На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Николай Попов
    Кто убил Сталина? Какая связь между убийством Сталина и «Мингрельским делом» 1951–1953 годов? https://topwar.ru/17942...«Перестройка Бери...
  • михаил дуванов
    ты глист вонючий только  дерьмо производить можешьТайны 22 июня. Ве...
  • Олег Аникиенко
    Дело в том, что Н.Морозов (этот стойкий солдатик) никогда не был астрологом и не знал астрологии. Статья ваша попсова...Астролог Николай ...

Что мы не знаем о Дзержинском?

Узкая кровать, застеленная поверх серой шинелью, стол и рабочий стул, железный сейф – вот и все главные интерьеры убранства комнаты человека, который не выходил иногда отсюда днями и ночами, делая маленькие перерыв на отдых. Времени – не было. Революция ждала и гремела за окном. И ее достояние надо было оберегать от внутренних и внешних врагов.

Жизнь этого человека стала для многих откровением – как так вообще можно было жить! Его нельзя понять и принять. И только некоторые документальные факты можно вырвать из его жизненного калейдоскопа и хоть как-то склеить в стандартные шаблоны…

 

Можно себе на миг представить, что творилось на улицах Москвы в 1917 году. Вся она взъерошилась, ощетинилась, наполнилась толпами. Хаос и смятение, старые и новые порядки сходились в яростной битве споров на площадях и улицах, вырывались на улицу выстрелами из винтовок, стекающей кровью по булыжникам. Казалось, что никто и ничто не может остановить всю эту сумятицу и нескончаемую череду кровавых убийств. Кто был прав, кто виноват – невозможно понять. Казалось, на Москву обрушилась кара за ее благополучную, полную изнеженного богатства жизнь, в которой не было место страданиям и горю. А оно – было, тысячи людей страдали и умирали без должной медицинской помощи, нужда, война свели в могилу сотни и сотни невинных людей. Это потом историки разложили по удобным полочкам все политические силы, что тогда выплеснули на улицу свою ярость и возмущение, а тогда, в 1917 году очень мало людей понимали, что происходит на самом деле.

В этой революционной каше был человек, который четко, до конца своей души верил, что нужно делать- Феликс Дзержинский.

Как работал Дзержинский

Феликс Дзержинский прожил на свете 47 яростных, полных борьбы, испытаний и трагедий лет. Его имя стало при жизни легендой и стало для истории самым ярким примером безграничного служения своему делу до последнего вздоха. Его деятельность до сих пор вызывает немало споров и волнений среди общества. Сегодня напрочь забыты удивительные подробности его жизни, отзвук которой в жизни этого общества виден до сих пор.

Он родился раньше срока в семье учителя

Отец и мать Дзержинского познакомились весьма романтично: он помимо всего прочего занимался преподаванием музыки и стал репетитором для дочери профессора Хелены Янушевской, в которую влюбился за ее ум и красоту. Они поженились, уехали на какое-то время в Таганрог, где новоиспеченный муж работал в местной гимназии, одним из учеников у него был Антон Чехов, но по настоянию родителей молодые супруги вернулись на родину, в польскую Виленскую губернию.

 
Дзержиново. Дом семьи Дзержинских
Дзержиново. Дом семьи Дзержинских

 

 

Эдмунд Дзержинский стал работать преподавателем физики и математики со всей отдачей и страстью к педагогической науке. У него рождались одним за другим дети, и никто бы не подумал, что один из них, названный Феликсом в честь своего счастливого рождения – мать его преждевременно родила 30 сентября 1877 года из-за того, что случайно упала в подполье — станет самым ярким представителем новой революционной волны. Даже его рождение вызвало переполох в небольшом имении, где в двухэтажном просторном особняке жила их семья.

Однажды выбранный путь

Еще обучаясь в привилегированной гимназии в старших классах, он до конца жизни уверовал в марксистские идеи и стал их так горячо, так ярко и отчаянно отстаивать, что он перестал посещать гимназию по своему собственному решению и уехал в один из прибалтийских городов. Там он проводил агитацию среди рабочих, вступив в ряды литовской социалистической партии. Отца к тому времени у Феликса не было, он умер от туберкулеза, когда мальчику едва исполнилось пять лет — повлиять на воспитательный процесс сына-подростка он не мог.

 
 

Череда нескончаемых арестов и ссылок

Активная антиправительственная деятельность не могла пройти не замеченной от глаз сотрудников жандармского управления – Феликса поставили на учет как неблагонадежного. За тиражирование и распространение листовок его арестовали прямо на улице – на него показал провокатор, внедренный в их ряды.

Ссылка последовала примерно через год, а до этого шло утомительное предварительное следствие, в ходе которого он никого не выдал, несмотря на то, что его лишали пищи и воды. Но ссылка не сломила упорный характер Феликса Дзержинского, она только огранила еще жестче черты его алмазно-революционного характера. Политическая ситуация в стране была крайне напряженной, и такие люди, как Феликс стали основными фигурами предстоящей революции.
Пробыв в ссылке год, Феликс решился на побег: он взял запас продуктов и на лодке отправился в долгий путь по реке Кама. Он вернулся в Варшаву и стал заниматься восстановлением разрушенной полицией социалистической организации. Его арестовали и сослали на пять лет. Он снова бежал. Снова вернулся в Польшу, где сагитировал несколько человек выйти из социалистической партии и примкнуть к социал-демократической организации, которую Дзержинский со всей отдачей и энергией создавал в то время. В ходе проведения одного из подпольных собраний, в 1902 году его снова арестовали: в полицейском участке выяснилось, что он – тот самый человек, который бежал из ссылки.
Его снова отправляют в самое глухое место в Сибирь на каторгу, но он, прибыв на место, уже через три дня снова бежит оттуда на лодке, пробираясь по бурным и холодным сибирским рекам. Вернулся в Варшаву.
В 1905 году его нашли и снова арестовали, но через три месяца его отпустили в связи с амнистией за политические преступления. А через год Дзержинского снова взяли в кандалы в той же самой Варшаве. Эта череда арестов и побегов длилась не один год. Историки насчитали семь арестов и такое же количество псевдонимов, которые брал Феликс себе для работы.
В своей автобиографии он также указал на то, что семь раз подвергался аресту, хотя некоторые историки говорили о пяти арестах. Но это не так важно. Поражает другое.

Отмытое солнце в грязном окне тюрьмы

Несмотря на то, что меры карательного характера с каждым разом становились все более жесткими, это не останавливало Феликса. Он везде, где бы не находился, стремился к чистоте окружающего мира. Эту его характерную особенность впоследствии особо оценивали его товарищи. Один из них вспоминал, как их завели в грязную камеру, окна мало пропускали солнечный свет – такими были грязными, паутины свешивались чуть ли не до пола, лежаки и пол не мылись годами. Феликс попросил воду и тряпки и стал молчаливо и упорно отмывать въевшуюся годами грязь с такой же энергией и спокойствием, как он занимался всякой работой.

 

Влюбленный Феликс

Его личная жизнь складывала также драматично. Влюбившись в Софью Мушкат, он сделал предложение девушке, которая стала его самым верным соратником по политической борьбе. Их родившийся в варшавской тюрьме для женщин «Сербия» сын Ян был отдан на воспитание родственникам потому, что оба родителя были в ссылке: Софья находилась в Иркутске, а Феликс – в Орловском каторжном централе, в одиночной камере. Арестованный в седьмой раз Феликс получил самое жесткое наказание – каторгу. Потом его как опасного преступника было решено перевести в московскую Бутырскую тюрьму. Так он стал заключенным под №214.

Сейчас мало об этом пишут, но Дзержинский на всем своем тюремном пути помогал людям: полгода он носил на своей спине на прогулку смертельно больного Антона Россола, убеждая его, что у него нет туберкулеза. Эта сила убеждения так повлияла на больного Антона, что он почувствовал себя намного легче. Эта сила веры позволила ему прожить еще несколько лет на земле.

ВЧК: главная задача – сохранить красное знамя революции в целости

Революция шла по стране и под ее знамена не только вставали, но и рвали красное полотнище многочисленные враги. Да, это были настоящие враги. И бороться с ними нужно было не либеральными способами, а жесткими мерами. Поэтому в первые годы революции была создана Военная Чрезвычайная Комиссия (ВЧК). Ее возглавил Дзержинский.

 

Его речь, его слова в первые дни революции становились острием, жалом — слушатели были буквально поражены силой и убеждением оратора. Феликс, безусловно, обладал огромным природным даром пламенного оратора. Он убеждал, агитировал, рассказывал, выступал. В эти дни ни на минуту у него не было покоя, да он и не стремился к нему.

Весь его нерв, все его силы были отданы новому делу. Он работал днями и ночами, невзирая на многочисленные покушения: после одного из них товарищи его прозвали «Железным». Однажды в форточку его кабинета террористы бросили бомбу – Дзержинский успел метнуться за железный сейф и чудом остался в живых. Когда потрясенные сотрудники ВЧК увидели после смертельного взрыва целого и невредимого своего руководителя, их изумлению не было границ. Времена стояли жестокие. Каждая из политических сторон понимала, что чаща весов может склониться то в одну, то в другую сторону. Новая советская власть потому и одержала победу, что в основе руководства стояли такие люди как Дзержинский, преданные до глубины души своему делу борьбы, а разнеженные долгой властью царские партии были словно мягкая подушка: даже в революционные дни среди монархических партий было больше чинопочитания, чем реальной работы.

Кольцо врагов сжимается на горле молодой республики

Буквы – ВЧК – наводили ужас на врагов революции с 10 декабря 1917 года, с момента своего создания. Отсюда пошло знаменитое слово чекист. Имя Дзержинского неразрывно отныне будет связано с этими новым символом власти большевиков, какие бы он впоследствии не занимал должности. С самого начала работы ВЧК расстрелы не применялись, поскольку были отменены большевиками, но последовавшее покушение на Ленина заставило задуматься над ужесточением мер.
Первое решение о расстреле ВЧК было вынесено 24 января 1918 года: к высшей мере приговорили налетчика, называвшегося себя князем Эболи, который совершал нападения на квартиры и государственные учреждения
Дзержинский со своей главной задачей справился блестяще – молодая республика получила организацию, способную наносить ощутимые удары по своим противникам.

Беспризорников взял под крыло Дзержинский

Мало кто сегодня вспомнит, что обеспокоенный ростом беспризорности, Дзержинский поднял впервые этот вопрос на заседании правительства и выступил с инициативой создания специальных трудовых коммун, где, обучаясь и прививая маленьких оборвышей к нормальной жизни, были достигнуты поразительные результаты. Сколько потом людей с благодарностью вспоминало о коммунах, которые помогли по-настоящему целому поколению людей. Антон Макаренко возглавил одну из таких коммун и стал, пожалуй, самым ярким представителем этой школы социалистического воспитания.

Современные идеи Дзержинского

Он не мог отменить ни одно заседание, хотя ему все чаще и чаще становилось плохо. Надо. Это было ключевым словом для него. Он не берег себя. Никак и ничем. Даже походы к врачам были для него пустой тратой времени, которое он посвящал своей работе. Председатель ВСНХ он отчетливо видел и понимал необходимость самостоятельного промышленного развития, не привязанного к западной промышленности. Молодой республике Советов нужно как можно быстрее приступить к массовой постройке самолетов не только военного назначения, но и народнохозяйственного: санитарная авиация, пассажирские перевозки, почтовые транспортировки стали возможным благодаря настойчивости Дзержинского. Он призывал на всех уровнях сделать Россию сильной, уверенной и независимой во всех смыслах страной, обеспечивающей себя тракторами, машинами и всеми другими необходимыми в жизни изделиями промышленного и гражданского производства.
На всех этапах быть предельно честными со всеми: заработную плату платить вовремя и справедливо, избавиться от ненужной канцелярской работы, бумажный поток сократить. Все эти вопросы, по сути, актуальны и сейчас.
Делать дома поточным способом (знаменитые «хрущевки» стали строиться по такому способу). Состояние нефтяной промышленности тоже волновало Дзержинского и он критиковал работу ведущих нефтяных компаний за то, что они замкнулись в своем мире, сделали его секретным и туда никого не впускают. Как это актуально сегодня!
Он отказался от персональной машины. А когда в одной из командировок по Сибири тяжело заболел, то страшно смутился, когда ему предложили стакан молока, что считалось для него огромной роскошью в то время, когда в стране не ликвидирована угроза голода.
Он, уже, будучи знаменитым Председателем ВЧК, никогда не позволял убирать свою комнату, сам заправлял постель, чистил обувь, стирал рубашки. А когда в его честь была названа железная дорога в районе города Семиреченска, отправил туда незамедлительно телеграмму с просьбой отменить это решение. Дзержинский был очень скромен. Это была настоящая политическая скромность человека, прошедшего суровые испытания.

И после смерти он стоял в невидимом строю

Даже когда ему было отчаянно плохо, когда надрывно болело его истощенное сердце от нагрузок и волнений, он не обращался к врачам, считая, что все должен делать сам так же, как и всю свою жизнь. Ему было тяжело дышать, когда наступал сердечный приступ: подорванное в ссылках и тюрьмах здоровье стало подводить Феликса Эдмундовича в тот момент, когда вовсю мощь шло социалистическое строительство новой жизни, за которую он сражался всю свою жизнь.
Когда его жена в последний день его жизни попыталась ему помочь, он ответил, что все сделает сам. Это его были последние слова в жизни.
На следующий день, 20 июля 1926 года его не стало. По заключению врачей, его сердце не выдержало нервного переутомления. Гроб с его телом – оно было очень легким — несли все видные партийные деятели страны, которую он создавал, и которая просуществовала на карте мира 70 лет, чтобы потом похоронить под обломками следующей революции все то, что они берегли. Имя Дзержинского в 1991 году на волне ельциновских реформ было предано анафеме – его памятник на Лубянской площади реформаторы снесли с таким ожесточением и упоением, что остается только удивляться, откуда столько злобы к давно умершему человеку. Но это, видно, было в судьбе у Феликса Дзержинского – и после смерти быть и сражаться в невидимом для себя строю.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх