На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Олег Аникиенко
    Дело в том, что Н.Морозов (этот стойкий солдатик) никогда не был астрологом и не знал астрологии. Статья ваша попсова...Астролог Николай ...
  • Вячeслaв Зотов
    Господи Иисусе Христе , Сыне Божий, помилуй душу грешнаго раба Твоего Григория Федоровича за его бесчинства,злобу и ж...Кровавое усердие ...
  • Сергей Ермилин
    Не стоит забывать о том, что убрали царя от власти, именно белые генералы!!!...А вероломство Маннергейма, доказывают ...Почему Маннергейм...

"Дружественные" бои асов СССР и США

Самым масштабным по потерям и последствиям был авианалёт американских "Мустангов" на аэродром Морин 18 марта 1945 года. Официально считается, что янки сбили 6 Як-3. При этом погибли два советских пилота и один был ранен. Как ошибка уже наших летчиков, приводится пример Кожедуба, якобы 17 апреля сбившего по два "Мустанга", навалившегося на него с ведомым.

На самом деле все было не совсем так и даже совсем не так.

Кровавое 18 марта, американская версия

Капитан Rene L. Burtner Jr. Из состава 369-й истребительной эскадрильи возле своего P-51D №44-72366, код IV-D «Hubert» - участник налёта на советский аэродром Морин 18.03.1945 г.

Американский историк Дж.Х. Смит так описывает цепь трагических событий в тот день: «18 марта 359-я FG снова была разделена на группы „А“ и „В“ для сопровождения В-17 в налете на Берлин. В составе группы „А“ находилось 18 Р-51 из 369-й FS под командованием капитана Ральфа Кокса, „В“ - 34 Р-51 из 368-й и 370-й FG под командованием капитана Уитмора.

Группа „А“ покинула „Крепости“ над озером Думмер и направилась для зачистки на северо-востоке Берлина, а группа „В“ осталась с бомбардировщиками... на высоте 18000 фт. группа „А“ попала под сильный огонь батарей ПВО аэродрома Темпельхоф, из-за чего „желтое звено“ отделилась от остальной 369-й FS. Капитан Кокс вел „красное“, „белое“ и „зеленое“ звенья на север к Штеттину, далее по Одеру до Кенигсберга. Fla высоте 10000 фт. Кокс обнаружил два неопознанных самолета, направлявшихся на юго-восток, и Кокс направил свои Р-51 за ними. Самолеты были перехвачены над аэродромом Цакерик возле Кюстрина и были идентифицированы как „русские Яки“.

Сразу после этого над этим же аэродромом были обнаружены четыре других истребителя, но уже с двигателями воздушного охлаждения. Было решено, что это „Фокке-Вульфы“ атаковавшие аэродром. 369-я FS начала пикировать, лейтенант Роберт Гуггемос пристроился к самолету, который он опознал как Fw190, и открыл стрельбу с 500 ярдов, ни разу не добившись попадания. После сближения, оба самолета вошли в дымку, а когда вокруг прояснилось, Гуггемос разглядел впереди себя Як. Гуггемос попытался выйти из боя, но пилот Яка повел себя агрессивно, сел на хвост и открыл стрельбу. Ведомый Гуггемоса поразил Як в корень крыла и Як разрушился в воздухе. Американцы поднялись на высоту 12000 фт. и наблюдали, как небо под ними наполнилось дымами горящих самолетов.

В это время капитан Кокс возглавлял атаку на четверку истребителей, опознанных как FW 190. Кокс атаковал лидера звена и разрядил длинную очередь с упреждением на ракурсах от 90 до 40 градусов, после которой истребитель загорелся и упал. Затем он быстро сбил еще два истребителя, после чего ему сообщили, что он атаковал русских. Ведущий „красного звена“ в тот же момент сбил еще один самолет...

...„Желтое звено“ действовало в том же самом районе... лейтенант Брюс Томсон („Желтый - третий“) тоже заметил самолет, показавшийся ему Bf 109, однако приблизившись, он понял, что это был совсем не немецкий самолет. Затем самолет Томсон в вираже был обстрелян. После разворота на 360 градусов ему удалось зайти в хвост атаковавшего его самолету, который он идентифицировал как Як-9. Затем он взмыл вверх сзади Яка, покачал крыльями Мустанга, указав на звезды 03 и повиражил перед русским летчиком. Русский посомневался, но затем развернулся назад...

Тем временем бой над аэродромом продолжался, и Бартнер повел „красное звено“ на штурмовку, во время который он поджег пару Як-9, выруливавших для взлета. Лейтенант Роберт Макинтош тоже обстрелял истребитель на посадке, а его фотопулемет зафиксировал попадания пулеметных очередей между садившимся и взлетавшим истребителями. Один из этих самолетов перевернулся.

Капитан Уитмор, управлявший боем по радио, направился вместе с группой „В“ к месту боя. Он обнаружил десяток самолетов, но заметил звезды на их фюзеляжах. Резко отвернув, он едва не сбил Ла-5. Пока продолжался бой над аэродромом Цакерик, майор Кранфилл из 368-й FS сбил еще два Як-9. Теперь ПВО аэродрома открыло сильный огонь, и Кокс приказал своим летчикам выходить из боя. 359-я FG возвратилась домой без потерь.

...Единственным летчиком осужденным военным судом оказался лейтенант Боб Макинтош, чья пленка фотопулемета зафиксировала инцидент, остальные пленки „были испорчены (потеряны?) в проявочном бачке“[1 J. H. Smith, 359th Fighter Group, Osprey, Elite Aviation Units 10, s. 108-111 ].

Воспоминания свидетеля 18 марта

В отличие от американского "историка", у нас есть воспоминания участников. Вспоминает этот налёт Герой Советского Союза Фёдоров Иван Васильевич: „... 18 марта 1945 года союзники наносили бомбовый удар по Берлину большим количеством бомбардировщиков Б-29 [2 Ha самом деле это были В-17 „Летающая крепость“] под прикрытием истребителей „Мустанг“. В это время - с 12 до 14 часов - мы на боевые задания не вылетали, таков был приказ. Использовали эти часы для тренировок молодёжи и облёта самолётов, вышедших из ремонта. Погода была хорошая, и мы спокойно наблюдали, как союзники маневрируют большими массами самолётов над целью. По договорённости с союзным командованием часть подбитых американских бомбардировщиков откалывалась от групп и разворачивалась в сторону наших аэродромов, снижаясь, шла на посадку. Мы переживали за американцев, жалели, что нам не разрешают прикрывать Б-29 от нападения немецких истребителей. И всё же мы были готовы в любую минуту прийти к союзникам на помощь - специальные подразделения дежурили в готовности №1.

Неожиданно над нашим аэродромом появилась семёрка истребителей „Мустанг“. На высоте 800-100 метров они начали перестраиваться в растянутый пеленг и один за другим входить в круг. Что бы это значило? Ну, конечно же, они заходят на посадку - кончилось горючее, вот и решили использовать ближайший аэродром. Посмотрим, как „Мустанги“ приземляются... И вдруг над лётным полем загремели пулемётные очереди. Не успели мы прийти в себя, как увидели падающий в озеро Як. Тимофей! Самолёт упал, лётчик погиб. „Мустанги“ улетели... /Арсенал-коллекция 2012 №6 (06)/

Лейтенант Robert Е. McCormack из состава 369-й истребительной эскадрильи на крыле своего P-51D №44- 72425 код IV-J „Gloria Мае“ - участник налёта на советский аэродром Морин 18.03.1945г.

Они приземлились на аэродроме Познань, и только тогда мы узнали, что, по их предположениям, аэродром Морин был занят немецкой авиацией. Американцам даже в голову не пришло вначале убедиться, кто же на самом деле находится в Морине. Они пролетали мимо и решили атаковать аэродром. Повредили самолёт на выруливании и сбили мирно летящий по кругу Як младшего лейтенанта Пименовского". /И.В. Фёдоров „В небе оставили след“ , стр. 303 - Киев, 1990г./.

Реальность 18 марта

Аэродром Морин атаковали не семь, а как минимум 12 Р-51 из состава 369-й FS под командованием капитана Кокса. Американцы заявили о 9 сбитых и 1 повреждённом советском самолёте в воздушном бою над аэродромом Морин, который они ошибочно приняли за аэродром Цакерик и ещё два Як-9 они заявили уничтоженными на земле.

В действительности, потери 3-го ИАК (на аэродроме Морин в тот день базировались два полка корпуса - 291-й и 812-й ИАП, а также самолёты приданного корпусу 176-й ГИАП) составили 3 самолёта Як-9 и два лётчика, ещё 1 Як-9 был повреждён. Причём над самим аэродромом Морин американцы сбили только один истребитель Як-9Т (№1846) мл. л-та Пименовского Т.П. из состава 812-го ИАП, лётчик погиб.

Также на выруливании был обстрелян и повреждён самолёт Як-9У (N°4024) ст. л-та Сухорукова Н.Ф., который был также ранен и при посадке подбитым разбил свой самолёт. Кроме того в воздушном бою американцами был сбит Як-9 командира звена из состава 291-го ИАП ст. л-та Васильева Л.Я., который погиб в этом бою, и подбит Як-9 заместителя командира АЭ 291-го ИАП ст. л-та Иванова А.В., а сам лётчик был ранен. Правда, группа ст. л-та Иванова, скорее всего, была атакована американцами чуть дальше от аэродрома, поэтому Фёдоров И.В. и не указывает на эти потери полка в своих мемуарах, т.к. не наблюдал их с земли.

На следующий день 19-го марта Начальника Генерального штаба РККА генерала армии А.И. Антонова отправил письмо главе военной миссии США в СССР генерал-майору Д. Дину такого содержания:

„18 марта над расположением советских войск на восточном берегу р. Одер севернее г. Кюстрин прошли курсом на север 8 групп американских бомбардировщиков Б-17 в сопровождении истребителей „Мустанг“. Их преследовали немецкие истребители Me-109 и ФВ-190. В воздухе над этим районом находились 6 истребителей Як-3. Советские летчики, заметив немцев, отогнали их, но в этот момент сами подверглись атаке со стороны американских истребителей. Советские лётчики, ясно различая американские самолёты, уклонились от воздушного боя с ними, но, несмотря на это американские истребители продолжали преследовать советские самолёты. В результате атаки американских истребителей 6 советских самолётов были сбиты, причём два советских лётчика погибли, и один получил тяжёлое ранение.

Этот случай является уже вторым случаем нападения американских истребителей на советские самолёты над территорией, занятой советскими войсками.

Этот из ряда вон выходящий случай произошёл в условиях, когда по обоюдному соглашению между советскими, британскими и американскими штабами авиации была установлена разграничительная зона для боевых действий с союзной авиации, проходящая на этом участке, по линии Пазевальк, Берлин, т.е. в 50 км к западу от района происшествия; причём никаких извещений о предполагаемом пролёте здесь американскими самолётами линии советского фронта сделано не было.

Указанный случай вызывает справедливое возмущение советских войск, особенно тех, которые были свидетелями этого исключительного происшествия“.

В данном послании генерал армии Антонов умышленно завысил потери советской стороны касательно событий 18-го марта, чтобы тем самым указать на больший ущерб, понесённый советской стороной от авиации союзников в данном инциденте. В действительности, за весь день 18-го марта истребительные авиачасти 16-й ВА, кроме вышеуказанных потерь (3 Як-9 и два лётчика), больше никаких потерь в воздушных боях не имели.

На этом события 18 марта совсем не закончились. Можно прямо сказать, что далее последовали акции возмездия со стороны советских лётчиков, которые были возмущены столь вопиющими действиями американских лётчиков. Вряд ли эти акции возмездия совершены с разрешением командования 3-го ИАК, скорее они совершались некоторыми советскими лётчиками по своей инициативе, без ведома своего руководства, что не помешало, однако, последним скрыть участие своих подчинённых в этих случаях.

Кожедуб в кабине своего Ла-5ФН

Один из участников "акции возмездия", трижды Герой Советского Союза Кожедуб. Его версия событий широко известна, но есть и некоторые тонкости, о которых рассказано в более ранних материалах.


Источник: 
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх