона и рабочих строительных бригад, всего 5200 человек, и так же скрытно покинули остров.
Остается только гадать, как армада американских кораблей и самолетов, имеющая достаточно совершенные, по тем временам, радиолокационные станции, умудрилась прошляпить караван японских «эвакуаторов».
С точки зрения соотношения потерь «оборона» Кыски стала лучшим предприятием японских вооруженных сил на Тихоокеанском театре военных действий. Провал американских стратегов удалось скрыть. После войны историки если и упоминали в своих трудах операцию «Коттедж», то старались делать это максимально расплывчато.
Можно долго рассуждать о неизбежности фатальных ошибок и капризах военной фортуны, но ситуацию наиболее точно определил один из летчиков, грустно сказавший, глядя на собак в пустом японском лагере: «Мы сбросили на Кыску 100 тысяч листовок, а эти твари даже не умеют читать».
Военное оружие, армии стран мира.
Свежие комментарии