С помощью стрелкового вооружения уроженца Вологодской области конструктора Михаила Березина наши летчики сбросили фашистов с неба. Любопытно, что в начале войны фамилию конструктора самого популярного в авиации пулемета не знали даже в Управлении вооружения ВВС Красной Армии, полагая, что оно выбрано по названию реки.
Хотя за этим стоял вполне конкретный человек.Как правило, стрелковое вооружение называется по фамилии его создателя: пистолет-пулемет Шпагина, карабин Симонова, пистолеты Макарова и Стечкина, автомат Калашникова... Нашему земляку, конструктору М.Е. Березину в этом смысле немножко не повезло. Дело в том, что его фамилия созвучна с названием небольшой белорусской реки. Правый приток Днепра, река Березина известна тем, что в ходе Отечественной войны 1812 года на её берегах с 26 по 29 ноября развернулось грандиозное сражение между отступающей армией Наполеона и русскими войсками. Данное сражение оставило серьёзный отпечаток в общественном сознании того времени. С тех пор слово «Березина» употребляется как синоним полного провала и катастрофы для неприятеля. Символично, что авиационный пулемет, созданный нашим земляком, стали называть «Березиной».
Михаил Евгеньевич Березин родился 21 ноября 1906 года в деревне Гончарка Кирилловского уезда Вологодской губернии. В настоящее время Гончарка входит в территорию Алёшинского поселения, располагается в километре от Глухарева – центра бывшего Глазатовского сельсовета. Родители выдающегося конструктора – крестьяне – с раннего детства приучали сына к труду. Как и многие деревенские ребятишки того времени, Михаил начал свою трудовую деятельность с девяти лет. Вначале помогал выполнять сельскохозяйственные работы, а с 15 лет трудился на лесозаготовках, освоил профессию плотника. В 1926 году Михаил Евгеньевич уезжает в Ленинград, устраивается чернорабочим и одновременно учится на рабфаке при Ленинградском политехническом институте. Летом 1934 года выпускник института, молодой инженер М.Е. Березин получает распределение на Тульский оружейный завод, где трудится вначале сменным мастером, а через некоторое время – инженером-конструктором. В 1935 году Михаила Евгеньевича переводят в конструкторское бюро ОКБ-14, где он, помимо основной работы, с группой единомышленников начал проектирование принципиально нового крупнокалиберного синхронного пулемета. Стоит отметить, что на первоначальном этапе создание этого грозного оружия являлось всего лишь увлечением, самодеятельностью молодых инженеров.
Однако 5 августа 1938 года Советское правительство поставило перед изобретателями-оружейниками задачу создания 12,7- миллиметрового крупнокалиберного пулемета. В стране в это время действовало более десяти КБ по созданию стрелкового вооружения. Для оснащения военно-воздушных сил создавали вооружение конструкторы С.В. Владимиров, А.К. Норов, И.В. Савин, Б.Г. Шпитальный, И.А. Комарицкий. Но самым авторитетным считалось конструкторское бюро В.А. Дегтярева. В 1927 году Василий Алексеевич Дегтярев создал ручной пулемет, который состоял на вооружении Красной Армии. Все оружейные КБ страны стали с энтузиазмом выполнять правительственное задание. Организовался некий конкурс, соревнование: чья конструкция пулемета окажется лучшей?
М.Е. Березин создал очень удачную систему авиационного пулемета, рассчитанного на использование бесфланцевого патрона от крупнокалиберного пехотного пулемёта. Его пулемёт отличался простотой конструкции, малыми габаритами, удобством в эксплуатации. Автоматика пулемёта Березина действовала по принципу использования энергии пороховых газов, отводимых из канала ствола. Запирание осуществлялось при помощи особого клина. К одной из характерных особенностей устройства этого пулемета относится подача патронной ленты не при откате подвижных частей, как это происходит у подавляющего большинства пулеметов, а при их накате, то есть от возвратной пружины. Для обеспечения требуемой надёжности подачи ленты возвратная пружина была сделана многожильной. Другой оригинальной особенностью конструкции пулемёта является система удаления стреляной гильзы: она выбрасывалась под действием криволинейного гребня очередным патроном. Питание производилось из металлической рассыпной ленты с непрямой подачей патрона. Высокая скорострельность оружия достигалась буфером подвижных частей автоматики, смонтированных в затыльнике.
Первый пулемет системы Березина был изготовлен в октябре 1938 года. Заводские испытания показали надёжную работу его автоматики и хорошую живучесть. Два других пулемета, изготовленные в декабре 1938 года, также успешно выдержали наземные стрельбы. Однако дальнейшие испытания показали, что, несмотря на все свои положительные качества, пулемет Березина имел некоторые серьезные недостатки. Выявились дефекты, связанные с недостаточной живучестью отдельных деталей автоматики, требовали устранения причины появления задержек в стрельбе.
Работая над дальнейшим совершенствованием конструкции в целях ликвидации этих недостатков, М.Е. Березин сконструировал пулемет в трёх вариантах, в зависимости от места установки на самолете: турельный, крыльевой и синхронный. Основные детали и механизмы всех трех вариантов пулемета были сохранены, за исключением спускового и ударного механизмов, в которые были внесены некоторые изменения, связанные со спецификой их применения. В синхронном и крыльевом вариантах было осуществлено дистанционное управление системой перезарядки в случае появления задержек в стрельбе с использованием сжатого воздуха. Это была первая в советской авиации система пневматического перезаряжания пулемета, значительно облегчившая его эксплуатацию в боевых условиях. На турельном варианте, где пневматическую перезарядку пулемета невозможно осуществить из-за малых габаритов кабины, конструктор разработал механическое устройство перезаряжания рычажного типа.
13 апреля 1939 года Комитет Обороны принял постановление о производстве 12,7-миллиметрового синхронного пулемета системы Березина на одном из оружейных заводов в Туле. Войсковые испытания пулемета проводились с 7 января по 22 февраля 1941 года в 116-м авиационном истребительном полку. В ходе испытаний пулемет Березина безотказно работал на 9-километровой высоте, при минус 480С, продолжал стрелять в глубоких виражах, боевых разворотах, петлях, бочках и пикировании. Высокую оценку новому образцу вооружения дали летчики-испытатели, отстреливавшие пулеметы в воздухе. «В процессе войсковых испытаний пулемет Березина показал себя вполне пригодным для принятия его на вооружение ВВС Красной Армии, – докладывал летчик-испытатель старший лейтенант А. Крючков. – За время испытаний пулемет работал бесперебойно, дав несколько легко устранимых задержек. Считаю работу нового пулемета отличной».
Государственная комиссия под председательством Героя Советского Союза полковника Н.П. Каманина в своём заключении отметила, что синхронный пулемёт конструкции Березина испытания выдержал и может быть допущен для принятия на вооружение Военно-Воздушных Сил Красной Армии.
22 апреля 1941 года специальным постановлением Центрального Комитета партии и Советского правительства крупнокалиберный авиационный пулемет системы Березина был принят на вооружение РККА. Вес пулемета составлял 21,5 кг, темп стрельбы в синхронном варианте – 700-800 выстрелов в минуту. В турельном и крыльевом вариантах – от 800 до 1050 выстрелов в минуту.
Начавшаяся через два месяца война выявила неэффективность 7,62-миллиметровых пулеметов при стрельбе по воздушным целям. Таким образом, крупнокалиберный пулемет, созданный нашим земляком, стал одним из основных видов авиационного стрелкового вооружения в годы Великой Отечественной войны. Синхронный пулемет Березина устанавливался на истребителях И-15, И-153 БС, ЯК-16, ЯК-3, ЯК-9, ЯК-76, МиГ-3, ЛаГГ-3. Кормовой пулемет системы Березина был установлен на фронтовом бомбардировщике Пе-2 и самолете МИГ-15. Турельный пулемет Березина устанавливался на бомбардировщиках и штурмовиках СБ, Пе-2, Ер-2, Иа-2, Ил-4, ТУ-2 и Пе-8. Производство пулеметов системы Березина велось на Тульском оружейном и Ижевском машиностроительном заводах. В 1941 году было выпущено 6300 пулеметов, в 1943 году – 43690, в 1944 году – 38340, в 1945 – 42952 пулемета.
Интересен факт, что пулеметы Березина воевали не только в воздухе. Грозное оружие применялось при обороне Тулы, а также пулеметы устанавливали на специальные станки в кузове автомобиля ГАЗ и использовали как передвижные зенитные установки.
В начале войны советская авиация серьезно уступала люфтваффе, в том числе и по вооружению. К примеру, самый массовый пикирующий бомбардировщик второй мировой войны Пе-2 поначалу являлся уязвимой мишенью для вражеских истребителей. Один из летчиков бомбардировочного полка доказывал авиаконструктору: «На «Пешке» никуда не годится верхняя стрелковая оборонительная установка с пулеметом 7,62 миллиметра. «Мессер» подходит почти вплотную, у него бронестекло, лупим в него из пулемета почти в упор. Хорошо видим, как фашист улыбается, сволочь. Отваливает в сторону, делает боевой разворот и спокойно так из верхней полусферы тебя расстреливает. Нам срочно нужна «Березина».
Авиационные конструкторы в срочном порядке начали искать решение по установке на бомбардировщике турельного пулемета Березина. Первые боевые испытания нового авиационного вооружения происходили 5 мая 1942 года под Керчью. Испытания проводили летчики 30-го бомбардировочного полка под командованием полковника Николаева. Появление нового оружия стало полной неожиданностью для фашистов, теперь им стало не до улыбок: когда наши самолеты после выполнения боевого задания возвращались на базу, их перехватили немецкие истребители. Уверенные в своей безнаказанности, они, как и прежде, заходили с хвоста, пытались приблизиться метров на 300, чтобы бить наверняка. Несколько березинских пулеметов открыли огонь почти одновременно. Три немецких истребителя, объятые пламенем, рухнули на землю. Не поняв, что случилось, другие «мессеры» шаблонно повторили маневр, и также были сбиты. Это была победа нового оружия. В наркомат вооружений, в адрес конструктора и оружейного завода пошли письма с благодарностями, а также категорические требования летчиков о скорейшем переоборудовании всего парка боевых самолетов. Производство авиационных пулеметов системы Березина в годы войны осуществлялось под особым вниманием Государственного Комитета Обороны. Большое внимание их производству уделял председатель совета оборонной промышленности Н.А. Вознесенский, который всячески способствовал скорейшей организации их массового выпуска.
В годы войны М.Е. Березин трудится над созданием более совершенных образцов авиационного пулеметно-пушечного вооружения. Стремясь создать более эффективное оружие, чем стоящая на вооружении советской авиации 20-миллиметровая пушка ШВАК, наш земляк сконструировал свою пушку, которая получила название Б-20. Примечательно, что масса березинской пушки составляла всего 25 кг, то есть вдвое легче пушки старого образца. Данное обстоятельство – очень важное для авиации, дало возможность использовать ее как во встроенных неподвижных стрелковых установках, так и в подвижных установках с дистанционным управлением. Перезаряжание пушки осуществлялось автоматически, сжатым воздухом. Темп стрельбы для синхронного варианта – 600 выстрелов, для турельного и крыльевого – 800 выстрелов в минуту. Новая авиационная пушка Б-20 принята на вооружение в 1944 году. Таким образом, на заключительном этапе войны советская авиация получила одну из наиболее эффективных и мощных в своём классе систем авиационного вооружения.
М.Е. Березин - автор ряда изобретений, связанных с созданием и совершенствованием систем стрелкового вооружения. Несмотря на то, что знаменитый авиационный пулемет «Березина» как бы отмежевался от фамилии своего создателя, Родина высоко оценила заслуги выдающегося оружейника. Михаил Евгеньевич дважды лауреат Сталинской (Государственной) премии, награждён орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Суворова II степени и орденом Кутузова I степени.
Примечательно, что два последних ордена – это полководческие награды, их не могли заслужить не красноармейцы, не младшие офицеры и тем более гражданские лица. К примеру, орденом Суворова II степени награждались командиры корпусов, дивизий, бригад и их заместители за организацию боя по разгрому вражеского корпуса или дивизии, достигнутому с меньшими силами, в результате внезапной и решительной атаки. При этом доподлинно известно, что М.Е. Березин на фронте не воевал и крупными воинскими соединениями никогда не командовал. Высоких «генеральских» наград наш земляк удостоен по ходатайству военных летчиков за создание новых образцов авиационного вооружения. Эффективность оружия, созданного М.Е. Березиным, соответствует разгрому крупных вражеских соединений.
Конструкторский талант нашего земляка высоко ценили Нарком вооружений Д.Ф. Уcтинов, министр авиационной промышленности М. Хруничев, знаменитый конструктор пулеметов генерал-майор-инженер артиллерийской службы В.А. Дегтярев. Об этом свидетельствуют документы, хранящиеся в архиве Кирилло-Белозерского музея-заповедника.. Родственники выдающегося оружейника проживают в Кириллове. В Туле в музее оружия нашему земляку посвящена отдельная экспозиция. На доме, где проживал конструктор легендарного авиационного пулемёта, установлена мемориальная доска.
Свежие комментарии