На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БЕЛЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

26 639 подписчиков

Свежие комментарии

  • Alexei Petrovsky
    Эх ты, черный мудиц пиздории! Подучи русский язык, дубина! 😝Зачем Хрущев гром...
  • Анатолий Рыжакин
    👍Американцы подгот...
  • Григорий Худенко
    Для оценки данных событий нужно ЗНАТЬ все то, что происходило тогда, иначе "слова на слова".«Главное предател...

Л. Столица и «новокрестьянские поэты» (С. Клычков, Н. Клюев, С. Есенин)

Любовь Столица

Имя  Любови  Столицы1 встречается  в  воспоминаниях  или  письмах многих  поэтов  Серебряного  века.  Она  была  одной  из  «101 поэтессы Серебряного века»2 и держала в Москве салон «Золотая гроздь», в которомперебывала,  «кажется,  вся  литературная,  художественная  и  театральнаяМосква3».  В  том  числе  т.

н.  «новокрестьянские  поэты» –  Н. Клюев,С. Клычков  и  С. Есенин.  Отношения  Л. Столицы  с  С. Есениным  хорошопрокомментированы благодаря Летописи жизни и творчества С. А. Есенина(далее –  ЛЖТ  Есенина),  чего  нельзя  сказать  о  Н. Клюеве,  о  творчествекоторого Л. Столица написала статью (1912), требующую комментариев, а также о С. Клычкове. Главным источником биографических данных о Л. Столице, пока не вышел шестой том биографического словаря «Русские писатели 1800–1917»со  статьей  Т. Л. Никольской,  являлась  статья  М. В. Акимовой  и Л. Я. Дворниковой4. Она опирается на биографический очерк, подписанный «Еръ» –  возможно,  сын  поэтессы,  Е. Р. Столица,  который  сопровождалпосмертный  сборник  стихотворений  Л. Столицы,  вышедший  в  Софии  в1934 г.5, и на мемуары Нины Серпинской (1893–1955), которые несколько летназад были изданы целиком отдельной книгой6. Л. Н. Столица,  урожденная  Ершова,  родилась  в  1864 г.  в  Москве,  в Рогожской слободе, в семье зажиточного ямщика, сохранившей религиозныеи  бытовые  традиции.  В  1902 г.  она  окончила  с  золотой  медальюЕлисаветинскую гимназию, где увлекалась русской историей. Если верить ееполуавтобиографическому роману в стихах «Елена Деева» (1916), она тогдачитает сказки и легенды, Овидия, Слово о Иосафате, Калевалу, «Песнь о Гайавате» Лонгфелло, «Пана» К. Гамсуна.

В том же 1902 г. она вышла замуж за Романа Столицу, студента пятогокурса  Политехнического  института,  отец  которого  командовал  лейб-гренадерским полком. В 1905 г. она поступила на историко-филологическоеотделение  Московских  высших  женских  курсов.  Ее  первые  стихи  (трипроизведения)  были  напечатаны  в  престижном  журнале  «Золотое  руно»(1906,  № 10)  вместе  с  негативной  рецензией  на  книгу  К. Бальмонта«Стихотворения»  (1906).  Столица  сошлась  с  московскими  символистами,печаталась в целом ряде журналов, газет, альманахов и антологий (больше 20изданий), в том числе в феминистических журналах (статья «Новая Ева» в«Современной женщине»). Ряд стихов Л. Столицы был переложен на музыкуА. Гречаниновым и Р. Глиэром.Первый поэтический сборник Л. Столицы – «Раиня», то есть райскийсад – вышел в 1908 г. Это своего рода ряд фламандских картин времен года,«земных  обрядов»  (крестины,  свадьба,  похороны)  и  «дней»  недели,  илииллюстрации к «Воззрениям  славян  на природу» А. Афанасьева.  Сборниквключает в себе и две поэмы – «Русь» (посвященная Б. Зайцеву) и «Рай» (сэпиграфом  из  Андрея  Белого  и  из  апокалиптического  стихотворения В. Брюсова  «Замкнутые»):  через  леса  и  болота  таинственный  старецпроводит Поэта – девушку, которая бросила город, – средоточие болезней итрудов – в земной рай, где  нагой пастух берет ее в жены, снявши с неемертвую кожу – городскую одежду. Они будут жить в любви, работе и спеснями.  Можно  назвать  эту  поэму  поэма  утопией  «адамическойностальгии», по выражению Мирчи Элиаде7.И. Анненский уделил Л. Столице достойное место наряду с З. Гиппиус,Поликсеной Соловьевой (Allegro), Черубиной де Габриак (Е. Дмитриева) идр. в своей статье о лирической женской поэзии (третья часть статьи «Осовременном  лиризме»8).  Отмечая  (не  без  некоторой  боязни)  «Дионисовчудный  дар»,  «яркую  чувственность  и  осязаемость  образов»  Л. Столицы, И. Анненский увидел в ее поэзии лик «женщины будущего мира» и оценилточные эпитеты и размер, соответствующий сюжету.

М. Волошин, познакомившись с Л. Столицей в апреле 1909 г., включилее  в  число  поэтов  «русского  склада» –  вместе  с  С. Городецким  («Ярь»),А. Н. Толстым («За синими реками») и С. Клычковым («Песни»)9. Его стихиЛ. Столицы  «очаровывают  своей  свежестью  и  подлинностью».Отрицательный отзыв дал Ю. Верховский10.Второй сборник – «Лада (Песенник)» – вышел в 1912 г. в издательстве«Альциона»,  где  в  следующем  году  выйдет  вторая  книга  С. Клычкова –«Потаенный  сад»,  с  циклом  «Кольцо  Лады».  На  обложке –  рисунокС. Конёнкова, который воплощал в дереве весь мир славянской мифологии идружил с С. Клычковым и С. Есениным. В кратком предисловии Л. Столицаопределяет свое представление о Ладе: «Лада в моем поэтическом представлении – это прежде всего буйная11,девственная  сила,  разлитая  во  вселенной.  Мировая  девичья  душа.  Еекрасотою живы радуги  и зори;  ее дыханием  творимы цветы и плоды; ееголосом веселимы птицы и сердца».Лада Л. Столицы – своего рода дионисийская София символистов. Нославянская «боговщина» «умерла тысячу лет назад», и поэтому Л. Столицаутверждает,  что  она  «нигде  не  подделывалась  под  “архаичный”  стиль».Песни Л. Столицы разделены на весенние, летние и осенние. Они посвященыстихиям, зверям, мифическим птицам (Гамаюн, Сирин, Алконост, Финикс). Для В. Брюсова Л. Столица «осталась верна себе: нарумяненная Русь снарочито  русскими  словечками,  с  условно-славянской  мифологией,  стяжкими погрешностями против хорошего вкуса (“небо голубо”)»12.Некоторые стихотворения  были  предварительно  опубликованы  в1911 г.  в  «Антологии»  издательства «Мусагет»,  где  фигурировал  иС. Клычков.  Н. Гумилев  характеризовал стихи  Л. Столицы  как «смелые,сильные  и  законченные»,  но  увидел  в  них  какое-то  сентиментальное«сладострастие»13.  А. Блок осудил эту «Антологию» («зачем она?»): «Зачемвдруг – Потемкин или Л. Столица? Это уж какая-то нестроевая рота14». Вписьме к  Андрею Белому от 16 февраля 1911 г. С. Бобров рассказывает опоэтическом  вечере «Мусагета», на котором Л. Столица прочла свои стихивместе  с  Вяч. Ивановым,  В. Брюсовым,  Эллисом:  «прекрасные  стихи,  ноочень  бесстыжие,  “шалые”  и  “простоволосые”15».  В. Брюсов  включилС. Клычкова  и  Л. Столицу  в  круг  поэтов,  которые  «ищут  источниковвдохновения в народной поэзии <...>. Первый их них в своих стихах гораздовыдержаннее,  вторая  слишком  часто  нарушает  стиль  каким-нибудь модернистическим словцом, но все же стихи обоих производят впечатление нарочитости, придуманности, и им еще далеко до попыток в этом роде гр.А. Н. Толстого»16.В  1915 г.  вышла  третья  книга  стихов  –  «Русь»  –  с тютчевским эпиграфом («Умом Россию не понять...»). Это своего рода этнографическаяпоэзия –  о  быте  и  людях  деревни.  Стихотворения  напоминают  картиныБ. Кустодиева  или  «Лето  Господне»  (1927–1948)  И. Шмелева.  В  1917 г.М. Волошин характеризовал поэзию Л. Столицы (в черновике статьи) такимобразом:  «Голос  московский,  с  мещанской  распевкой,  талант  сдобный  ирумяный»17.В 1916 г. Л. Столица издала роман в стихах (ориентируясь на «ЕвгенияОнегина») – «Елена Деева»: героиня, разочаровавшись в любви и в жизни вбольшом городе, переодевается в мужское платье подобно кавалерист-девице Дуровой и отправляется сражаться на германский фронт. Книга была дважды переиздана в 1917 г. (и позже, в 1923 г., в Софии).В 1916–1918 гг. Л. Столица писала для театра: романтическую драму встихах «Голубой ковер», поставленную в 1917 г. А. Я. Таировым в Камерномтеатре, «Святую блудницу» (по житию св. Марии Египетской) и около 12пьес-миниатюр для театра «Летучая мышь».В 1918 г. после того, как ее родина «добычей сделалась безумцев иневежд»18, Л. Столица вместе со своей семьей бежала из Москвы в Ялту,потом в Ростов-на-Дону, где участвовала в кружке писателей и художников-беженцев  у  «субботников»  Е. Ф. Никитиной19.  Она  также сотрудничалавместе с И. Эренбургом, Е. Чириковым, И. Билибиным, Е. Лансере и др. в ОСВАГе  (Осведомительное  агентство,  занимавшееся  антибольшевистской пропагандой)20. Интересно отметить, что весной 1920 г. в обращении поэтов-конструктивистов о  созыве первого  Всероссийского  конгресса  поэтовЛ. Столица  еще  упоминается,  притом  среди  поэтов-реалистов  (вместе  с И. Буниным)21.В 1920 г. она эмигрировала в Грецию, и через год (сентябрь 1921 г.)обосновалась  в  Болгарии,  где  стала  участвовать  в  многочисленныхэмигрантских журналах и литературных вечерах. Она умерла от сердечногоприступа 12 февраля 1934 г. И. Северянин посвятил ей сонет, содержащийключевые  слова  ее  поэзии  (краски,  красочность  («ярче,  чем  Малявин!»),удаль, вольный дух, разгульный стих) и упрекавший критику в предвзятомотношении к ней22:Воистину – «Я красками бушую!»Могла бы о себе она сказать.Я в пеструю смотрю ее тетрадьИ удаль вижу русскую, большую.Выискивая сторону смешную,Старались перлов в ней не замечатьИ наложили пошлости печатьНа раковину хрупкую ушную...И обожгли печатью звонкий слух...А ведь она легка, как яблонь пух,И красочностью ярче, чем Малявин!О, если бережнее отнестись, –В какую вольный дух вознесся б высь,И как разгульный стих ее был славен!Разнообразное творчество Л. Столицы объединяет, по В. Крейду, один«метаобраз» –  Святая  Русь:  «Этот  центральный  образ  является  ядром  еемироощущения,  и  ему  же  подчинены  формальные  компоненты  поэтики:простодушные и лубочно-красочные эпитеты, сравнения, основанные болеена опыте коллективном, народном, нежели на индивидуальном, составныерифмы,  ассоциирующиеся  с  народным  юмором –  балагурством,злоупотребление  прозаизмами  в  стихах,  часто  встречающиеся  гиперболыфольклорного  происхождения.  Ее  понимание  музыкальной  стихиипоэтического  творчества  связано  с  песенно-фольклорной  традицией  <...>.Сборник  “Лада”,  имеющий  подзаголовок  “Песенник”,  являетсяпредставительным для целого пласта литературы Серебряного  века своиминтересом к славянской мифологии»23.Л. Столица – представительница «русского стиля» в литературе (вместес С. Городецким, с кружком «Краса»24), соответствующего «русскому стилю»в архитектуре (от Спаса на крови до Абрамцево и Федоровского городка), вживописи (Кустодиев, Малявин и др.) и в возрождении народных промысловпод эгидой кн. Тенишевой. Этот стиль расцвел при Александре III и лежит воснове  неонароднического  символизма  (неоромантизма)  начала  ХХ века.Надо отметить, что к образу «святой Руси» примешивается (у С. Городецкогов «Яри»25, у Л. Столицы) и языческая Русь как буйная стихия. Война даст этому  течению  новый  импульс.  В  некоторой  мере  наши  «крестьянские поэты» отдали ему дань. Они были посетители ее литературно-богемного салона, в квартире на Мясницкой, известного под названием «Золотой грозди», ибо брат поэтессывстречал  гостей  «в  венке  из  виноградных  лоз  на  голове,  с  позолоченнойчарой  вина,  которая  подносилась  каждому  приходящему»26:  «ЛюбовьНикитична [Столица –  М. Н.] – хмельная и ярко дерзкая, с знакомым мневакхическим  выражением  крупного  лица,  с  орлиным  властным  носом,серыми,  пристальными,  распутными  глазами,  в  круглом  декольте,  сприколотой красной розой и античной перевязью на голове, с точки зрениякомильфотной элегантности выглядела и держалась претенциозно, вульгарнои крикливо»27.Это  «дионисийство»  сочеталось  с  соблюдением  православныхпраздников28.  Дионисийство,  характерное  для  Серебряного  века  (подвлиянием Ницше29), напоминает собрания «чернокнижников» (А. Дружинин,Н. Некрасов, И. Тургенев и др.), которые плясали вокруг статуи Венеры, или вечера на «башне» у Вяч. Иванова.

По словам  Д. Н. Семёновского,  который посещал с Есениным салонЛ. Столицы  (оба  были  тогда  студентами  университета  им. Шанявского),«гостиная  у  нее  была  обставлена  на  барский  лад,  а  в  углах  стояли  наподставках  настоящие  снопы  с  приставленными  к  ним  цепами»30. Н. Серпинская описывает, с поздней оценкой, убранство салона: «Длинныестолы  с  деревянными,  выточенными  в  псевдорусском  кустарном  стилеспинками  широких  скамей,  убранство  столов  с  такими  же  чарками  исолонками подчеркивало мнимую национально-народную основу творчествахозяйки»31.Дача у нее была в таком же «псевдонародном стиле»32.Точно  как  в  «Попрыгуньи»  (1892)  А. П. Чехова:  «В  столовой  онаоклеила стены лубочными картинами, повесила лапти и серпы, поставила вугол косу и грабли, и получилась столовая в русском стиле».Салон Л. Столицы был эклектическим и описание поэтического вечерав романе «Елена Деева» соответствует, наверное, действительности:Молодые символисты,Прячась в темные вестоны,Здесь читали труд столистный <...>Молодые ж футуристы,Вздев оранжевые фраки,Декламировали враки,Неумны и голосисты.А средь них несмело, четко,И народник молодой,Щегольнув косовороткой,Лепетал стишок простой33.Первым  из  «крестьянских  поэтов»  с  Л. Столицей познакомилсяС. Клычков. В неизданном письме к П. А. Журову от 2 ноября 1911 г. онсообщает,  что  познакомился  с  Л. Столицей,  умственно  и  духовно  емублизкой34. Он же представил ее С. Конёнкову. По поводу, наверное, сборника«Лада»,  С. Клычков  писал  в  июне  1912 г.  Б. Садовскому,  что  ее  поэзия напоминает «ушедшую квашню: теста много, а блинов мало!35» В 1912 г. онпосвятил ей цикл из пяти стихотворений – «Садко»36. В 1922 г. говорит о ее«поверхностной  стилизации»,  которой  П. Радимов  сумел  избежать. 37 Этисуждения С. Клычкова о Л. Столице, по контрасту, позволяют определитьпоэтическое  кредо  С. Клычкова:  он  избегает  стилизации,  красочности,пышности.  Как  отмечает  Н. Солнцева,  «при  явном  сходстве  Клычков  иСтолица  оказались  антиподами,  как  дух  и  плоть.  Лада  Сергея  Клычковацеломудренна  <...>.  Лада  <Л. Столицы> –  это  свобода  эмоций,  жадностьплоти, раскованность чувства»38.Л. Столица и Н. КлюевЗнакомство  Л. Столицы  с  Н. Клюевым  состоялось,  по  всейвероятности,  в  1912 г.  в  конторе  журнала  «Новое  вино».  Журнал  сменилзапрещенную  «Новую  землю»,  издававшуюся В. Свенцицким  иИ. Брихничевым, священником, лишенным саном39, который создал в 1905 г.вместе  с  В. Эрном и П. Флоренским  прогрессистское движение «Христианское  братство  борьбы» 40 Л. Столица  участвует  вместе  сН. Клюевым,  С. Клычковым,  В. Брюсовым,  А. Блоком41,  В. Нарбутом,С. Городецким и др. в журнале «Новое вино». Она  опубликовала в «Новомвине» одно стихотворение («Рождество»,  1913,  №  2)  и  две статьи,посвященные Н. Клюеву и А. Блоку.В  статье  о  Блоке –  «Христианнейший  поэт  ХХ  века»  (1913,  № 2,январь,  с. 12–13)  Л. Столица,  которая  лично  не  знала  поэта42,  оспариваетпредставление о Блоке, как о келейном и аристократическом поэте, якобычуждом  «заветам  народничества  и  началам  общественности»,  искониприсущим  русской  литературе.  Для  Л. Столицы  Блок  «глубоко  народен,подлинно  общественен».  Учение  его –  «в  гордом  служении   дальнейзлатокудрой  Марии –  Деве –  Жене –  Купине –  Заре  и  в  великодушномпрощении ближней рыжекудрой Магдалине – блуднице – колдунье – маске –ночи. Его поэзия особенно нужна «теперь, в годы слабейшей нравственностии сильнейшей безыдейности».Статья  о  Клюеве  озаглавлена  «О  певце-брате».  Так  как  она  малодоступна,  приводим  ее  главные  положения.  Столица  дает  сначалаудручающую  картину  «молодой  русской  поэзии»:  «пусты ри  неплодногоэстетизма,  академизма  и  кларизма, –  и  болота  неудержного  словесногофутуризма, кубизма и рундизма43, и сомнительная поросль “научной” поэзиии далеко неослепительные цветы “интимной”». И вот замечательное явление «необычайной,  нечаянно-радостной»  поэзии  Николая  Клюева.  Л. Столицатак  определяет  его  «Братские  песни»  (издание  «Новой  земли»,  спредисловием  В. Свенцицкого):  «Как  озеро,  вспоены  они  светлым  небомнового религиозного сознания; как луг, вскормлены темною землею древнегонародного творчества. Поэтому песни эти таят в себе таинственную связь спрошедшим  и  с  грядущим,  с  человеческим  и  божеским,  со  звериным  исерафимским.  <...>  И  эта  истинная  хвала  истинному  Богу  так  насущно-нужна, так подлинно-желанна именно теперь, когда поэты расточают свои кощунственные  “Аллилуйи”44 лесовикам,  шишигам,  домовихам  и  прочимнежитям – неживым, бедным и слабым божкам вычурной неодекадентскоймистики <...>.Двояко представляется ему этот мир. И в одном представлении он –явный, земной, плотский, такой, как есть, а в другом – сокровенный, райский,мысленный. В зависимости от этого и в стихах его различаю я два тона,минорный и мажорный, два голоса, низкий и высокий, два строя, жалеечныйи гусельный. <...> <Одна> сторона Клюевского творчества – мученическая,голгофская, земная.Но вот поет он мир тот, т. е. землю новую, грядущую, и тогда ликуети торжествует, достигает, крылатый, нездешних высот, постигает нездешнейкрасоты. <...> Эту сторону его творчества называю я пророческой, райскою,надземною.Голгофизм и раизм – вот два течения в творчестве Клюева»45.Статья  кончается  замечаниями  о  форме,  к  которой,  как  считаетЛ. Столица, нельзя подходить с техническим аршином, «холодно учитыватьуместность некоторых ассонансов, подсчитывать аллитерации, устанавливатьнеправильность  в  ударениях».  Поэт  порой  достигает  совершенства  (и Столица приводит как пример строфы из стихотворений «Песнь похода» и «О поспешите, братья, к нам...»). Статья Л. Столица полемична по отношению ко всем модернистским,формалистическим  художественным  течениям,  и  в  этом  смысле  как  быпредваряет  статью  С. Клычкова  «Лысая  горя»  (1922–1923)46 ПоэзияН. Клюева  противопоставлена  всем  современным  течениям.  Л. Столицаверно  отмечает  двойственность  поэтического  вдохновения  Н. Клюева –земного  и  небесного,  определяя  ее  двумя  удачными  неологизмами –«голгофизм  и  раизм».  Первый  из  них  отсылает  к  общине  «голгофскиххристиан», основанной в 1909 г. старообрядческим митрополитом Михаилом(социалистом),  Д. Мережковским,  И. Брихничевым  и  др.  «Голгофскоехристианство» провозглашал журнал «Новое вино»: «Новое вино принес наземлю Христос. Это было новое животворное учение – о царстве Божием наземле. О новом свободном человеке – Сыне Божием.О всеобщей ответственности за грех и зло мира. О вселенском Огне.О  всеобщей  Голгофе.  И,  как  следствие  ее –  победе  над  смертью  иВсеобщем Воскресении...»47«Раизм»  соотвествовал  поискам  самой  Л. Столицей  «адамического»рая.  В  обеих  этих  статьях  Л. Столица  выражает  свое  поэтическое  имировоззренческое  кредо,  не  лишенное  (для  внешне  богемной  поэтессы)глубины. Как бы в эхо Л. Столице, выступавшей как «Природы радостнаясхимница» («Раиня», с. 31), Н. Клюев – «Природы радостный причастник»(«Набух,  оттаял  лед  на  речке...»,  1912)48. В  сборнике  Л. Столицы  «Лада»(1912) песни скопцов или хлыстов напоминают «Братские песни» Клюева.После  смерти  Л. Столицы  вышел  сборник  «Голос  Незримого».  Наобложке –  райская  птица  с  веткой  в  клюве.  В  основе  поэмы  «Лазорьчудный» –  послание  архиепископа  новгородского  Василия  к  тверскомуепископу  Федору  о  существовании  земного  рая  (1347).  Это  тот  жеутопический «раизм», который Л. Столица ценила у Клюева и который ещебольше, чем мотив «Святой Руси», характеризует, на наш взгляд, поэзию Л. Столицы.Н. Серпинская  упоминает  Н. Клюева  среди  посетителей  богемно-литературных  вечеров  «Золотой  грозди»  у  Л. Столицы,  но  дает  емухарактеристику, совсем не свойственную ему, перепутав его, может быть,спустя  20 лет, с  другим  поэтом: «бесшабашный  забулдыга  поэт  НиколайКлюев»49.Если  С. Клычков  и  Н. Клюев  познакомились  с  Л. Столицей  черезпоэтические круги («Альциона», «Мусагет», «Новое вино»), то для Есенинаместом встречи был ее салон.Авторы  биографического  очерка  о  Л Столице  предполагают,  что  с«Золотой гроздью» Есенина «могло связывать и сотрудничество в журнале“Северные  записки”,  где  были  напечатаны  его  стихотворение  “Русь”  иповесть “Яр”», и где печатались также Л. Столица и ее брат А. Н. Ершов50.Знакомство  Есенина  с  Л. Столицей  произошло  30  сентября  1915 г.:Л. Столица  подарила  ему  сборник  «Русь»  с  надписью:  «Новому  другу –который,  быть  может,  буд<ет>  дороже  старых...  С. А. Есенину –  ЛюбовьСтолица. 1915 года Сентября 30-ого дня. Москва51.» Из Петрограда Есенинпослал ей (22 октября 1915 г.) письмо, в котором вспоминает свою встречу сней: «Очень радуюсь встрече с Вами: суть та, что я приобщен Вами до тайн.<...> Поклонитесь всему Вашему милому дому <...>. До сих пор не вывеялся запах  целующей  губы  вишневки  и  теплый  с  отливом  взгляд  Ваш. <...>Любящий и почитающий Ваш С. Есенин»52.Есенин  посвятил  ей  четверостишие,  в  котором  метко  отметилдвойственность Л. Столицы – невинность и образ роковой женщины:Любовь Столица, Любовь Столица,О ком я думал, о ком гадал.Она как демон, она как львица.Но лик невинен и зорьно ал53.В том же году или в конце 1914 г., еще до этой встречи, Есенин назвалЛ. Столицу,  в  статье  «Ярославны  плачут»,  среди  поэтов-патриотов,  лиры которых «загремели с призывом Жанны д'Арк»54.Как  видно  их  этих  свидетельств,  Любовь  Столица  занимает  непоследнее место в окружении крестьянских поэтов. Ее поэзия, ее дух былиим  близки.  Для  современников  их  имена  стояли  рядом;  в  рецензии  насборники М. Цветаевой «Царь-девица» и «Ремесло» С. Бобров писал: «Книгапрямо  искрится  своими  отдельными  строками,  где  так  отлично,непосредственно понята песня, понят былинный лад. Понят так, как давно неприходилось видеть, как не удавалось никому из писавших в русском стиле,ни Бальмонту (в его “Жар-птице”), ни Клюеву, ни Клычкову, ни Столице, неговоря уж, разумеется, об Есенине и его подражателях»55.Не ее вечера «Золотой грозди», а прежде всего салон З. Гиппиус Клюевимел  в  виду,  когда  предостерегал  начинающего  Есенина  от  увлечениймодными салонами. Но заметно ироническое отношение Клычкова и Есенинак  эксцессам  ее  «русского  стиля».  Благодаря  своему  верному  вкусу  ониосознавали, чего должны были избежать: сусальности, стилизации. Можносказать, что Л. Столица невольно помогла «новокрестьянским поэтам» найти свой собственный голос.

М. Никё


Избранные стихотворения Любови Столицы:

«Весенняя муза»


Когда мне жизнь стокрылая вручила тайны нить,
Во храм к жрецам вступила я - должна была вступить.

Там совершалось верное служение векам -
Бряцали лиры мерные, пел синий фимиам...

То длился культ таинственный, великий, но былой:
Был мертвым бог единственный, воспетый их хвалой!

Вот - статуи, вот - мумии, вот - пышный саркофаг...
Стояла я в раздумий, не в силах сделать шаг.

И здесь казалась ложною та мысль, что, кроме сна,
Есть где-нибудь тревожная, зеленая весна.

Но ты мне, о Весенняя, на мир раскрыла дверь -
Живу в душистой сени я с тобой сам-друг теперь.

Как дети - беззаботны мы, как дикари - наги
И плясками налетными чертим в лугах круги.

Иль, сев на холм развлаженный под голубую ель,
Перебирая скважины, возьму в уста свирель.

Прильнув своим запястием к перстам неверных рук,
Ты учишь с гордым счастием рождать великий звук.

Твоим весельем душу я да напою навек!
И пусть ликует, слушая те песни, человек!
 

«Деревенская любовь»

 
В красный день, горячий - летний - длинный

Полюбилися они друг дружке.
Спели куманика и малина,
Тонко пели комары и мушки.

Он - могучий, загорелый, плотный,
Засучив порты поверх колена,
Вывозил дорогою болотной
Серебристое, сухое сено.

А она - стомленная, босая,
Низко сдвинув на глаза платочек,
Собирала, в бурачок бросая,
Огненные ягоды меж кочек.

Отговариваясь усталью и спешкой,
Подвезти она вдруг попросила.
С ласковой и грозною усмешкой
Он кивнул и на воз поднял с силой.

Там шутя, застенчиво и грубо,
Сразу обнял в пышной, душной груде.
Целовал малиновые губы,
Трогал круглые девичьи груди.

А потом они встречались часто
За дремливой, золотистой рожью,
Обнимаясь до луны глазастой
С пылким шепотом, с стыдливой дрожью.

И кругом - в игре простой и страстной
Реяли по воздуху толкушки...
В летний день - горячий, длинный, красный
Полюбилися они друг дружке.
 

«Житие преподобного Сергия»

Юныш Богов - не родителев -

Он родной покинул Радонеж, -
Вышел в путь, что был предгадан уж,
В бор пришёл, где быть обители...
И зажглись в бору цветы,
Словно по саду.
Зачалися в нём труды
Во славу Господа.

В ряске серой и зтасканной,
Тонок, прям, как вербы прутики,
Златокудрый, ровно лютики,
Солнцем, звездью ль обласканный, -
Ель рубил он, насаждал
Лук с капустою
И молился - пел, читал -
В милой пустыни.

Полн небесной небывалости,
Слух зареял о подвижнике.
Поплелися люди к хижинке, -
Утешались, оставалися...
В чаще ставили свои
Белы келии,
И черникою скуфьи
Зачернели в ней...

Он же в ряске той же, латаной,
Как и все, пёк хлебы, плотничал,
Бдил же больше всех и постничал -
Всем светильник не припрятанный!
С ангелом у алтаря
Он беседовал
И с медведем, хлеб даря,
Он обедывал...

Старец, витязь Богородицын,
Крина став белей, кудрявее,
Путь провёл он Православия
И почил в бору у Троицы,
Пять веков хранил, как щит,
Русь родимою...
Как-то Бог... А он простит
Непростимую!

«Знахарка»


Погост. Пролетают пугливо
Златистые крылья зарниц.
Кресты и дуплистые ивы...
Унылое уханье птиц...

Не зная ночами покою,
Она из села приплелась,
Горбатая, с толстой клюкою,
С огнями зелеными глаз.

Ее голова уж трясется,
В лице - бородавок не счесть.
Она корешком запасется
И будет давать его есть.

От грыж, огневиц и трясавиц,
Для чар, приворотов и ков,
Испортит румяных красавиц,
Отравит седых стариков.

Сбирает. К ней старая кошка
Прижалася острым ребром,
И скрылась Жар - птица сторожко,
Махнув золотистым пером.
 

«Как строилась Русь»

 
В Киеве ясном и в пасмурном Суздале,

В холмной Москве и болотистом Питере,
Сжав топоры,
Внедряясь в боры,
Строили наши прародичи Русь.

Строили долго, с умом и без устали -
Ворогов выгнав и зверя повытуря,
Чащу паля,
Чапыжник валя,
Двигаясь дальше под пламень и хруст.

Били, меж делом, лисицу и соболя,
Дело же делали в лад, не в особицу -
Клали сосну
Бревно к бревну,
Крепко вгоняли в них гвоздь за гвоздём,

Глядь - табуны по порогам затопали,
Ульи поют, и смола уже топится.
Первые ржи
Сияют в глуши.
Пахнет в ней хлебом и дымом - жильём.

Встретятся с мерею, с чудью, с ордынцами, -
Бьются бывало, иль мудро хоронятся.
Взор - вдалеке.
Своё - в кулаке.
Идут или ждут - усмехаются в ус.

И зацвели городки за детинцами -
Вышки, избушки, соборы и звонницы
В пёстром письме,
В резной бахроме,
В светлых трезвонях...
Так строилась Русь.

Видно, вернулась пора Иоаннова.
Видно, сбирать и отстраивать сызнова
Гвоздь за гвоздём
Нам, русским, свой дом!

Дружно ж, как пращуры, срубим его!
Срубим из древа святого, думяного,
Не из соснового - из кипарисного
И завершим
Крестом огневым,
Миру вестящим Христа торжество.
 

«Лада»


В роще березовой
Лада родится -
Юная, сонная
В люльке лежит.
Лик у ней - розовый,
Как поднебесье,
Очи - зеленые,
Как чернолесье.
Лень пробудиться...
Глянуть ей - стыд...

Смотрит и застится
Вся золотая,
Вся потаенная
В русой косе.
К солнышку ластятся
Смуглые пальцы.
С шеи червонные
Блещут бряцальцы.
Плоть - молодая,
Губы - в росе.

Все улыбается,
Спит да играет -
Дивной улыбою
В чаще растет.
Зверь к ней ласкается,
Цвет ее тешит,
Птица же с рыбою
Моет и чешет,
Пчелка питает:
Мед свой дает.

Станет красавицей
Дитятко Лада,
Тонкие пелены
Скинет она:
Сразу объявится
Девичье тело
В листьях, что зелены,
Красно и бело...
Все ему радо.
Это - весна.
 

«Незабвенное»


Нет ничего-то милее мне
Отчизны и Друга крылатого...
Памятью верной лелеемы,
Манят они, раня и радуя.

Как бы забыть их пыталась я?
И как бы могла их отринуть я?
С этою страстью и жалостью
И сердце моё было б вынуто...

Ах, хоть пред смертью послушать бы
Наш благовест, важный, малиновый,
Трельки жалейки пастушеской
И жаворонков, и малиновок...

Ах, повидать хоть глазочком бы
Покос наш цветасто-слепительный,
Ширь с голубыми лесочками,
Жар-купол на храме Спасителя...

Миром дохнуть бы и кашкою,
Костром и кадильными дымами...
Съесть хоть пол-ломтика нашего -
Ах! - чёрного хлеба сладимого...

И ещё раз насмотреться бы
На Лик, что любила единственно
Там... и в Болгарии, Греции,
В дни сказки... и горестной истины...

Светлые веси московские
Да Лик тот с чертами медвянами
Ангела образ Рублёвского -
Нет ничего их желанней мне.

«Осень»


Идут дожди серебряные, рясные.
Быть урожаям богатым!
Пашни рудые, златые и красные
Скатерти стелют по скатам.

Нет соловьев уже, тут еще - чижики,
Машут крылами ветрянки.
Пахнут разымчиво яркие рыжики,
Боровики и поганки.

В алых повойниках бабы веселые
Все запасаются слетьем:
Рубят кочны голубые, тяжелые,
Прячут орехи по клетям.

Девки румяные треплют на солнышке
Льна золотистые мочки,
Сладко грызут на засидках подсолнушки
В долгие, черные ночки.

А на задах мужиками матерыми
Режутся жирные свиньи.
Огненный хмель заплелся над просторами
Вязью сусальной над синью.

«Плотовщики»


С полой водою реками бурливыми
Тянутся плотовщики.
Плесы чертят золотыми извивами,
Рыбу сгоняют в пески.

Старые сосны с стволиною розовой
Рушат они у воды.
Ржавой скобою и вицей березовой
Шумно сбивают в плоты.

После несутся ватагою сплоченой
Вдоль поворотов речных -
Рыжие, ражие, вечно промочены
В алых рубахах своих.

Бабы у них молодые, гулливые,
Телом крепки и толсты.
В темном загаре их лица красивые,
В ярких заплатах холсты.

Днем, платомоями да кашеварами,
Все они держатся врозь.
Вечером сходятся с ласками ярыми,
Любятся с тем, с кем пришлось.

Вслед за баржами, белянами, сплавами
Тихо на низ уплывут...
Под городищами золотоглавыми
Стерляди вновь заживут.

«Сладость Иисусова»


В душу чудное сходит отишие, -
Унялась в ней уныния боль...
Не свирель ли в ушах своих слышу я?
А в светёлке-то нищей под крышею
Как от света бело ль, голубо ль!..

Кто в ней движется, чуть затуманенный,
Теплит в сгасшей лампаде огонь? -
Лик от венчика роз орумянный...
И была, видно, некогда ранена
Засквозивгая алым ладонь...

Ах! Грустнейшее око проникнуло
Всю меня, как поваленный гроб.
И стыдом нестерпимым я вспыхнула,
И с постели вскочила... И стихнула
У фиалкою пахнущих стоп.

Как учил Ты? И помню ль ученье?
Но его я постигла теперь:
Царство Божье предвечно-весеннее,
Крины, птицы, и слово, и пение,
И любовь, победившая смерть!

Дума гордые и любодейные
Ты развеял, сверхмудр и сладчайш...
И сошла сюда тихость келейная,
И поднялися чаши лилейные
Из убогих, из глиняных чаш...

Кроме этой, не будет зари иной!
И свирели, что дал Ты, любя.
Вновь начну житие с ней Мариино, -
И исполнится новой игры она,
Славословя, Сладчайший, Тебя!

«У Троицы»


К месту, издавна славному, - к Троице,
К распрекрасному месту средь ельника,
Где, бывало, нетленно покоятся
Мощи - Божьего друга, - отшельника,
Где искусный звон,
Что родник, певуч,
А целебный ключ
Серебрист, как он,
Вот куда чрез болота и чащицы
Русь, бывало, в скорбях своих тащится...

Брички бойкие с дужкой расписанной
И рыдваны с гербами тяжёлые,
Барин пудренный, парень прилизанный,
Баба хворая, баба дебелая
И святой простец
В колпаке литом,
И в шитье златом
Удалой боец, -
Едут, идут из сёл, из поместьица...
И вдруг встанут. И радостно крестятся.

Бог привёл!.. Вон - над светлыми взгорками -
Колокольня, что пасха затейная.
Купола - золотыми просфорками,
Кровля трапезной пестро-тавлейная...
А внизу торжок -
Образки, коржи,
Пояски, ковши,
Куклы с глянцем щёк...
Все - с крестом, с узорочьем, с улыбкою,
Пахнет льном, кипарисом и липкою!

Много трав придорожных повымнется,
Много горя здесь, в лавре, покинется
Нищим высохшим и странноприимнице,
А купчихой дородной в гостинице,
Где меж постных блюд
Самовар поёт,
И монах ведёт
Речь о Сущем тут.
День отходит в тиши, розоватости,
С духом ландышей, ладана, святости...

А проходит день в чащах кудрявистых,
Среди ельника, можжевельника,
В непрерывных молебнах, акафистах
Возле - русского Друга - отшельника.
За снопами свеч,
Под венками лампад
Он, как пастырь стад,
Бдит, чтоб всех сберечь.
Исцеляется, - кто удостоится,
Кто спокается, тот успокоится, -
И пошли домой
Уж с иной душой,
Побывавши, бывало, у Троицы.
 
 
                                      «Холодно... Кутаюсь в белый пуховый платок»
 

Холодно... Кутаюсь в белый пуховый платок...


В мрачном саду скорбно никнет беседка нагая,
Пурпурный плющ ее бросил одну, увядая.
Зябнет. Тоскует. Шлет красному другу упрек.

Холодно... Кутаюсь в белый пуховый платок...

Печь веселится, искрит пересветом обои.
В мрачном саду умирают покорно левкои.
Грустный паук вьет последний лучистый моток.

Холодно... Кутаюсь в белый пуховый платок...

Нет его... Нет. Согревал, но огня не дождался.
Красным устал быть... Ушел... Побледнев, оторвался.
Сердце тоскует. Шлет дальнему другу упрек...

Холодно... Кутаюсь в белый пуховый платок...

http://www.babiy-bunt.ru/lib26.html

 

наверх