В 1847 году император Николай I собственноручно утвердил решение Третьего отделения о том, что 33-летний "свободный художник" Тарас Шевченко по рекрутской повинности определяется на военную службу. Украинского поэта отправили служить в Орскую крепость, которая была расположена в отдаленном и пустынном месте.
Шевченко был отправлен на военную службу рядовым, причем со строгим предписанием начальству бдительно наблюдать за его поведением. Кроме того, ему было запрещено писать и рисовать. Второй запрет для Шевченко, который обучался в Академии художеств в Санкт-Петербурге, был особенно тягостным.
В опалу он попал из-за поэмы "Сон" — Николай I счел, что в ней оскорблена его супруга Александра Федоровна.
В письмах друзьях Шевченко сетовал на однообразие местности, "тощую речку Урал" и "бесконечную Киргизскую степь". Именно тогда он и решил обратиться за помощью к Николаю Васильевичу Гоголю. "По праву малороссийского виршеплета", — так обосновал свое обращение к знаменитому писателю сам Шевченко. Он рассчитывал на симпатии Гоголя ко всему украинскому.
Впрочем, если Николай Васильевич и пытался помочь чем-то Шевченко, то гласности это обстоятельство предано не было. При этом в Петербурге у Шевченко осталось немало достаточно влиятельных приятелей, которые пытались ему помочь. В частности, активно ходатайствовал за Шевченко писатель Алексей Константинович Толстой, один из создателей образа Козьмы Пруткова.
Однако на заступничество друзей и знакомых, ни обращения самого Шевченко не возымели никакого действия. Запрещение рисовать действовало до самого окончания военной службы Шевченко, то есть до 1857 года. Если ему и удавалось это делать, так только благодаря хорошему отношению со стороны командования тех частей, в которых Шевченко проходил службу.
Свежие комментарии