На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Alexei Petrovsky
    Эх ты, черный мудиц пиздории! Подучи русский язык, дубина! 😝Зачем Хрущев гром...
  • Анатолий Рыжакин
    👍Американцы подгот...
  • Григорий Худенко
    Для оценки данных событий нужно ЗНАТЬ все то, что происходило тогда, иначе "слова на слова".«Главное предател...

Поморский коч тебе товарищ

Путешествие по берегам Чукотки на поморских кочах "Апостол Андрей" и "Святитель Николай".

На Чукотку ездить не принято. Даже журналистам. Она всегда была такой, будто бы ее нет, а есть только чукчи и клубовладельцы. Но она существует, и довольно скоро будет активно рулить в геополитике. Состояние приморских поселков российской Чукотки - в отрывках из дневника доцента САФУ Василия Матонина из прошлогодней экспедиции на поморских кочах "Святитель Николай" и "Апостол Андрей" по пути Семена Дежнева.

22 августа, Певек

В Певеке, самом северном городе России, проживают три с половиной тысячи человек. В районе – около пяти тысяч…

Беседуем с семидесятипятилетним чукотским старейшиной в надежде услышать откровения о сакральных знаниях оленеводов.

- Айсберги были – нет. Гуси летят – гибнут. Все не так стало.

- А почему?

- ЭКОЛОГИЯ!

чукотка_8

27 августа, Певек

Приглашенный батюшка отслужил возле лодок молебен «О путешествующих». Он родился на Чукотке. Срочную армейскую службу прошел в Няндоме Архангельской области. Учился в московской семинарии. В свободное время занимается боксом. Духом не падает, но и оптимизма относительно возможности новой христианизации Чукотки у него нет. Местные священники при первой возможности стремятся уехать туда, где теплее и спокойнее. Матушка родом из Днепропетровска. В Певек ее в детстве привезли родители. В семье священника двое детей. Батюшка рассказал, что коренные местные жители считают православие русской верой. Приход беден. Прихожане часто меняются.

- Подготовишь хор, а через некоторое время люди уедут, и надо все начинать сначала.

чукотка_7

29 августа, метеостанция Валькарай

Валькарай в переводе с чукотского – бугорок. Здесь снимали художественный фильм «Как я провел этим летом».

Образцовый порядок. Железные бочки аккуратно сложены в одном месте. На дверях – надпись: «Арктика бескрайняя. Запас тепла ограничен». На заставке в компьютере – тропический остров с пальмами. На метеостанции работают 6 человек. Совмещают должности. Трое – в отпуске. Средняя зарплата – 30000 рублей. Она идет на сберегательную книжку. Продуктовый паек выдают бесплатно. Живут здесь семейные пары, или люди склонные к одиночеству. Начальник станции родом из Приморского края. Он заочно учится в вузе по своей специальности.

- Специалистов на станциях, к сожалению, все меньше становится. Кажется позорным сказать, что ты чего-то не можешь или не умеешь делать. Метеоролог – не профессия, а образ жизни. В Валькарай приезжают обычно на 2-3 года. Отпуск берут обычно один раз в два года, когда оплачивается дорога к месту отдыха и обратно. Сейчас здесь живут тихо и мирно. За перевалом начинается тундра. Там собирают бруснику, шикшу (воронику), морошку. Из грибов – опята и маслята. В декабре обычно устанавливается лед. Со льдом и медведи приходят. В тридцати километрах находится оленеводческое поселение Янаркай. Там живут 160 человек, 60 из ни – чукчи. Остальные – русские, узбеки, татары, украинцы. На метеостанции есть свободные вакансии. Электроэнергию и тепло дает дизель, который работает без перебоев уже пять лет. Недавно установлены два прибора для зондирования ионосферы. Из них лишь один периодически работает. Не хватает электроэнергии. В ближайшем будущем планирует поставить в Валькарае модульную метеостанцию.

2 сентября, село Рыйкайпий

Рыйкайпий в переводе с чукотского – «затор для моржей». На здешнем лежбище собираются до 40000 моржей, но уже два года они здесь не появлялись. Местные жители издавна промышляли моржей и мелких ластоногих животных: акибу, ларгу, лахтака (морского зайца). Мясо закатывали в рулоны и закапывали в землю, чтобы оно было свежим. Для собак, а тем более для песцов (как приманка) используется моржатина с запахом.

В 1990-е годы здесь жили 3000 человек. В настоящее время – 800 жителей. Административный статус – село. Есть своя Администрация, школа, интернат, детский сад, золотодобыча. Значительная часть населения – русские. У чукчей одна беда – пьянство. Как представители малого народа, они получают пособие. На него и живут. Традиционными промыслами занимаются немногие. Молодежь изучает чукотский язык в школе, но мало кто на нем разговаривает.

чукотка_1

Рассказывает местный пенсионер:

- Всего-то нужно 150-200 плит положить, чтобы взлетную полосу отремонтировать! Только зимой можно принимать самолеты «Ан-2». Воду пьем из озера, которое находится в 17 километрах от поселка. Это питьевая вода. Работник ЖКХ пытаются убедить нас, что вода из Черной речки пригодна для питья, а в Черную речку стекают ручьи с кладбища на сопке. Уголь сюда корабль привозит. Если есть гора на берегу, значит, в тепле будем. Если нет, придется потерпеть. Холодновато. В 1989 году котельная от нас ушла, потому что военные ушли. Мы зимовали с буржуйками, которые топляком топили. На следующий год все повторилось, и в 2000 году зимовали с буржуйками. Выжили. А россияне об этом не знают. Кому ни писал об этом – ноль внимания. Не дай Бог! Я этого никому не желаю. В каком-то селе разморозилось отопление – об этом на все Россию глаголют! А про Чукотку не знают даже, где она находится. Любого москвича спроси: «Где Чукотка?» - «А, это Магадан. Колыма». Дальше не знают.

чукотка_3

3 сентября, Ванкарем

Из рассказов чукотских охотников

Все местные жители состояли друг с другом в родственных отношениях. Традиционно у чукчей фамилий не было – только имя. В советское время имена давали русские, а чукотские имена превращались в фамилии.

***

Жениха невесте и невесту жениху выбирали старейшины или родители молодых людей. Был обычай жениху догонять невесту ил свою избранницу. Она убегала, но могла и не очень торопиться, или наоборот – быстро бежала, чтобы не догнал.

***

Если хочешь, чтобы исполнилось желание, надо взять в руку камень и добежать с ним до уступа. Спрятаться от волны и сделать еще одну перебежку. Потом положить камень на скалу, загадать желание и, пережидая волны, уйти из опасного места. Когда море заберет камень, желание сбудется.

чукотка_2

Было селение у моря. Мужчины зверя промышляли. Случилось, что гибли, пропадали, если льдину оторвет. В одной семье случилась беда. Унесло у жены мужа. Живет она одна год, другой, третий. У нас был обычай: если у мужа есть брат, то после смерти мужа он должен жениться на вдове. Брата не было, и женщина начала гулять, но никто не обращал на это внимания. Потом она стала пропадать куда-то. Нашла она себе Тэрка (снежного человека). Она к нему ходила, а он – к ней. Ее предупредили: «Не делай так, а то родишь волосатого ребенка». Она не послушалась, и ее отправили в другое село. Думали, может, вдова там себе мужчину найдет. Женщина вскоре родила нормального человека, но при родах умерла. Старуха мальчика взяла, чтобы выкормить, а он ничего от других женщине не принимает. Так и умер от голода. Я видел следы Тэрга. Он в море уходит по льду. Лед здесь стоял паковый. Если раз в четыре года уйдет, - хорошо. С 2000 года лед улетает. С этого же времени и лежбище моржей появилось.

7 сентября, Нешкан

В переводе с чукотского Нешкан означает «голова нерпы», а второе значение этого названия – «девушка». Одна из гор имеет женские очертания. В поселке проживают примерно 800 человек. Прописаны – 740 человек. С жильем проблемы. Поселок чукотский, но все говорят по-русски. На кладбище похоронено много молодежи в возрасте от 20-ти до 35-ти лет. Вот и вчера утонул зверобой. При подходе к Нурмино волна опрокинула лодку. У берегов сильный накат воды. Кресты на кладбище, в основном, четырехугольные. Я встретил только один восьмиконечный крест. Христианство проповедуют жители Аляски. Сегодня начинается день выборов. К выборам приурочено возвращение в поселок кочующих бригад оленеводов. Идет натуральный обмен китятиной, олениной, рыбой. Один морж по стоимости равен двум оленям.

11 сентября, становище Нунему

Здесь было чукотское село. «Нунему» в переводе с чукотского языка означает «Пристанище». Вечная мерзлота залегает, примерно, на глубине около метра. При колхозе была звероферма. Разводили голубых песцов. С 1953 года сюда эскимосы приехали. В 1977 году людей посадили на вертолет, и увезли в Лаврентьево. Осталось несколько стариков, которым легче было умереть там, где родились, нежели уехать. Для жителей села был построен бетонный дом. Людям говорили: «Все у вас будет!» Это оказалось обманом. Некоторые местные жители даже постельное белье дома оставили. Основное качество характера бывших местных жителей – наивность. Они всему верят, и сами никогда не лгут. У жителей каждого села свой говор, да и внешность различается. Самое важное в жизни – это восстановление традиций, воспитание детей.

чукотка_4

15 сентября 2013. Провидение

В центре района проживают 1420 человек. В селах района – 5400 человек. Переселение жителей из приграничных сел вызвано «холодной войной». В 80-е годы было до 3000 жителей. Строительство села началось с культбазы. В 20-е годы строили ее китайские рабочие, а сегодня строят жилые дома турецкие рабочие. Население увеличивается за счет приезда людей из сел. Работы нет у тех, кто работать не хочет.

Рассказывает оленевод:

- Средняя зарплата оленевода 18000 рублей. Офисные служащие на материке зарабатывают в два раза больше. Кто в тундру пойдет? Лисы здесь бегают, зайцы бегают, а в кармане ничего не бегает. Оленину мы сдаем по 124 рубля за килограмм, а в Анадыре ее продают по 300-400 рублей. В детские и дошкольные учреждения мясо сдаем по льготной цене или бесплатно. До 4000 тысяч шкур оленьих ежегодно гноим и выбрасываем. Кто их обрабатывать будет? Женщина за лето может выделать только 20-24 шкуры. Раньше оленеводство дотировали на 600 %. Сейчас бросили: живите, как хотите. Время продажи алкоголя у нас ограничено. Водкой и вином торгуют только по субботам. Как говорят, - «субботу ввели». Христиане не пьянствуют. Есть православные, а есть и пятидесятники вроде бы. Секта какая-то. Проповедники приезжали с Аляски, из Америки. Численность населения – 611 человек. Русских – 113. Со времен СССР остались украинцы, белорусы, казахи. Национальной розни у нас нет. Не помню ни одного конфликта. Что делить? Без взаимопомощи не выживешь. У людей, которые давно живут в селе, есть чувство хозяйское чувство по отношению к природе и ко всему, что здесь происходит. Мусор в тундре не оставляют. Все убирают за собой. Нет деления людей на «не наш» и «наш». Если увидят, что стоит машина, обязательно спросят у водителя, нужна ли помощь? Горючка (топливо) дорогая. Тундру изрыли вездеходами. Техника, которая тундру не давит, стоит очень дорого. В сельском поселении Ангуэме есть средняя школа-интернат, клуб, детский сад, пекарня, почта, ЖКХ, котельная, фельдшерско-акушерский пункт. 52 человека кочуют по тундре во время литовки – это период откорма оленей.

Канадские дома быстро ветшают. Требуют специального обслуживания, которого у нас нет. Пока топят, в этих домах тепло, поэтому мы сильно зависим от электроэнергии, от работы котельной. На Чукотке нельзя строить дома из фанеры: два слоя, утеплитель – и все. Из розеток дует. Лет пять-десять простоят канадские домики. Старикам удобнее жить в яранге, но в яранге не прописывают.

чукотка_5

26 сентября. Анадырь

Американский континент осваивали протестанты. Арабский халифат создавали мусульмане. Для освоения Северного морского пути, что можно по праву приравнять к великим географическим открытиям, русские первопроходцы были православными. Арктика – это духовное измерение русской культуры. Территория диалога и сотрудничества разных народов.

Автор: Василий Матонин 

Ссылка на первоисточник
наверх