Четыреста пятьдесят лет назад один из самых ярких правителей России Иван Грозный учредил в государстве «опричнину» — как часть госполитики конфискаций, террора и чрезвычайных мер, как часть госустройства (особое управление частью земель и имуществ), наконец — как особый, «гвардейский», корпус вооруженных сил самодержца.
«Опричь» на старом русском — «кроме». Эту особую царскую силу называли еще «кромешниками».
Феномен Опричнины рассматривают в связи с особенностями личности Грозного — человека сложного, сочетавшего в себе своеобразные идеалы и юродство, писательский дар (его письма князю Курбскому — яркий пример полемики и демагогии) — с тираническими установками.
Однако, если не погружаться в великий мир русского средневековья, не увлекаться оценками и не разбирать причин, оставить всё это специалистам и сосредоточиться собственно на «юбилее» спецслужбы — то следует сказать именно об устройстве этого инструмента.
В начале, в 1565-м, это была отборная тысяча человек из «опричных» уездов, выделенных в отдельное управление в противовес земству. Позже их стало 6 тысяч — вполне достаточно для «ручного» управления даже большой страной. Да плюс стрельцы с этих же территорий включались в опричное войско. (Пятьсот-восемьсот были «особыми», кому Иван IV доверял лично — опричниками «в квадрате»).
Все они были связаны личной клятвой на верность царю и имели свои «спецназовские» символы — известные всем собачьи головы и метлы, прикреплённые к седлам, в знак того, что они грызут и выметают изменников.
Опричники — это не только личный военный корпус Грозного, это более полноценный, самодостаточный организм: они делились на 4 приказа, министерства того времени — Бронный (оружейный), Конюшенный (транспортный), Сытный (продовольственный) и Постельный (обслуживание и администрирование).
Тайная полиция русского царя, средневековые «эскадроны смерти», пытки, казни и прочий беспредел — всё это ассоциативный ряд, внушенный — по-преимуществу — «коллективному сознательному» общественности российской и зарубежной, на популярном уровне. На научном формулируют более взвешенно и нейтрально: «учреждение опричнины разрушило землевладение крупной феодальной знати» — то есть вроде было объективно. Однако, это снова уже оценочные суждения об истории, вызывающие такие эмоции у собеседников, читателей и зрителей, что оголтелые футбольные фанаты робко перекуривают в сторонке.
Как и всё в этом мире, опричнина закончилась. Как считается, в 1571 году. Но есть мнение — фантаста Сорокина, к примеру — что всё еще впереди.
Свежие комментарии