
Святилище Мардука
Две с половиной тысячи лет назад в Вавилоне было построено гигантское здание. Но сейчас из Вавилона видны только разрушенные остатки башни. Предположительно, армия Александра Македонского разрушила огромный храм, который впоследствии на протяжении веков использовался только как каменоломня. Некогда могучая башня сегодня представляет собой только болотистую дыру в земле. Но даже из скудных остатков исследователям удается получить некоторую информацию об огромном здании. Они реконструируют ступенчатую пирамиду, увенчанную храмом вавилонского божества Мардука, строение высотой 70 метров.
Дерзкая башня
Библия интерпретирует архитектурный шедевр по-разному. Она заявляет, что люди, которые пытаются построить башню до небес, хотят превратиться в богов. Фоном, безусловно, является страх перед израильтянами, ценности и традиции которых в изгнании постепенно приближаются к таковым у вавилонян. Ибо нельзя исключать, что похищенные мастера из Иерусалима даже помогали строить башню в честь вавилонского бога. Поэтому Библия интерпретирует эти события так: изначально благородный труд, впоследствии становится безбожным.
Профессор Герд Людеманн, историк, сообщает:
«Эта история содержит критику того, что делает другая религия или ее представители, которая происходит от меньшинства, может быть, даже от меньшинства евреев в Вавилонии».
Предупреждение пророков
Могущественные вавилоняне и их великолепный мегаполис, представляются воплощением всего зла. Этому верят люди, называющие себя библейскими пророками. Голодные проповедники, подобные Иезекиилю, предостерегают израильтян от соблазнительной силы Вавилона. Бороться с соблазном становится все труднее, сколь дольше длится изгнание. Потому что рождаются новые поколения, которые знают о Иерусалиме только понаслышке.
«Мы сидели у рек Вавилона и плакали, когда мы думали об Иерусалиме» — Стих из Псалмов.
Шанс на возвращение
Иезекииль в высокопарном слоге говорит о потерянном доме и рисует картины славного возвращения. Но стремление к возвращению в Иерусалим не так уж велико среди всех израильтян. Некоторые из них полностью отличаются от вавилонян, имея свой язык и культуру. Другие ведут себя совершенно противоположно, адаптируются, изучают местный язык, сочетаются браком с местными жителями и вскоре уже не перестают считаться иностранцами.
В 539 году до нашей эры новая мировая держава входит в стадию библейской истории: персы и их могущественные великие императоры. Через несколько лет они перевернут весь Восток и завоюют Вавилон. Ключевое событие для вавилонян — позволение персидского царя Кира израильтянам вернуться домой.
Тысячи из них, согласно Библии, собирают свои семьи и перемещаются на запад. Прошло 48 лет с момента ссылки. Но, очевидно, не все израильтяне покидают Вавилон. В клинописном архиве вавилонской купеческой семьи содержатся договоры и переписка периода более ста лет после окончания ссылки. Документы доказывают, что десятки их деловых партнеров носят еврейские фамилии. Очевидно, они решили остаться в Вавилоне.
Свежие комментарии