Прохождение 57 000 немецких военнопленных по улицам Москвы, 1944 год. Фото: archive.is
17 июля 1944 года в Москве состоялся «Парад побежденных» — по нашей столице под конвоем провели 57 тысяч немецких солдат и офицеров, захваченных в плен в ходе Белорусской наступательной операции...
В конце июня 1944 года наша армия начала наступательную операцию «Багратион» — буквально за две недели стремительным наступлением была освобождена большая часть Белоруссии и разгромлена крупнейшая группировка гитлеровских войск. Из более чем миллиона солдат вермахта в ходе нашего наступления погибли около 400 тысяч, еще 158 тысяч гитлеровцев попали в плен. Из 47 немецких генералов, воевавших в качестве командиров корпусов и дивизий в Белоруссии, в плен попала почти половина — 21. Эти потери врага даже превысили результаты знаменитой Сталинградской битвы.
Сообщения «Совинформбюро» о стремительном наступлении, решительных успехах и большом количестве пленных вызвали удивление и даже недоверие у наших союзников на Западе — ведь во Франции англо-американцы, действую против значительно более слабой немецкой группировки, имели куда более скромные успехи. И тогда руководство СССР решило продемонстрировать нашему народу и всему миру множество только что захваченных в плен врагов.
Известно, что Гитлер в 1941 году планировал парад победы в Москве — спустя три года десятки тысяч его солдат действительно прошли по нашей столице. Только это был не блестящий марш победителей, а шествие пленных. Уныло и обреченно бредущие под конвоем бесконечные колонны гитлеровцев показывали москвичам, всему народу Советского Союза и всему миру, что дни Третьего рейха сочтены…
Кстати, авторами идеи подобного «парада» пленных были сами немцы. В 1914 году они прогнали по Кенигсбергу русских солдат и офицеров, взятых в плен после разгрома в Восточной Пруссии армии генерала Самсонова. Спустя 30 лет немецкая фантазия ударила по своим же создателям.
Для аналогичного «парада» в Москву в июле 1944 года привезли более 57 тысяч германских военнопленных, только что захваченных в Белоруссии. Организацией их приема и проведения по улицам столицы занималось командование Московского военного округа во главе с генерал-полковником Павлом Артемьевичем Артемьевым. Именно он в самые трагические дни осени 1941 года командовал гарнизоном Москвы, а 7 ноября того года организовывал знаменитый парад защитников столицы.
Теперь генерал Артемьев командовал другим «парадом» из десятков тысяч живых трофеев. Показательно, что в секретных документах советских спецслужб организация этого «парада» носила кодовое наименование «Большой вальс».
Прибывших в столицу пленных разместили на московском ипподроме и стадионе «Динамо». В Москву взяли только тех, кто не был ранен и мог передвигаться самостоятельно. Организацией снабжения десятков тысяч пленных едой и водой на стадионе и ипподроме занимались московские пожарные. Накануне «парада» немцам роздали усиленный паек, в том числе хлеб с салом.
17 июля 1944 года к 11 часам утра пленных построили в две огромные колонны — 20 человек по фронту в каждой. Колонны, в свою очередь, разделили на «коробки» по 600 человек. Пленных выстроили в соответствии с воинскими званиями — впереди первой коробки отдельной группой вели 19 генералов, за ними поставили множество полковников, за которыми выстроили других офицеров и далее рядовых солдат.
Первую самую большую колонну — 42 тысячи военнопленных — повели по Ленинградскому шоссе (ныне Ленинградский проспект) и улице Горького к площади Маяковского и далее на восток по Садовому кольцу. Этот «парад» под конвоем конных и пеших бойцов нашей армии продолжался 2 часа 25 минут.
По Садовому кольцу 42 тысячи немцев дошли до Курского вокзала, где их ожидали вагоны, чтобы развезти по лагерям военнопленных. Вторую колонну, в которой было 15,6 тысячи гитлеровцев, проведя по Ленинградскому шоссе, повернули на Садовом кольце против часовой стрелки в западном направлении. Они прошли Большую Садовую и Садово-Кудринскую улицы, Смоленскую площадь и на Калужской площади свернули на Большую Калужскую улицу, дойдя до станции Канатчиково Окружной железной дороги. «Парад» этой группы пленных занял 4 часа 20 минут.
Колонны немцев сопровождали наши бойцы — всадники с обнаженными шашками и пехотинцы, державшие винтовки с примкнутыми штыками наперевес. За пленными следовали поливальные машины, символически смывая после несостоявшихся оккупантов грязь с асфальта. Операция «Большой вальс» закончилась к семи часам вечера 17 июля 1944 года, когда всех пленных разместили по вагонам и отправили в лагеря военнопленных.
На всем протяжении «парада» многотысячные колонны немцев наблюдали москвичи, пережившие годы войны. Большинство смотрели на павших сверхчеловеков-«юберменшей» молча и с презрением, лишь иногда раздавались выкрики «Смерть Гитлеру!» и «Смерть фашизму!». Можно констатировать, что наши люди оказались на высоте и проявили достоинство, не выказывая к разгромленному смертельному врагу ни истеричной ненависти, ни бессмысленного «гуманизма».
Среди наблюдавших «парад» пленных было множество иностранных дипломатов и корреспондентов. В их числе был и бригадный генерал Эрнест Пети, глава французской военной миссии, прибывший в Москву по поручению «Сражающейся Франции» генерала Де Голля. Он стоял во французском военном мундире с орденом Боевого Красного Знамени, которым его наградило наше правительство.
В числе невольных участников «парада» военнопленных было и несколько десятков французских коллаборационистов из Французской 8-й штурмовой бригады войск СС, также взятых в плен в Белоруссии. Завидев своего соотечественника, они стали кричать генералу Пети: «Мы не были добровольцами! Нас призвали насильно. Да здравствует Франция!» Эрнест Пети, по свидетельству очевидцев, лишь зло сплюнул и процедил сквозь зубы: «Мерзавцы!».
В тот день весь мир смог увидеть начало конца гитлеровской Германии. Так проведенная 17 июля 1944 года операция «Большой вальс», вошедшая в историю как «Парад побежденных», стала большим моральным и пропагандистским успехом нашей страны в борьбе со смертельным врагом.
Свежие комментарии