"Человек везде тот же - и просвещенный, и дикарь. И обитатель острова Румянцева, осеняемого пальмами, и житель земель, покрытых березами..." Лейтенант Отто Коцебу.
3 августа 1818 года бриг "Рюрик", совершивший кругосветное плавание, бросил якорь в центре города Санкт-Петербурга, возле особняка графа Николая Румянцева (1754-1826).
Граф (кстати, бывший государственный канцлер) был идейным вдохновителем экспедиции, он построил и снарядил на свои деньги небольшое двухмачтовое судно. И лично вместе с прославленным мореплавателем Иваном Крузенштерном отбирал участников.были построены 200 лет назад.
Это было предприятие отважных и очень молодых людей: капитану "Рюрика" Отто Коцебу к началу кругосветки исполнилось 28 лет; лейтенанту Ивану Захарьину - 27; штурманскому ученику Василию Хромченко - 23 года; корабельному врачу и натуралисту Иоганну Фридриху Эшшольцу - 22...
А самым молодым на борту оказался двадцатилетний художник Логин Хорис. Благодаря ему до нас дошли достоверные картины долгого (1815-1818) и удивительного плавания.
Одиссей с острова Радак
Логин Андреевич Хорис был приглашен в экспедицию "для положения на бумагу всех предметов новых и любопытных, встречающихся... на каждом шагу в путешествиях сего рода". Неизвестно, почему выбор Румянцева пал именно на него, но попадание оказалось точным. По итогам плавания Хорис выпустил замечательное по выразительности и достоверности "Живописное путешествие вокруг света" (Voyage pittoresque autour du monde). Альбом вышел в Париже с текстами и подписями на французском языке. Причем самой сильной стороной Хориса, как рисовальщика, оказались портреты. Он легко схватывал характер людей, не идеализировал их, как это делали художники XVIII века: жители тропических островов у них больше напоминали античных богов и героев. Художник с "Рюрика" видел даже в дикарях прежде всего человеческое...
по оригиналу О.А. Кипренского. 1822 год.
Способствовала этому и атмосфера на борту. Команда "Рюрика" не ограничивалась обычным вещевым обменом между европейцами и туземцами. Помимо "джентльменского набора" (стеклянные бусы, иголки, ножи, гвозди, топоры) русские путешественники захватили с собой домашних животных и семена полезных растений - в дар полинезийцам. Причем не для выгоды, а исключительно "чтобы дать островитянам новые источники питания. Особый фурор производили козы и свиньи, потому что мир фауны для жителей южных островов зачастую ограничивался птицами и рыбами. Четвероногие путешественники разделяли с людьми трудности плавания, и Коцебу уподоблял свой "Рюрик" Ноеву ковчегу".
по оригиналу А.Г. Варнека 1819 год.
Значительную часть пути проделал на русском бриге Каду - житель острова Радак, выразивший желание посмотреть другие земли. Он стал своеобразным полинезийским Одиссеем и, посетив северные широты, вернулся на родной остров, обогащенный новыми знаниями. По словам Коцебу, "Каду сначала думал, что ездок и лошадь составляют одно животное. Ни на что не смотрел он с большим удивлением, как на снег. Желая удовлетворить свое любопытство, Каду ловил оный руками; но пришел в некоторый род ужаса, когда увидел, что снег исчезал в руке его". Но тот же Каду проявлял большую смекалку, отмечая дни пути узелками на веревке, легко усваивал новые слова и знания.
Кстати, немецкий естествоиспытатель Адельберт Шамиссо, столкнувшись с самобытным миром гавайцев, имел неосторожность даже попенять капитану: "...румянцевская экспедиция могла бы получить ценные для науки данные, если бы добросовестный, усердный наблюдатель мог провести год на этих островах. Но ты проносишься по свету, как пушечное ядро, и возвращаешься домой со сведениями о вершинах гор и глубинах морей. Когда я просил у капитана разрешения остаться здесь до прихода "Рюрика", он ответил, что не будет удерживать меня - я волен оставить экспедицию, когда мне будет угодно".
На деле это разрешение было почти не замаскированной обидой: капитан и впрямь видел главной целью путешествия замеры высот и глубин, ведь это было жизненно важно для будущих исследователей. И Отто Коцебу преуспел в этом, открыв множество населенных и необитаемых островов.
Финал же плавания оказался драматичным.
"Я должен смирить честолюбие..."
13 апреля 1817 года, только что приняв вахту, Коцебу стоял на палубе с четырьмя матросами, двое из которых держали штурвал:
"В 4 часа поутру наступила ужаснейшая минута. Я с удивлением и страхом смотрел на необычайную высоту одной волны, которая, к несчастью нашему, взяла свое направление к кораблю, как вдруг был оною без чувств повергнут на палубу. Пришед в себя, ощущал я жестокую боль, а корабль нашел в весьма жалостном состоянии. Он подвергнулся бы совершенному истреблению, если сия буря продолжалась еще несколько времени".
После жестоких ушибов капитан не смог оправиться. Все больше времени он вынужден был проводить в каюте. И в конце концов 12 июля 1817 года принял трудное решение - изменить план экспедиции: "Не раз я решал вопреки грозившей смерти довести до конца начатое предприятие; но когда я снова думал о том, что предстоит еще тяжелое обратное плавание на родину и что, возможно, судьба "Рюрика" и жизни моих спутников зависят от моей собственной жизни, я почувствовал, что должен смирить честолюбие".
Камеамеа I. Автолитография Л. Хориса, раскрашенная акварелью. 1822 год,
Каду с острова Радак.
Великое открытие "Рюрика"
Впоследствии Коцебу написал несколько отчетов о своем плавании: сначала краткий, опубликованный в 1818 году, затем более подробный - в 1821-м8, каждый раз вынужденно пускаясь в оправдания своего решения9. Но хотя одна из важнейших целей экспедиции - отыскать морской путь из Берингова пролива в Атлантический океан вдоль берегов Северной Америки - не была выполнена, значение кругосветки трудно переоценить.
Участники трехлетнего плавания на "Рюрике" вынесли твердое убеждение: "Человек везде тот же - и просвещенный, и дикарь. И обитатель острова Румянцева, осеняемого пальмами, и житель земель, покрытых березами, склонившимися от снегов северных, суть дети общей матери, удаленные от ней некоторыми только обычаями"10. Двести лет назад это тоже было величайшим открытием - под стать великим географическим.
СУДОВОЙ ЖУРНАЛ
"Открыты множество островов и атоллов..."
Дата: 1815-1818
Командующий: Отто Евстафьевич Коцебу
Корабль: Бриг "Рюрик" (водоизмещением 180 тонн)
Маршрут: Кронштадт - Копенгаген - Плимут - Санта-Крус-де-Тенерифе - Флорианаполис - Консепсьон - Маршалловы острова - Петропавловск - Уналашка - Гавайские острова - Маршалловы острова - Гуам - Манила - Кейптаун - остров Святой Елены - Портсмут - Копенгаген - Ревель - Кронштадт
Цель: Обнаружить северо-западный морской проход со стороны Берингова пролива.
Результат: Главная цель не достигнута, но открыты множество островов и атоллов в Тихом океане, изучены побережья Америки и Азии в районе Берингова пролива; обнаружен и описан ископаемый лед.
По материалам статьи
Свежие комментарии