В конце декабря 1942 года был сформирован 3 истребительный авиационный корпус. Такие объединения в Красной Армии специально создавались в тот период для завоевания господства в воздухе. Большое количество истребителей (их в корпусе было две сотни), собранных вместе, должно было создать значительный численный перевес на участке фронта.
3 авиакорпус был укомплектован новыми истребителями Як-9 и Як-1Б. Летный состав был прямо из училищ, пилоты носили звания старших сержантов, так как готовились по ускоренному курсу. Командный состав был в основном из летчиков с Дальнего Востока, некоторые из которых начали летать еще до войны, но в боях участия так же еще не принимали.
К весне авиакорпус был перебазирован под Воронеж, где и должен был начать боевую работу. Но этому помешала ситуация на южном участке фронта. После того как вермахт отступил с Кавказа, немецкая 17 армия сохранила плацдарм на Таманском полуострове. Все попытки выбить немцев были безуспешны. Снабжение немцев происходило морем, через Керченский пролив и транспортной авиацией. Для поддержки сухопутных войск командование люфтваффе использовало значительные силы: на аэродромах Крыма и частично Тамани был сосредоточен 1 авиационный корпус, так же поддержку оказывали бомбардировщики, расположенные в Донбассе.
Советское командование приняло решение подавить немецкую авиацию, что и привело к одному из самых известных воздушных сражений Второй мировой войны. Силы собирались отовсюду, и 3 авиакорпус, который базировался недалеко, было решено перебросить в район Ростова-на-Дону. Двести истребителей корпуса были очень кстати, тем более что это было больше, чем всего истребителей во всем немецком 1 авиакорпусе.
Времени на изучение маршрута у летчиков-истребителей не было, и каждая эскадрилья просто должна была следовать за самолетом-лидером, штурман которого должен был хорошо знать маршрут. В качестве лидеров выступали бомбардировщики Пе-2 1 бомбардировочного авиакорпуса. К сожалению, выучка штурманов этого корпуса оставляла желать лучшего. Во время боевых действий к тому времени было уже несколько случаев, когда самолеты корпуса не находили целей и возвращались, не отбомбившись, или выходили не на ту цель и даже бомбили свои войска. И хотя командование корпуса обещало выделить лучшие экипажи, но реально направили тех, кто был менее всего нужен в боевой работе. Среди выделенных штурманов были даже стажеры.
17 апреля, на второй день перелетов, случилась трагедия. Три группы истребителей вместо Ростова прилетели в Чертково, сильно не дотянув до аэродрома в Миллерово, которое были целью полета. Еще одна эскадрилья попала в станицу Вешенскую, что совсем в другой стороне. Одна эскадрилья добралась до Ростова-на-Дону, но благодаря сноровке пилотов истребителей, так как экипаж указывающего путь Пе-2 заблудился и завел всю группу на территорию, занятую немцами.
При посадке было повреждено несколько истребителей и один Пе-2, но это было не столь страшно. Обошлось без жертв и позже самолеты все-таки смогли добраться до нужного аэродрома.
Эскадрилья, которой командовал капитан Егоров, следовала за своим лидером. Погода в тот день была хорошая, видимость в пределах нормы. Но экипаж «пешки» умудрился завести всю группу в Таганрог. Как уверяют летчики, перепутать Таганрог и Ростов с воздуха невозможно. Тем не менее эскадрилья стала заходить на посадку на таганрогский аэродром. Немецких самолетов в то время на нем не было. Сами немцы никак не ожидали такого и сначала растерялись. Но после немецкие зенитчики открыли огонь и сбили три истребителя. Советские пилоты поняли, что они ошиблись и стали уходить. В результате лидер Пе-2 и четыре истребителя Як-1Б смогли вернуться на свою территорию и благополучно сели. Но три советских истребителя во главе с командиром эскадрильи успели совершить посадку.
После того как советские самолеты остановились, к ним бросились немецкие солдаты. Командир эскадрилья, капитан Егоров, выбрался из самолета и отстреливался из пистолета. В перестрелке был убит. Еще один летчик, заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Единархов, погиб в самолете, который немцы стали обстреливать и подожгли. Старший сержант Горбачев был взят в плен. Он перешел на службу немцев и служил в так называемой авиации Русской Освободительной Армии Власова. Погиб в авиакатастрофе.
В плен попал тогда и еще один советский летчик, старший сержант Добытеев. Его самолет был сбит над летным полем, но он смог выброситься с парашютом. Он сутки прятался от немцев, но все-таки был схвачен. В 1945 году освобожден из концлагеря.
Пилоты двух других истребителей, которые были подбиты немецкими зенитками, старшие сержанты Богатырев и Грабельников погибли, сгорели вместе со своими машинами. Но, как оказалось, был еще один погибший. В самолете Грабельникова в заднем отсеке во время перелета находился механик, техник-лейтенант Кондрахин.
Немцам достался исправным новейший советский истребитель Як-1Б. Когда об этом стало известно, была отправлена четверка «Аэрокобр» под командованием А. И. Покрышкина с приказом найти и уничтожить самолет. Но обнаружить захваченный Як не удалось. Пилота и штурмана Пе-2, действия которых привели к трагедии, отдали под трибунал.
Немцы оценили мужество советских летчиков и похоронили капитана Алексея Егорова и старшего лейтенанта Ивана Единархова на городском кладбище с воинскими почестями. Их могилу и сейчас можно найти на старом кладбище Таганрога.
Свежие комментарии