Через весь ночной небосклон среди звёзд мягко растянулся светящийся белый поток - Млечный путь. Поток неравномерен, в одних местах он гуще, в других распадается на рукава, отдельные части, завихрения и тянется через всё небо молчаливо и величественно. Ещё его называют Тропой Богов, Небесной Дорогой, а ирокезы даже и слышать не желают иного, как только что Млечный Путь на самом деле — небесная Белая Река.
Но все же - свое название как Млечный Путь получил от древнегреческих мифов. Согласно одному из них, рассерженный Зевс отнял от груди своей супруги Геры кормящегося младенца, и молоко из груди Геры вылилось на небо. Другой миф повествует о том, что бог-скороход Гермес приложил к груди Геры голодного младенца— Геркулеса, рожденного смертной женщиной от Зевса. Оскорбленная этим Гера сама оттолкнула младенца, и ее молоко хлынуло на небо. Действительно, белесая полоса Млечного Пути напоминает пролитое молоко или туман. Но достаточно посмотреть на Млечный Путь в обычный призменный бинокль, как на фоне белесой полосы совершенно четко проступают слабые звезды, а в телескоп, даже с небольшим увеличением в 30—40 раз, видно, что Млечный Путь состоит из колоссального множества очень слабых звезд. Суммарный блеск этих звезд и создает для невооруженного глаза впечатление светлой полосы Млечного Пути.
Итак, Млечный Путь состоит из миллиардов звезд и тянется полосой по обоим полушариям неба, замыкаясь в звездное кольцо, наклоненное к небесному экватору под углом около 63°. В северном полушарии неба он проходит по ярким созвездиям Ориона, Близнецов, Тельца, Возничего, Персея, Кассиопеи, Лебедя и Орла, переходит в южное небесное полушарие и далее идет по созвездиям Щита, Змееносца, Стрельца и Скорпиона. В недоступной наблюдениям в северной части неба. В южном небесном полушарии Млечный Путь тянется по созвездиям Жертвенника, Наугольника, Циркуля, Центавра, Южного Креста, Мухи, Киля и Парусов. Северная часть созвездия Парусов уже видна над южной частью горизонта (северного полушария), и отсюда Млечный Путь идет по созвездиям Кормы, Большого Пса и Единорога, снова переходит в северное небесное полушарие и замыкается на границе созвездий Ориона и Близнецов.
В начале времён, задолго до прихода бледнолицых, жили на земле две сестры. Одну звали «бирюзовой девой», другую — «девой раковины».Обе они были, разумеется, божественного происхождения, но точно так же, как и смертные, занимались хозяйством и даже не прочь были выйти замуж. Но земля была почти совсем пуста, так что приличного индейского воина было практически не сыскать, и пришлось сестрам со свадьбой повременить. И вот, чтобы чем-то заняться, а не сидеть просто так, придумала старшая из сестёр — «бирюзовая дева» — учить людей, малочисленных и совсем не образованных, как добывать огонь, как строить жилища, как охотиться на бизонов и прочим полезным вещам. Вторая же сестра, «дева белой раковины», оставалась дома. А жили сестры не где-нибудь, а на самом краю земли, хотя не исключено, что это было только побережье Атлантического океана. И вот пока «бирюзовая дева» бродила по прериям, занимаясь миссионерством, «дева белой раковины» терпеливо вела хозяйство и дожидалась предприимчивую сестру у домашнего очага с горячим ужином и тёплыми тапочками. Но земля-то у ирокезов была большая, и поспевать каждый вечер домой становилось всё труднее. Вот тогда «бирюзовая дева» и придумала возвращаться не пешком, а просто плыть в челноке прямо по небу. А поскольку само по себе небо довольно сухое, то верховное божество специально для «бирюзовой девы» организовало там реку. Так вот и появилась Белая Река. В начале ночи «бирюзовая дева» возвращалась по Белой Реке домой, а в конце снова отправлялась на работу.
Увы, ничто не вечно, и у «бирюзовой девы» случилась несчастная любовь с самыми драматическими последствиями, с соперничеством сестры — «девы белой раковины», с интригами и разочарованиями, с нарушенными клятвами и роковыми случайностями. В результате «бирюзовая дева» решила вообще удалиться из нашего несовершенного мира и в последний раз явилась людям в виде капли бирюзы на вершине самой высокой из Скалистых Гор. На память же о себе разочарованная, добросердечная красавица оставила нам тёплый Летний дождь. Когда ирокезы попадают под ласковые тихие капли, они всегда непременно вспоминают о «бирюзовой деве». И ещё когда в ясную ночь смотрят на небо. Потому что Белая Река там так и осталась.
Если навести на Белую Реку, или, иначе на Млечный Путь любой телескоп или даже бинокль, то сразу станет видно, что никакой это не туман. Вся Белая Река, все её ответвления и отдельные, оторвавшиеся от общего потока части сплошь состоят из огромного количества близко расположенных одна возле другой маленьких звёзд. То есть, возможно, что сами по себе звёзды там разной величины, но даже в телескоп в этом бесконечном рое мудрено разобрать, кто большой, кто поменьше, кто рядом с кем, а кто сам по себе. Понятно только, что количество звёзд в той стороне бесконечно больше, чем в любом Другом месте ночного неба. Объясняется это астероидным кольцом, находящимся между Землей и Марсом.
Древние египтяне связывают Нил "звездной рекой", Млечным Путем. Со времен Гомера Нил ассоциировался с мифической рекой на небе, именуемой как Океаном, так и Эриданом. Греческий историк А.Б.Кук, придерживался мнения, что Эриданом (сегодня так называется созвездие, состоящее из цепочки бледных звезд, связывающих Ригель с Ахернаром) считалось "не что иное, как Млечный Путь", а в догреческие времена Океаном "просто называли всю Галактику", то есть тот же Млечный Путь. Кук также обратил внимание на утверждение Хигина, что река Эридан отождествлялась с Нилом; также ее называли Океаном ("Eridanus: hunc alii Nilum, complures etiam Oceanum esse dixerunt"). Нетрудно понять, почему люди, жившие по берегам Нила и имевшие звездную религию, стали связывать свою реку с Млечным Путем. Как Нил разделяет страну на две половины, так и Млечный Путь делит ночное небо. Может быть, именно Млечный Путь дал древним идею о том, что среди звезд существует космический Египет, обитель душ после земной жизни.
Обские угры считали, что небесное происхождение приписывается лосю и другим космическим объектам: некогда лось имел шесть ног и мчался по небу так быстро, что никто не мог догнать его. Тогда на охоту отправился некий Сын бога или человек Мось – первопредок обских угров – на лыжах из священного дерева. Охотнику удалось согнать оленя с неба на землю и отрубить ему лишние две ноги, но следы небесной охоты навсегда запечатлелись на небе. Млечный путь – это лыжня охотника, Плеяде – женщины из его дома, Большая Медведица – сам лось. Небесный же охотник с тех пор поселился на земле, где было изобилие дичи.
Свежие комментарии