На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Владимир Алтайцев
    Врёшь нагло.Слишком  много стало убийств  учёных и изобретвателей  агентами Гитлера.Как Берия останов...
  • Владимир Алтайцев
    Паскуда, 380  тысяч  не  так и много? Ты  подонок.Как Берия останов...
  • Виктор Фомин
    А почему за фотографии, якобы, голодных "жертв царизма" вы выдаёте фото голода в Поволжье 1921 года? Фото безпризорни...„Процветание” Рос...

Вода для каждого дома (тайны Петербурга)

 

 

Воду из Невы использовали как питьевую, а из Фонтанки — для стирки

 

Строить водопроводы начали в Петербурге ещё при Петре I. Однако предназначались они исключительно для подачи воды к фонтанам. А все горожане, в том числе и самые родовитые, до середины 19-го века пользовались водой из открытых источников — рек и каналов Петербурга. Зимой выручали талый лёд и снег.

Первый водопровод в Петербурге не прижился

 

В 1819 и 1825 годах промышленники пытались получить разрешение проложить бытовой водопровод в Петербурге. Но получили решительный отказ правительства: «Петербург по положению своему и устройству достаточно снабжён хорошею водой».


Только в 1846 году было выдано разрешение. Первый водопровод проложил граф Эссен-Стенбок-Фермор. И быстро разорился. Водопровод был маломощный и весьма локальный. В 1852 году он с большими убытками был продан новому владельцу, а вскоре был ликвидирован.


Так на два столетия одной из самых востребованных остаётся профессия водовоза. На Неве были установлены «водоливные машины», то есть простые водокачки с ручными помпами. Уплативший 7 рублей серебром в год получал жестяной знак, прибивавшийся к бочке, и мог пользоваться «водоливной машиной». Поэтому ими пользовались не частные жители, а водовозы и водоносы.

Фото: строительство водопровода в Петербурге


Те, кто не мог или не хотел платить, набирали воду в бочки вёдрами. Самые бедные водоносы ташили бочку на плече. Немного разбогатев, представители профессии покупали новое «рабочее оборудование» — бочку на колёсах оглоблей.

 

Самый чистый лёд

 

Питьевой считалась вода из Невы. Её развозили в белых бочках. В жёлтые и зелёные бочки набирали воду из Фонтанки и каналов. Такую воду использовали для бытовых нужд. Правда, даже эти требования к качеству воды не всегда выполнялись. И полицейские не раз арестовывали водовозов, набирающих в белые бочки «неправильную» воду.


Зимой всё замерзало. Когда лёд был уже прочный, Нева превращалась в сплошную дорогу. Мчались тройки, брели лошадки крестьян и бежали олени самоедов. Но река не переставала быть источником питьевой воды. И хотя места для колки льда (который позднее растапливали) выбирали очень тщательно, это не могло обезопасить горожан от смертоносных инфекций.

 

«Холеру лечат молоком»

 

Неудивительно, что настоящим бичом того времени были инфекционные заболевания. И, в первую очередь, холера. Врачам была неизвестна природа болезни и пути её передачи. По аналогии с чумой, главным способом защиты были карантины.


Заблуждения современников относительно холеры мы можем узнать из дневников Александра Пушкина. Он верил, что «холеру лечат, как обычное отравление: молоком и постным маслом» и что «она может возникнуть от простуды». Одним из действенных способов предохранения от заболевания он считал душевное спокойствие и бодрость. Были и те, кто лучшим профилактическим средством считал алкоголь.


Следствием этих заблуждений были страшные эпидемии холеры, уносившие множество человеческих жизней. И даже когда врачам стали известны возбудители болезни, бороться с ними было тяжело из-за легкомысленности населения.

 


 

Крестьяне, свободные зимой от сельскохозяйственных работ, тысячами приходили в город, труд водовоза хорошо оплачивался и давал возможность хорошо подзаработать.

 


 

Выписка из заседания холерной секции общества русских врачей «О нахождении Коховских холерных бактерий в Невской воде» в 1893 году свидетельствует: «Санитарная комиссия провела исследование трактирного кипятку и пришла к самым неутешительным результатам. Кипячёная вода всюду разбавляется сырой и в таком виде подаётся посетителям».
К концу 19-го столетия в городе стала налаживаться система очистки воды и централизованного водоснабжения. Однако труд водовозов был ещё долго востребован. Доставщики воды приезжали регулярно и точно, как часы, а водопровод работал с перебоями из-за прорывов и сниженного давления.

 

5 копеек — огромная сумма

 

«Петербургская газета» писала в начале 20-го века: «Во многих заречных частях нет водопровода вообще. Тут возят воду водовозы на лошадях или носят на собственных плечах. Нередко жители покупают воду в мелочных лавках. Но так как ведро стоит пять копеек, то естественно, что бедный люд покупает по полведра и даже бутылками».


В Петербурге и сегодня можно увидеть водовоза. Памятник, изображающий крепкого мужчину, тянущего бочку, установлен на Шпалерной улице у водонапорной башни.

 

Опасный труд

 

Из описания особенностей водоснабжения в зимний период в XIX веке: «На Неве добывали лёд для набивки ледников. Лёд нарезался большими параллелепипедами, называемыми «кабанами». Резали длинными пилами с гирями под водой. Чтобы вытащить «кабан» из воды, лошадь с санями пятили к майне (проруби).


Работа была опасная, можно было загубить лошадь. Мог потонуть в майне и человек. Но надо было заработать деньги, и от желающих выполнять такую работу отбоя не было: платили хорошо».

 


 

Феликс Кармазинов, генеральный директор ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»: «Хочу ещё раз заверить: сегодня питьевая вода в Петербурге полностью безопасна. И это подтверждают данные регионального управления Роспотребнадзора. Но так было не всегда.
Хлорировать воду в нашем городе начали более ста лет назад. И тогда это помогло справиться с эпидемиями холеры. Но время показало, что только хлорирования — недостаточно. Ещё в конце 20-го века врачи неофициально называли наш город «Столицей гепатита А». Уровень заболеваемости был намного выше средних показателей по стране.
Однако за последние десять лет заболеваемость гепатитом А в нашем городе снизилась более чем в 20 раз. Это произошло благодаря тому, что мы — впервые в мире среди мегаполисов — обеспечили обработку всей питьевой воды ультрафиолетом.
А пять лет назад мы отказались от использования жидкого хлора. Его заменил гипохлорит натрия. Этот реагент столь же эффективен, но при этом полностью безопасен в хранении и транспортировке. Мы получаем гипохлорит натрия на своих водопроводных станциях из обычной поваренной соли.
Именно сочетание двух методов обеззараживания — гипохлоритом натрия и ультрафиолетом — позволили сделать питьевую воду в Петербурге абсолютно безопасной!
».

Автор: Маргарита Донникова

Ссылка на первоисточник
наверх