В 60-е годы в западном мире бушует культурная революция. Америка уже несколько лет сходит с ума от Пресли, а в Европе начинается битломания. Вся прекрасная половина человечества оголяет до неприличия изящные ножки, мужчины начинают отращивать волосы, одежда пестрит необычно яркими красками и приобретает вызывающие формы.
Взрыв культурной революции на Западе настолько сильный, что его отголосок проникает даже за железный занавес.К этому времени лишь небольшая часть населения нашей страны имела реальное представление о том, что происходило в мире моды там – за рубежом. Для большей части страны само понятие мода вообще не существовало. Конечно же, прошедшие в Москве Международный фестиваль молодежи и студентов в 1957 году и первый показ Дома Мод Кристиана Диора в 1959-м внесли свежую струю в жизнь советских людей, но, к сожалению, “в живую” принять участие в этих событиях довелось лишь немногим гражданам СССР, остальным же пришлось знакомиться с ними через страницы газет и радиопередачи, которые в то время были насквозь идеологически политизированы. Но даже небольшой горстки очевидцев и стоявшей на улице хрущевской оттепели уже было достаточно для того, чтобы в нашей стране стали говорить о том, что было забыто на несколько лет. В нашей стране снова стали говорить о моде. Желание красиво выглядеть существовало в человеке всегда, особенно это имеет отношение к женщинам. Несмотря на то время, в котором они живут, несмотря на социальный строй, статус и прочие факторы, женщины всегда мечтали быть обворожительными. К сожалению, в начале 60-х годов у рядовой советской женщины не было и десятой доли тех возможностей преобразиться, которые были у западных красавиц. Легкая промышленность СССР словно продолжала штамповать одежду для воинов Красной Армии руководствуясь лишь Госпланом: много, одинаково и безвкусно. Естественно, что взяться хорошей одежде на прилавках советской торговли было нереально. К тому же, сама мода и культура хорошо одеваться не приветствовалась официальной идеологией, а наиболее активные модники – стиляги преследовались уголовно по статье 58 УК за антисоветскую деятельность.
Все модные вещицы и журналы могли попадать в нашу страну только незаконно из-за границы и лишь благодаря немногочисленным загранкомандировкам дипломатов, летчикам дальней авиации и морякам. Очень редко в магазинах “выбрасывали” продукцию дружественных социалистических стран Восточной Европы, за которой моментально выстраивались многометровые очереди. Такую одежду продавали чуть ли не штучно – “отпускали по одному изделию в руки” и называли страшным словом “дефицит”. Дефицитом в Советском государстве была не столько модная одежда, сколько красивая и беззаботная жизнь в целом.
В те годы нашей стране было свойственно экспортировать на Запад не только природные ресурсы, но и образ счастливого человека, живущего в социалистической стране. Для большего правдоподобия советские чиновники организовывало открытые выставки достижений народного хозяйства, в том числе, и показы моды. На Кузнецком мосту существовал мифический экспериментальный цех, где создавались пусть не громкие, но шедевры моды, которым рукоплескали в 1962 году Париж, а год спустя и Рио де Жанейро. Проводились и полузакрытые показы мод, по подиуму которых дефилировали манекенщицы того времени такие как Янина Черепкова, Мила Романовская, Лилиана Баскакова, Регина Збарская, Галина Миловская.
Неизвестно точно благодаря или вопреки кому, но мировые тенденции моды в начале 60-х начинают проникать тонкими ручейками и в нашу страну. В 61-м году советские женщины впервые “знакомятся” со шпильками. Такое название получила элегантная женская обувь на высоком тонком каблуке, достигавшим в основании мизерные 6×6 или 5×5 миллиметров.
Ходить на шпильках было неудобно, они оставляли глубокие следы в свежем асфальте, из-за попадания модных каблуков в прорезь между ступеньками останавливались экскалаторы метро, но женщины упорно продолжали обувать именно остроконечные шпильки.
Наверное, не было более сексуальной униформы для женщины в 60-е годы, чем черный обтягивающий свитер, узкая юбка и обязательно шпилька. Даже зимой, даже на работу и обязательно на свидание девушки бегали на шпильках, чтобы быть блистательными и модными. Это была одна из первых жертв красоте, на которую добровольно согласились женщины 60-х годов. Кстати, некогда ультрасовременная шпилька со временем не только не вышла из моды, но и превратилась в классику.
60-е годы запомнились всему миру моды и социалистическим модницам, в том числе, умопомешательством на почве всего искусственного. Новые ткани и новые названия: нейлон, лайкра, кримплен, винил, дралон и прочие “-лоны”, “-ланы”,”-лены”. Одежда из новых видов ткани считалась удобной и практичной. Она не мялась, легко чистилась и стиралась. И самое главное – она была дешевой.
Начиная с 62-го года советские граждане впервые знакомятся с темно-синими итальянскими плащами Болонья. У итальянцев этот материал использовался для рабочей одежды.
Нас же он покорил своей новизной и тем, что в сложенном виде одежда из такого материала почти не занимала место.
В массовом сознании советских людей складывалось убеждение, что каждый уважающий себя человек должен иметь плащ Болонью. В Советском Союзе болоньевый психоз продлился целое десятилетие и породил такое немыслимое понятие во всем мире как летнее пальто. Со временем производство дождевиков, протекающих по швам и одновременно служащих парником в любую погоду, освоила и отечественная легкая промышленность.
Сейчас в это поверить трудно, но в 60-е годы настал период, когда натуральный мех, для большинства населения недоступный и недосягаемый, стал казаться скучным, недемократичным и “замшелым”. Мода на искусственные шубы и меха захватила абсолютно всех, даже людей имеющих возможность покупать вещи из натурального меха. Буквально на несколько лет все советские модницы облачились в шубы из искусственной норки, а мужчины стали носить шапки из искусственного каракуля. Мода на искусственный мех закончилась также внезапно, как и началась, а очередные трофеи моды пополнили ряды вечно растущих гардеробных.
В 64-м году в СССР получают распространение нейлоновые рубашки. В отличие от устаревшего хлопка, крепкий и модный нейлон казался абсолютным материалом. Рубашки из нейлона не мялись, легко стирались и, вообще, казались вечными. Самыми шикарными считалась белые нейлоновые рубашки. Типичный портрет модного молодого человека 60-х – темные брюки-дудочки, белая нейлоновая рубашка и зализанные к верху волосы.
В 67-м году увидела свет одежда из нового синтетического материала – кримплена. Одежда из кримплена не мнется, ее не нужно гладить, достаточно выстирать, высушить, аккуратно развесив, и можно вещь носить снова. Существенный недостаток – электростатичность. Кримплен может искрить, трещать и липнуть к телу. С электростатичностью боролись освоив производство жидкостей-антистатиков.
Со временем под кримплен с тиснением начинали выпускать толстые шерстяные пальтовые ткани.
Появившись в конце 60-х, мини мгновенно завоевало титул самой модной женской одежды на целое десятилетие. Там где это было возможно (в школах и техникумах) блюстители морали и председатели комсомольских ячеек по утрам измеряли длину юбок и расстояние от коленок до юбок линейками и при несоответствии отправляли учениц домой переодеваться. Короткая длина юбки порицалась, высмеивалась, запрещалась, но все было бесполезно. Буквально за пару лет, под натиском красоты оголившихся женских ножек пали запреты на длину юбок и женщины более старшего возраста могли позволить себе одеть мини. Мода на короткие юбченки, так быстро покорившая столицу и большие города, в отдаленные уголочки нашей страны доходила иногда с многолетним опозданием. Бывало, что молодая студентка, возвращающаяся на каникулы домой в сельскую местность могла быть не только высмеяна своими односельчанами, но и получить взбучку от строгих родителей.
В конце 60-х появилось еще одно бедствие на голову консерваторов моды. Абсолютно модным и относительно неприличным явлением становится женский брючный костюм.
Крой первых костюмов, как правило, не сложный – жакет прямой или слегка приталенный, брюки прямые или слегка расклешенные, большие металлические пуговицы, воротник “Собачьи уши”. Вместе с костюмом носили тупоносые туфли с толстыми и не очень высокими каблуками. Во всем этом наряде женщина выглядела этаким “матросиком”.
Женский брючный костюм в СССР – это начало эмансипации. Носить брюки, не смотря на моду, осуждалось обществом как публичное женское курение. И ношение этого костюма было как вызов, как дерзость. Исполкомы запрещали появление в брюках, например, в клубах. Женщину в брюках могли не пустить в ресторан, как до этого не пускали в мини юбке. Исключением были прибалтийские республики, славившиеся своей лояльностью к прозападным тенденциям в моде и к женским брюкам в частности.
Поскольку в конце 60-х промышленный трикотаж безнадежно отставал от возросших запросов советских граждан, то наиболее умелая половина женского населения обратилась к науке “две изнаноночные – две лицевых”:
“Вяжем сами” становится чуть ли не самым популярным разделом в разных изданиях. Курсы кройки и шитья посещают и девочки и бабушки, иногда там можно увидеть и мужчин.
В 1965-м году произошло событие, о котором просто нельзя не упомянуть. Во Всесоюзный дом моделей пришел работать Вячеслав Зайцев.
Художник-модельер Вячеслав Михайлович Зайцев и знаменитая манекенщица Регина Збарская. 1963 год
Художник-модельер Вячеслав Зайцев и манекенщица Регина Збарская обсуждают новые модели. 1966 год
Это был первый мужчина в только зарождающемся советском модном бизнесе. Талантливый художник, нестандартный дизайнер, интересующийся современными западными модными тенденциями. Ему удалось воплотить прогрессивные идеи западной моды в оригинальном стиле, адаптированном под существующую действительность. Зайцев стал первым и главным модельером в СССР. У него стали одеваться наши звезды. Многие образы, созданные им в конце 60-х пережили не одно десятилетие.
Свежие комментарии