На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Николай Попов
    Кто убил Сталина? Какая связь между убийством Сталина и «Мингрельским делом» 1951–1953 годов? https://topwar.ru/17942...«Перестройка Бери...
  • михаил дуванов
    ты глист вонючий только  дерьмо производить можешьТайны 22 июня. Ве...
  • Олег Аникиенко
    Дело в том, что Н.Морозов (этот стойкий солдатик) никогда не был астрологом и не знал астрологии. Статья ваша попсова...Астролог Николай ...

«Маки-Мираж»: операция советских разведчиков, предотвратившая нападение Японии на СССР

В начале 2000-х годов Хабаровское краевое управление ФСБ сняло гриф «Совершенно секретно» с одной из самых блестящих операций в истории разведки. Речь об операции «Маки-Мираж», сложнейшей «многоходовке», длившейся больше 10 лет. Ее результатом, как считают многие военные специалисты, стало то, что война началась в 1941, а не на три года раньше, и случилось это в европейской части страны, а не на Дальнем Востоке. В противном случае СССР пришлось бы воевать на два фронта: с Германией и с Японией.

Предпосылки операции

Еще со времен Гражданской войны и интервенции японцы привыкли смотреть на советский Дальний Восток как на будущую зону своей оккупации. К середине 20-х годов они вовсю хозяйничали в Северном Китае, и не очень скрывали свои агрессивные планы. Знаменитый «Меморандум Танаки», опубликованный в 1929 году в одном из печатных изданий Нанкина, оповещал весь мир о планах японской военной верхушки. Япония, согласно тексту меморандума, должна была завоевать весь мир. И начать собиралась с дальневосточных территорий, непосредственно граничащих с СССР. Все китайские города, находившиеся вблизи границы, были буквально нашпигованы японской резидентурой и представителями военных миссий. Они активно вербовали агентов среди советских граждан, которые по делам службы бывали в Китае. Главный штаб этой разветвленной сети находился в городе Сахаляне (сейчас он называется Хейхе), который располагается на противоположном от российского Благовещенска берегу Амура. Там находилась гостиница «Сибирь». Ее владельцем был некий японский коммерсант, на деле являвшийся главой всей императорской резидентуры — Кумадзава Садаитиро.

Сотрудники ОГПУ на Дальнем Востоке начали сложную и рискованную операцию с целью убедить противника в том, что нападать на СССР не нужно.

Операция «Маки-Мираж»

Первоначально операция носила малость хулиганское наименование «Макаки», что легко объяснимо взаимной неприязнью, которая скопилась между русскими и японцами за десятилетия напряжённых взаимоотношений в регионе. Но руководство в Москве поменяло название на более толерантное.

Операцию разрабатывали такие видные советские разведчики, как Т.Д. Дерибас, Б.А. Богданов, В.А. Нейман, Н.П. Шилов. Ключевую роль в этой истории сыграл Лазарь Хаимович Израилевский.

Итак, в Сахаляне появился некто Леонид Островский, торговый агент «Дальгосторга» — эта контора занималась закупками в Китае и Японии. Человек с бородкой, маленький, сутулый, верткий, прекрасно знающий китайский язык, вечно нуждающийся в деньгах, он производил впечатление законченного пройдохи. Под личиной шустрого торгового агента Островского скрывался Лазарь Израилевский. На столь колоритного персонажа тут же обратила внимание местная полиция. Очень скоро агентом «Дальторга» заинтересовался и сам господин Садаитиро. Кумадзава-сан лично занимался разработкой объекта, лично организовал за ним слежку. А вскоре приступил к вербовке. «Завербовать» вечно нуждающегося в деньгах проходимца удалось без особого труда. Израилевский-Островский получил оперативную кличку «Старик» и принялся снабжать японцев информацией. Главной целью этой операции было внушить японской стороне, что СССР располагает на Дальнем Востоке многочисленными и хорошо вооруженными военными частями, которые готовы в любой момент дать отпор любому агрессору. Это было, мягко говоря, не так, но японцев удалось убедить.

Агент «Старик» способствовал, между прочим, и внедрению в Японию других наших разведчиков, самым знаменитым из которых был Рихард Зорге.

Вершиной операции «Маки-Мираж» стал доклад «О структуре и численности стрелкового батальона Дальневосточной армии», переданный Израилевским лично Кумадзаве.

Разработчики операции выдумали некоего советского военачальника Ивана Горелова, который растратил казенные деньги на выпивку и женщин, и теперь отчаянно нуждался в средствах. Горелов был готов поставлять японской разведке секретные данные, но соглашался делать это только через Островского, непосредственно с японцами в контакт не вступая. Этот Иван Горелов получил у японцев псевдоним «Большой корреспондент» и довольно длительное время исправно снабжал противника сведениями о том, сколь мощные силы развернуты Советской Армией на Дальнем Востоке. Авторство доклада «О структуре и численности стрелкового батальона Дальневосточной армии» принадлежало, якобы, именно Горелову.

В 1938 году японцы на озере Хасан лично убедились в том, что Иван Горелов не врал – Советы вполне готовы дать отпор. Узнав, благодаря Израилевскому и Зорге, где и когда будет совершено нападение, наши военачальники успели подготовиться и достойно встретить незваных гостей.

Японцы так и не решились напасть на СССР, и это во многом определило исход войны. Сражаться на два фронта нашей стране было бы намного сложнее.

Как разведчиков объявили вражескими шпионами

В 1937 году операция «Маки-Мираж» был свернута. Репрессии не обошли стороной и самих чекистов. Николай Шилов, Борис Богданов и Владимир Нейман, разработавшие эту великолепную операцию, были арестованы и в 1938 году расстреляны. Как ни дико это прозвучит – за шпионаж в пользу Японии.

Арестовали и Лазаря Израилевского. Он отказывался признать себя виновным, причем, его объяснения были такими убедительными и обоснованными, что в 1939 году Израилевского даже выпустили. Впрочем, ненадолго. В том же году его вновь арестовали, признали изменником Родины и отправили в лагерь, где он пробыл всю войну.

Лазарь Хаимович Израилевский отбыл свой срок – 8 лет. Он умер в 1952 году. Реабилитации героического разведчика его родственникам удалось добиться лишь в 2005 году.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх