На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БЕЛЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

26 645 подписчиков

Свежие комментарии

  • Григорий Худенко
    Для оценки данных событий нужно ЗНАТЬ все то, что происходило тогда, иначе "слова на слова".«Главное предател...
  • Николай Попов
    Кто убил Сталина? Какая связь между убийством Сталина и «Мингрельским делом» 1951–1953 годов? https://topwar.ru/17942...«Перестройка Бери...
  • михаил дуванов
    ты глист вонючий только  дерьмо производить можешьТайны 22 июня. Ве...

Черные гусары, которым не страшна была смерть

Сохранилась граммофонная запись 20-х годов, сделанная в Венгрии. Леонид Шуляковский (сам в прошлом военный, ротмистр) поет марш "Черных гусар". Так называли Александрийский 5-й гусарский полк, шефом которого являлась ни много ни мало сама императрица Александра Федоровна. А еще в этом полку в свое время служил барон Маннергейм, поэт Николай Гумилев и писатель Михаил Булгаков.

Надо сказать, что черных гусар еще называли "бессмертными гусарами" и "гусарами смерти". Как ни странно, в этом конкретном случае эти два взаимоисключающих эпитета выступали синонимами. Бойцы славились личной храбростью и особенной формой черного цвета. А эмблемой служил череп с костями, вышитый серебром – голова Адама.

 
Одно из последних изображений гусар из 5-го Александрийского
Одно из последних изображений гусар из 5-го Александрийского

Адамова голова еще называется Голгофой – по легенде именно в основании этой горы похоронили первого человека. На этой же горе стояло распятие Спасителя. Поэтому в христианском мире такая мертвая голова служила символом вечной жизни. Но, признаться, вид голых косточек на обычных людей навевает несколько иные ассоциации, несколько зловещие. Поэтому военным этот символический дуализм пришелся к месту – носителей обнадеживал, а соперников безжалостно вгонял в уныние.

Интересно, что точно такие же черные гусары (и форма похожая) имелись во Франции аж с 1792 года. Эскадрон из двух рот набирался исключительно из уроженцев севера страны и считался элитной частью. Но и это подразделение являлось подражанием, копией. А оригинал имел прусские корни. Причем, что любопытно, история подразделения начиналась не со страниц славных деяний, а совсем наоборот.

В 1721 году Фридрих Вильгельм I (король-солдат) приказал одному из своих драгунских командиров набрать и экипировать 2 роты гусар. Причем набрать из венгров – они тогда считались отменными кадрами для легкой кавалерии. Командир новым ротам тоже достался драгунский. А квартиры им отвели в городе Мемель – нынешняя Клайпеда. И звали их сначала не черными, а зелеными гусарами.

 
Французский "Hussard de la Mort" (гусар смерти). Художник: René Louis
Французский "Hussard de la Mort" (гусар смерти). Художник: René Louis

Но в 1724 году 30 гусар части дезертировали. Так что саму часть даже собирались расформировать, но ограничились ее реформированием. И несколько увеличили штат – до 3 эскадронов. Любопытно, что эта часть считалась прусской, но вот немцев в ней почти и не наблюдалось. Основную массу составляли иностранные наемники.

Форма была зеленого цвета с канареечной опушкой, но уже тогда появилась знаменитая эмблема – череп с костями. Правда, пока только как отличительный знак офицеров. Собственно, мертвую голову позаимствовали у пандуров – венгерских телохранителей (а те вообще были падкими на внешне эффектные цацки) австрийской военной верхушки.

Зеленые гусары охраняли границу по Неману и занимались отражением налетов польских банд, частых в то время. А еще выполняли карательные функции, отлавливая в округе дезертиров.

 
Художник: Emil Hünten
Художник: Emil Hünten

Символика в армии – вещь немалая. И гусарская форма со зловещей эмблемой неплохо сочетались вместе. Сама идея легкой кавалерии подразумевает немалую долю лихости, личной храбрости и пренебрежение собственной жизнью.

В 1740 Фридрих Вильгельм умер, и его тело везли укрытое черной тканью, на которой серебром вышили череп с костями. Собственно, черный с белым считались личными цветами этого правителя, ну а мертвая голова тут выступала как общепринятый христианский символ – пока еще.

В 1741 сын покойного короля Фридрих II Великий решил в честь отца переодеть пару полков своих зеленых гусар. Отчего 1-й и 2-й лейб-гусарские полки отныне стали черными гусарами. Девизом полков выбрали "Победа или смерть" и теперь уже вопрос восприятия этих полков в качестве вестников смерти оставался только вопросом времени. И черные гусары стали еще дополнительно и гусарами смерти. И, надо сказать, вполне заслуженно – уже в 1745 они отличились в боях.

 
Гусары Фридриха Великого. Иллюстратор: Александр Ежов
Гусары Фридриха Великого. Иллюстратор: Александр Ежов

Черные гусары мало ценили свою жизнь, равно как и жизни врагов. Пленных они предпочитали не брать, так что реноме себе заработали не самое романтичное, причем очень быстро. Постепенно противники так прониклись этим зловещим флером, что и одного имени оказывалось достаточно – часто противники черных гусар прекращали сопротивление только потому, что видели перед собой черную форму – репутация, как видно, оказывалась важнее оружия.

Интересно, что стандартным вооружением черных гусар считались сабля и карабин. Пистолеты, так любимые другими кавалеристами, почему-то ими третировались.

При Ватерлоо и под Лейпцигом прусские гусары смерти отличились бесстрашием, массовым героизмом и совершенно беспощадностью к пленным. Именно тогда кокарда с меховой гусарской шапки – все та же мертвая голова – стала символом всей немецкой военной машины. И тогда же случился презабавный случай: прусские и русские черные гусары участвовали в сражении как союзники. Причем русские гусары крепко отличились. Но, будучи забрызганные грязью от "пят до кивера", были приняты прусским военачальником за своих. Когда же тому указали на ошибку, тот не только не прекратил похвальбу, но и пришел в полный восторг от такой преемственности.

 
Художник: Luis Arcas
Художник: Luis Arcas

Рассказывают, что именно после того случая прусских гусар решили неофициально называть гусарами смерти, а русский – бессмертными. Увы, это только прекрасный апокриф – в официальных бумагах встречаются на равных оба термина.

Прусские гусары просуществовали до самого развала империи в 1918 году. Ну а эмблему их потом позаимствовали танковые подразделения и части СС третьего рейха. Русский же вариант просуществовал в какой-то мере чуть дольше. Полк самораспустился в 1917, но на его базе создали сразу две части. Причем одна из них вошла в состав Красной армии, а вторая воевала в Добровольческой армии. У времени, порой, очень своеобразное чувство юмора.

Ссылка на первоисточник
наверх