Может быть, и не стоило бы спешить с публикацией этого материала, т. к. многое в легендах пока окончательно не выяснено. Но в условиях ужесточающегося антитабачного законодательства стоит опасаться, что потом и опубликовать то, что хотя бы косвенно связанно с курением, не удастся.
Легенда первая. Историческая
История проникновения к нам этих, ставших со временем сугубо русскими, курительных изделий полна загадок.
Самая распространенная легенда о пришествии папирос в нашу страну – это то, что во время Крымской войны 1854-56 годов французские солдаты делились табачно-бумажными курительными изделиями с противником.Действительно, с 1857 года в России начинается бурное увеличение производства папирос. Способствовать переходу русских курильщиков от трубки к табачным изделиям в бумаге эта война могла. Но откуда название? Ведь во Франции изделия назывались «маленькими сигарами» – сигаретами. Даже много лет спустя, на рубеже XIX и ХХ веков, «папиросы» оставались русским словом, а «сигареты» – французским. Сигареты в нашем теперешнем понимании в России тогда называли «французскими папиросами», а табачные изделия, снабженные картонным мундштуком, назывались во Франции «сигаретами русского образца». Да и выпуск папирос у нас в стране начался ранее Крымской войны.
Другая легенда или, если хотите, версия, приписывает происхождение названия табачного изделия турецкому языку, в котором табаки в бумажных трубочках, снабженными мундштуком из соломинки, называются пахитосами. Если разбираться с этой версией, то надо сразу же отметить, что название турецкого табачного изделия происходит от испанского pajitos — соломинки.
Но коль коснулись испанского языка, то следует вспомнить и papilitos – так назывались бумажные трубочки с табаком, появившиеся в испанских колониях в центральной Америке в середине XVII века.Подсказка нашлась во втором издании БСЭ (статья «папиросы»), в которой утверждается, что название этого табачного изделия пришло к нам из польского языка (papieros, от papier – бумага, первоисточник греч.: παπυρος – бумага).
Скорее всего, название принес на русскую землю австрийский подданный (по другим сведениям – голландец) Гупман де Вальбелла, который был владельцем табачной мануфактуры в Варшаве. В 1852 году он совместно с компаньонами открыл в Петербурге табачную фабрику. И именно на фабрике «Лаферм» (позже – 1-я Ленинградская табачная фабрика им. Урицкого) начали промышленно выпускаться первые папиросы.
Легенда вторая. Военизированная
Эту легенду автору приходилось слышать еще в детстве, потом неоднократно она вновь всплывала, да и сейчас в интернете можно найти ее изложение. Суть легенды в том, что в СССР выпускались папиросы диаметром 7,62 мм, чтобы в случае войны была возможность на табачных фабриках выпускать патроны, набивая гильзы ружейным порохом. Что можно сказать? Папиросы и патроны объединяет одно: и там, и там имеются гильзы. Но это разные изделия, изготовленные из разного материала. Табачная смесь для папирос отличается от пороха по своим физико-механическим свойствам. Главное же, что «калибр» папирос никогда не был таким. Папиросы выпускались с тремя диаметрами: 7,2; 8,2 и 8,8 мм.
Легенда третья. Геронтологическая
Самыми долго существовавшими марками папирос, пережившими социальные и военные невзгоды нашей страны, называют «Герцеговина Флор» и «Ява». Действительно, обе марки появились на московской табачной фабрике С. Габая в Москве (позже «Ява») перед Первой мировой войной, точнее в 1912 году. Но исчезли они в разное время. «Ява» в 1960-е годы, сдавшись натиску набиравших популярность одноименных сигарет. А последняя партия «Герцеговины» была выпущена в 1995 году.
Из «почивших» папирос советского периода наиболее долго просуществовала «Наша марка», выпуск которой был начат на Донской государственной табачной фабрике в Ростове-на-Дону в 1925 году, закончен в конце 1980-х, и так же под натиском сигарет с тем же названием. Сейчас продолжают выпускаться папиросы «Беломорканал» и «Казбек».
Легенда четвертая. Северная
Приходилось встречать, в том числе в художественной литературе, что популярные некогда среди рабочего класса страны папиросы «Север» – это всего лишь переименованные выпускавшиеся ранее папиросы «Норд». Проверить легенду не составило труда. Достаточно лишь сравнить изображения пачек папирос, хранящиеся у коллекционеров. Легенда оказалась былью.
Переименование же произошло в конце 1940-х годов, когда в стране усиленно боролись с «космополитизмом», «низкопоклонничеством перед Западом» и некоторыми другими вещами.
Легенда пятая. Художественно-политическая
Самыми «легендарными» являются папиросы «Казбек». К сожалению, пока не удалось точно выяснить правдивость большинства из них.
Когда? Не удалось точно установить дату начала их выпуска. Точно «Казбек» стал выпускаться на фабрике «Ява» в 1930-е годы, но не позднее 1936-го. Во всяком случае, на рекламном плакате, выпущенном в 1937 году, характерная пачка присутствует.
Кто? Гораздо сложнее с автором рисунка пачки. Число называемых авторов приближается к числу городов, претендующих на звание родины Гомера. В разных источниках называются: Роберт Андреевич Граббе (1904…?), Александр Николаевич Зеленский (1882…1942), Мечислав Васильевич Доброковский (1895…1937 или 38), Гази-Магомед Албастович Даурбеков (1904…1974), а также еще и некий Хохов, о котором говорится только, что он жил в г. Орджоникидзе (ныне: Владикавказ).
Двух последних художников в качестве исполнителей рисунка и рассматривать не стоит, да и сообщений об их авторстве нашлось лишь по одному. Оба жителя столицы северокавказской республики, из которой в ясную погоду хорошо видна гора, послужившая названием папирос, скорее всего, изобразили бы ее точнее.
Сообщения об авторстве Р. Граббе и М. Доброковского сопровождаются аналогичным по содержанию рассказом о том, что «перескакал» всадник на пачку из их предыдущих работ. У Граббе – из иллюстрации к книге Э. Багрицкого «Юго-запад», а у Доброковского – со страниц газеты «Советский горец», с которой тот сотрудничал в 1920-е годы. Газету найти не удалось, а всадник во втором издании сборника Багрицкого (издательство «ЗИФ», 1930 г.), хотя и выполнен также силуэтом, совершенно не похож на «казбековского» горца.
Скорее всего, автором рисунка пачки был А. Зеленский. В 1920-е годы он был главным художником Ленинградского табачного треста, а после переезда в 1929 году в Москву продолжил работу по оформлению и рекламе пищевой продукции.
Почему? Давно замечено, что гора на пачке папирос не слишком похожа на действительный облик кавказской вершины. Объяснения тому предлагаются разные. Начиная от лени художника, не пожелавшего дождаться ясной погоды (так говорят, например, об упомянутом Хохове), и заканчивая вмешательством самого главного на тот момент горца страны.
На взгляд автора материала, непохожесть вызвана чисто художественным подходом к работе. Просто очень хорошо сочетаются угловато-резкий силуэт всадника, изображение горы и шрифт названия папирос.
Зачем? Легенда о том, что рисунок пачки утверждал лично И. В. Сталин, который вроде бы и исправил изображение горы на «неправильное», не выдерживает критики. Во-первых, думаю, что вождь, прекрасно знавший облик горы, если не с детства, то с юности, вряд ли бы пошел на такие изменения. Во-вторых, главное: зачем ему нужно было вникать в оформление не самого нужного стране продукта? «Кремлевскому горцу» что, заняться было больше нечем?
Легенда шестая. Конкурентная.
Распространено мнение, что сигареты стали выпускаться у нас в стране только после Великой Отечественной войны. Это не так. Первые отечественные сигареты были выпущены в 1926 году на Ленинградской 3-й табачной фабрике им. Троцкого (ранее – «А. Н. Шапошникова», позже – имени Клары Цеткин, ныне «Нево Табак») . Но до войны сигареты популярностью не пользовались. По-настоящему сигареты, трофейные или поступавшие от союзников, советские курильщики распробовали именно в годы боев. После войны сигареты стали выпускаться активнее, первоначально на оборудовании, вывезенном из Германии.
Вначале сигареты не могли составить достойной конкуренции папиросам, но, начиная с 1960-х годов, они стали все активнее вытеснять сигареты. Например, если в 1950 году у нас в стране выпускалось 62 наименования папирос и 22 наименования сигарет , то 1983 году в стране выпускалось только 39 наименований папирос и 140 наименований сигарет с фильтром и 22 – без фильтра.
Легенда седьмая. Сами папиросы
В дополнение к предыдущим цифрам добавим еще. В начале XXI века только 4% курильщиков в стране «смолили» папиросы. Точна эта цифра или нет, судить не берусь, но то, что папиросы все меньше употребляются – точно. Папиросы прекращают свое полуторовековое существование и сами становятся легендой.
Причины этого. Во-первых, глобализация: весь мир курит сигареты, и мы тоже. При пришествии зарубежного капитала в нашу табачную промышленность в 1990-е годы рекламировались именно сигареты, курить папиросы стало «не модно». Во-вторых, откровенно «халтурное» отношение некоторых табачных компаний к папиросам. Например, вместо традиционной русской махорки в табачную смесь (смешку – на сленге табачников) для папирос стали добавлять остатки сигарного табака. В-третьих, распространение наркомании: некоторые наркоманы набивают гильзы от папирос своим зельем. Курение папирос стало вызывать нехорошие подозрения.
Главная же причина – в износе оборудования для производства «национального курительного изделия» на табачных фабриках. Отечественное пищевое машиностроение просто не способно его выпустить, а за рубежом такая техника никогда не выпускалась.
***
Просматривая в интернете материалы для данной статьи, автор с интересом обнаружил, что молодое поколение уже путает понятия сигарет и папирос. Например, встретил словосочетание «сигаретный патрон». Не «патрон» конечно, а гильза. И не сигаретная, а папиросная. Ну, что же, это лишнее подтверждение, что папиросы становятся легендой.
Автор: Ульянов Владимир Николаевич.
Свежие комментарии