Знакомства и годы службы
В своей книге «Чекисты Сталина», В. Н. Степанков писал, что Судоплатов и Каганова познакомились в Харькове. Туда в 1920 году разведчик был переведен после повышения. Каганова также работала в ГПУ. На момент знакомства она уже была разведена, но фамилию оставила по бывшему мужу. Настоящее же имя сотрудницы госбезопасности — Суламифь Кримкер. По словам самого Судоплатова она была красивой голубоглазой блондинкой и свободно владела идишем, который очень похож на немецкий язык. Поскольку Каганова могла свободно сойти за немку, в самом начале карьеры ей поручили работать с колонистами в Одессе.
Родом Суламифь Кримкер была из Гомеля (Беларусь). Ее отец занимался сплавом леса, он умер, когда ей было всего 10 лет. Девушке пришлось стать кормилицей семьи и в одиночку обеспечивать своих младших братьев и сестер. Но это известно со слов Судоплатова. В книге «Павел Судоплатов. Волкодав Сталина», историка Александра Севера, указывается другая информация. По документам отец Кримкер в период 1910-1925 года занимался продажей тканей, которые он возил из-за границы. Поэтому получается, что когда Суламифи было 20 лет, ее отец все еще был жив.
Работа в госбезопасности
В своих мемуарах «Разведка и Кремль. Записки нежелательного свидетеля», Судоплатов отмечал, что именно раннее взросление Суламифь очень сильно их сблизило. Но их отношениям также способствовала служба в органах безопасности. Вначале Судоплатов и Каганова виделись только на работе и обсуждали сугубо деловые вопросы. Андрей, сын Павла Судоплатова, в своей книге «Тайная жизнь генерала Судоплатова», вспоминал, что отец влюбился в ум и красоту Суламифи. Он также всегда заявлял, что именно Каганова была его женским идеалом.
Все это привело к совместной жизни буквально через пару месяцев после знакомства. Отношения же они скрепили только в 1951 году. Но в этом нет ничего удивительного, ведь для чекистов и разведчиков подобное является обыденностью. Кроме того, отсутствие штампа в паспорте не помешало молодым людям перебраться жить в столицу. Федор Раззаков, автор книги «Пуля для Зои Федоровой, или КГБ снимает кино», писал, что в 1931 году начальника СПО ГПУ Украины Генриха Люшкова перевели в Москву. С собой он взял и подчиненных — Каганову и Судоплатова. Там, на Лубянке, Эмма стала курировать Большой театр и другие места, где часто бывали иностранцы.
Арест и жизнь после него
Даже работа в органах государственной безопасности не уберегла супругов от репрессий властей. В 1953 году Судоплатова арестовали как пособника Берии. Об этом в своей книге «Диверсант № 1. Наш человек Судоплатов», написал Валерий Большаков. Жена Судоплатова также была задержана, но ей удалось избежать больших неприятностей и выйти на свободу спустя пару месяцев. Но все же заключение существенно изменило жизнь Кагановой. В книге «Портреты разного размера», публицист Инга Каретникова писала, что у женщины отобрали дом и дачу, запретили работать. Кормилась она лишь с уроков, которые давала, а ночевала в маленькой квартирке.
Подобную жизнь Эмма Карловна вела вплоть до выхода мужа из тюрьмы. Судоплатова отпустили в 1968 году, но за годы заключения он приобрел инвалидность II группы. Поскольку бывший чекист не мог физически работать, он занялся литературой. Эмма к тому времени уже была на пенсии, все свое время она посвящала мужу и помогала ему в творчестве. Вместе супруги были до смерти Эммы, которая ушла из жизни в 1989 году. Про жизнь Судоплатовых после освобождения подробнее можно прочесть в книге Александра Севера, «Павел Судоплатов. Волкодав Сталина».
Свежие комментарии