В год празднования 75-летия Победы Царьград продолжает рассказывать истории людей, сражавшихся против фашизма. Сегодня речь пойдёт о трагической судьбе Ивана Любушкина. В 23 года он был признан асом танкового боя и стал настоящим героем.
Лосева Олеся
Танковая дуэль
Иван Тимофеевич Любушкин родился в 1918 году в небольшой деревне под названием Садовая Тамбовской губернии в многодетной семье крестьян.
Жили Любушкины бедно. Часто детям даже не в чем было идти в школу. После четвёртого класса Иван поехал учиться в соседнее село, где и окончил семилетку. Как рассказывала позже его сестра Антонина, мать у них умерла рано, отец женился во второй раз, и Иван после школы решил уехать в Тамбов, где устроился работать на кирпичном заводе.В детстве Ваня был скромным, стеснительным, но в то же время и очень подвижным ребёнком, – вспоминала его сестра Антонина. – Любил играть в войну и при этом хотел обязательно быть командиром.
Однажды он понял, что хочет быть пожарным и спасать людей. Недолго думая, Иван махнул с другом в Тбилиси. Из Грузии его призвали в армию. Выяснилось, что в деревне Ваня смог освоить вождение трактора. Благодаря этому его зачислили в танкисты. Его детская мечта сбылась – он окончил школу младших командиров, – а потом началась война.
С самых первых дней ожесточённых боёв Любушкин был определён наводчиком орудия танка Т-34-76. Ему предстояло стать одним из ярых защитников Москвы. 6 октября 1941 года Иван отличился в бою с танковыми войсками Гудериана под Мценском в селе Первый Воин. Немцы, уверенные в своём превосходстве, не сомневались, что быстро расправятся с танками русских. Сражение было мощное по своему накалу. Экипаж Любушкина в упор вёл огонь по немецким машинам, рискуя быть подбитым в любой момент. Это была настоящая дуэль – на поражение.
Иван Тимофеевич Любушкин. Фото: topwar.ru
Командующий второй танковой армией вермахта оставил воспоминания о том дне. По его словам, немецкой дивизии пришлось пережить поистине тяжёлые дни. Впервые за четыре с половиной месяца войны появилось значительное превосходство русских танков Т-34, а намеченное наступление на Тулу даже пришлось отложить. Журналист Юрий Жуков в своей книге "Люди сороковых годов" опубликовал рассказ Ивана Любушкина о том бое:
Я тогда получил приказ выйти на левый фланг и занять место для танковой дуэли. Только доехали до назначенной точки – один снаряд попал в мою машину, но броню не пробил. Я сам сидел у пушки, скомандовал экипажу: "Даёшь болванки! Посмотрим, чья сталь крепче". И начал бить.
Снаряды всё время стучали по нашей броне, но я продолжал огонь. Зажёг один немецкий танк, тут же второй, за ним третий…. В это время всё-таки какой-то гитлеровец ухитрился, ударил мою машину в бок. Этот снаряд пробил броню и разорвался внутри танка. Экипаж ослепило. Радист Дуванов и водитель Фёдоров застонали. Я продолжаю вести огонь, но тут слышу, как Дуванов говорит: "У меня нога оторвана". Кричу Фёдорову (он в то время уже малость отдышался): "Заводи мотор!".
В тот день экипаж Любушкина уничтожил девять немецких танков и до роты пехоты. Получив ранения, ребята отважно сражались на подбитой "тридцатьчетвёрке". Кое-как им удалось отползли задним ходом и укрыться за нашим тяжёлым танком КВ. Высадив раненых и отремонтировав машину, Любушкин снова ринулся в бой.
Горел до захода солнца
После сражения под Мценском Любушкина стали называть танковым асом. 10 октября того же года ему было присвоено звание Героя Советского союза. О его подвиге написали в фронтовой листовке: "ЛЮБУШКИН ИВАН". Когда ему вручали высшую награду и жали руку, он краснел и растерянно повторял одно и то же: "А почему мне одному... Все воевали."
Вскоре Ивану присвоили звание лейтенанта и назначили командиром танка. Попасть в экипаж Любушкина многие считали за счастье. Казалось, что он сам сделан из прочной брони. В бою он был бесстрашен и предусмотрителен, всегда старался взять противника на крючок и не оставить ему ни малейшего шанса в битве.
Танки Т-34. Фото: victory.rusarchives.ru
В конце 1941-го Иван Любушкин принимал участие в ряде боёв у деревень Гусенёво и Дубосеково, контратаковал превосходящих по силе, численности и мощи немцев у Истры и Крюково, уничтожив в одном из боёв сразу шесть гитлеровских танков. Довелось ему побывать на Калининском и Брянском фронтах.
Свой последний и ожесточённый бой он принял 30 июня под городом Ливны Орловской области в районе Опытного Поля. Как рассказал потом командир танкового батальона Анатолий Рафтопулло, с неба атаковала авиация, фашистские танки шли в лоб, сбоку, из-за железной дороги, вдоль которой продвигались наши бойцы, били немецкие пушки. Как только Любушкин расправился с одной из них, как прямым попаданием бомбы была разбита башня его "тридцатьчетвёрки".
Любушкин и его башенный стрелок Литвиненко убиты наповал, стрелок-радист Егоров тяжело ранен, и только механик-водитель Сафонов остался невредим, – вспоминал командир танкового батальона, Герой Советского Союза Анатолий Рафтопулло. – Он успел выскочить из охваченной пламенем машины. Танк Любушкина горел на глазах у его товарищей до захода солнца, и то, что пережили они, глядя на него, невозможно описать…
Танковому асу, гвардии лейтенанту Ивану Любушкину на тот момент было 24 года. Его похоронили в братской могиле за номером 46 в деревне Росстани Ливенского района Орловской области. Там же спустя время была установлена скульптура воина. На мемориальной плите выбито и имя отважного танкиста Любушкина. Его сестре Антонине после войны довелось встретиться с ветеранами 1-й гвардейской танковой бригады, где служил Иван. Она услышала много тёплых слов о своём брате. Многие не могли сдержать слёз, когда говорили о том, какого достойного сына и человека забрала эта проклятая война!
Свежие комментарии