Кузнецов считает, что «добро» на «работу» с Есениным дал Троцкий. Но кто же непосредственный убийца? Называется имя революционера-террориста Якова Блюмкина. Писатель также упоминает рассказ майора Титаренко: по словам военного, в посёлке Ургау Хабаровского края он встретился с бывшим «гулаговцем» Николаем Леонтьевым, который признался, что собственными руками застрелил Есенина.
Кузнецов утверждает, что в архиве рукописного отдела Национальной публичной библиотеки в Петербурге хранится оригинал фотографии Есенина, на которой видно пулевое отверстие над правым глазом и след от удара, очевидно, рукояткой револьвера, в лоб.Спрашивается, зачем тогда надо было «вешать» поэта, если всё можно было списать на смерть от выстрела из револьвера, который у самого Есенина имелся? Хотя, с другой стороны, зачем сам поэт, если верить официальной версии, повесился, а не застрелился?
Один из сторонников версии самоубийства поэта, Р. Банчуков, очень жёстко критикует Хлысталова сотоварищи. Именно «версии» бывшего полковника МВД стали основой всех последующих трудов. Приведу любопытную фразу поэта В. Сорокина, который считал, что Есенина убили: «Но окно не открывалось настолько, насколько необходимо, и убийцы, торопясь, разыграли вариант повешения…» Интересно, откуда Сорокин это узнал? Банчуков уличает Сорокина во лжи. Например, фраза «Литератор Устинов, пообещавший рассказать о гибели Есенина, наутро был найден опочившим» неверна, поскольку Устинов умер в 1932 году! Версию о немедленной смерти Устинова подхватили многие искатели загадок, добавляя с каждым разом своих подробностей.
Стоит заметить, что новая экспертиза патологоанатомов опровергла насильственную смерть Есенина. Врачи изучали документы тех лет, знакомились с архивами КГБ, проводили анализ посмертных снимков поэта. (Опрос проводил А. Щуплов)Вот что по этому поводу думает профессор Московской медицинской академии им. Сеченова Александр Маслов, исследовавший не только материалы дел о смерти Есенина и Маяковского, но и истинные причины гибели Ивана Грозного, Н. Крупской, М. Фрунзе:
— Александр Васильевич, некоторое время назад в прессе стала подвергаться критике версия самоубийства Сергея Есенина. Вы долгое время занимались разгадкой этой тайны…
— Я занимался не самоубийством Есенина, а установлением причины его смерти. Убийство, самоубийство или несчастный случай — устанавливает следствие, а не судебно-медицинский эксперт.
— Некоторые сторонники версии «убийства» доказывают, что на вертикальной трубе повеситься нельзя. Студенты Литинститута в бытность, когда гостиница «Англетер» еще существовала в прежнем виде, пытались проводить эксперимент — и ремень соскальзывал с трубы. А профессор Ф. Морохов утверждает, что поэт не мог повеситься самостоятельно под самым потолком в комнате высотой 4 метра.
— Я бы посоветовал многим самодеятельным исследователям обратиться к сборнику «Смерть Сергея Есенина. Документы. Факты. Версии», в котором опубликовано «Заключение экспертов» от 28 июня 1993 года: «Высота потолка номера 5 гостиницы „Ленинградская“ (ранее „Англетер“) на представленной фотографии составляет не более 352 см… Человек ростом 168 см при наличии подставки высотой 150 см может прочно закрепить витую (пеньковую, хлопчатобумажную, шелковую) веревку диаметром 0,6 — 1,0 см на вертикальной гладкой трубе диаметром 3,7 см на высоте около 358 см… С учетом условий на веревке может быть подвешено тело весом более 100 кг».
— Сторонники версии «убийства» удивляются: на фотографиях на шее повешенного нет «странгуляционной борозды» от петли…
— В акте вскрытия тела поэта 29 декабря 1925 г. в покойницкой Обуховской больницы опытным судебно-медицинским экспертом А. Г. Гиляревским записано: «На шее над гортанью красная борозда, другая тянется слева вверх, теряющаяся около ушной раковины спереди. Справа борозда идет вверх к затылочной области…» Подобная борозда характерна для затягивания петли тяжестью тела. Особенностью борозды при повешении является неравномерность ее глубины, что также отмечено экспертом Гиляревским. Ну а судебно-медицинский эксперт С. Никитин, изучая изготовленные с качественных негативов без ретуши фотографии тела поэта на секционном столе после вскрытия, отметил: «Очень хорошо видна странгуляционная борозда…»
— Обратимся к пресловутой «вдавленной борозде» на лбу, которую можно видеть на посмертной маске поэта. Один из самодеятельных «исследователей» написал, что такую травму можно нанести только «тяжелым металлическим предметом типа чугунного пустотелого утюга».
— Я уже говорил на заседании Есенинского комитета, что пресловутое «вдавление» имеет наибольшую глубину 3 — 5 мм. Стало быть, можно говорить только о глубине кожных покровов. Откуда оно взялось? Мы не можем гадать, но можем сопоставить два факта: лицо трупа было обращено, как следует из протокола, к трубе. Вдавление в области лобной ямки могло образоваться от контакта с твердым цилиндрическим предметом. Данных о наличие повреждений в области лобной кости не имеется. Значит, черепно-мозговую травму как таковую, учитывая еще и описание мозга, можно отбросить.
— А вот поэтесса Сидорина в своих исследованиях обнаружила на посмертной маске Есенина «след от удара или пули», а также «переломленный нос».
— Я уже спорил с ней. Это могло быть врожденным искривлением носовой перегородки. Вспомним письмо Есенина к Бениславской: «Галя, милая! Ничего не случилось, только так, немного катался на лошади и разбил нос… С носом вообще чепуха, ничего делать не буду…» Когда наши исследователи-любители безапелляционно рассуждают о повреждениях, «дырах», «пробоинах», советую им прочитать акт экспертизы: «Кости черепа целы!»
— Находился ли поэт в момент самоубийства или убийства в состоянии алкогольного опьянения?
— В состоянии не только сильного, но и среднего опьянения Есенин не был. В акте отмечено: «В желудке около 300 куб. см полужидкой пищевой смеси, издающей нерезкий запах вина».
— Появились ли в последние годы серьезные исследования, опровергающие версию самоубийства?
— Фактических материалов нет. Просто из одного мифа вырастает другой. Мы не вправе гадать о мотивах поступка гения Сергея Есенина. Он поступил так, как считал для себя нужным именно в эту минуту.
Банчуков приводит десятки цитат, доказывающих, что в последние два года жизни поэта тема смерти властвует в есенинской поэзии. Огромный объём работы по данной проблеме проделал Галина Шипулина, она пишет в статье «Мифы о смерти С. А. Есенина»: «Нами отмечено около 400 случаев упоминания смерти в произведениях С. Есенина, из них более трети приходится на последние два года (соответственно 296 и 101), причем в половине этих последних стихов поэт говорит о своей смерти, о самоубийстве» (журнал «Литературный Азербайджан», 1990, #11).
На данный момент признана версия самоубийства. Довольно логично, если учитывать не очень чистые методы добычи сенсаций по поводу смерти поэта. Конечно, возможно, что Есенин был убит, однако это нужно строго доказать.
Свежие комментарии