Начало пути
К тому моменту, когда Рудольф Абель летом 1953 года впервые встретился в Нью-Йорке с Рейно Хейханеном, у того за плечами был уже приличный опыт работы в советской контрразведке и разведке на территории Финляндии.
Обычный карельский паренёк, родившийся в 1920 году в местечке Каскисари под Ленинградом, Рейно Хейханен не блистал талантами и должен был довольствоваться судьбой деревенского учителя. Однако началась Советско-финская война, НКВД потребовались национальные кадры, и за совершенное владение финским языком Рейно Хейханена привлекают к службе в органах.
Так с конца 1939 года будущий перебежчик работает в качестве переводчика в контрразведке, занимаясь допросом военнопленных и выявлением потенциальных шпионов и антисоветских деятелей, а после войны переходит на ниву разведки.
После годовой подготовки в Эстонии он нелегально пересёк в багажнике границу с Финляндией и по поддельным документам на имя уроженца США Юджина Маки осел в Лапландии. Там он впервые проявил сомнительные личные качества – стал двоеженцем, заключив брак с финляндкой, в то время как в СССР его ждали законная супруга и сын. Однако советское руководство посмотрело на эту историю сквозь пальцы – вторая женитьба шла на пользу делу.
Работа в США
В Нью-Йорк Юджин Маки, он же Рейно Хейханен, вместе со своей второй женой Ханной отбыл 20 октября 1952 года, получив от органов крупную сумму – 3 тысячи долларов. Примечательно, что ни работы с Марком (агентурный псевдоним Рудольфа Абеля), ни последующего предательства могло не быть. Прибыть к Рудольфу Абелю должен был другой связной, с которым советский агент работал прежде. Однако корабль, на котором он плыл, потерпел крушение в Балтийском море, и связной погиб. Назначили Хейханена.
Получив от Марка радиоприёмник и деньги, Рейно в течение трёх лет работал под оперативным псевдонимом Вик, выявляя местонахождение важных лиц и осуществляя связь с Центром. Почти сразу начали проявляться его дурные наклонности: страсть к алкоголю, расточительство, домашнее насилие, пьяные скандалы, о чём Абель регулярно сообщал в центр. К своей работе горе-агент относился так халатно, что однажды даже потерял полую монету с микрофильмом.
Продавец газет Джимми Бозарт, её обнаруживший, передал находку в нью-йоркскую полицию, а оттуда она перешла в руки спецслужб. На счастье, она не содержала ценных сведений, да и на расшифровку ушло 4 года.
Предательство
Когда в мае 1957 года Хейханена под предлогом повышения всё же вызвали в Москву, он был уже законченным алкоголиком. Боясь понести ответственность, он отправился в Париж, якобы собираясь оттуда выехать в Западный Берлин и дальше на родину, а сам вместо этого явился в посольство США, чтобы добровольно сдаться.
Сомнительный вид перебежчика и сильный запах перегара, исходивший от него, не внушали ФБР и ЦРУ особого доверия, но в своём предательстве бывший советский агент твёрдо решил идти до конца. Он предъявил полую монету для шифровок и сдал всю информацию о своём резиденте и другом связанном с ним агенте КГБ, Михаиле Свирине, работавшем в Секретариате ООН. Клубок стал разматываться, и ниточка дотянулась ещё до нескольких советских разведчиков, работавших на территории США и Канады.
После опознания и свидетельств Хейханена в суде Абель получил тридцать лет тюрьмы, но в 1962 году советской сторона обменяла его на двух агентов США.
Обстоятельства гибели
Казалось, Рейно Хейханен легко отделался. За шпионаж его в США не осудили, позволили остаться в Нью-Хэмпшире на довольствии ЦРУ. Однако возмездие настигло предателя уже через несколько лет. 17 февраля 1964 года Хейханен погиб при странных обстоятельствах.
Официальная версия смерти, опубликованная в New York Journal American, звучала как гибель в автокатастрофе на пенсильванской автостраде. Однако на предполагаемом месте аварии никаких следов происшествия зафиксировано не было. Пошёл слух, что с перебежчиком расправилась группа ликвидаторов из КГБ. По другой негласной версии, устранение Хейханена было делом рук самих американских спецслужб.
Обстоятельства гибели предателя так и остались неизвестными. Ряд исследователей склоняется к версии, что смерть Хейханена действительно была несчастным случаем на дороге: учитывая алкоголизм бывшего агента, такой конец его бесславной жизни был вполне закономерен.
Свежие комментарии