Канадско-американская актриса Мэри Пикфорд была одной из самых ярких звёзд немого кино. С особенным неистовством её встретили поклонники в Советском Союзе, куда мировая знаменитость приехала в 1926 году вместе с мужем Дугласом Фэрбенксом.
На экранах страны Советов
В начале 1920-х годов государственная компания «Совкино» в значительном количестве закупала западные фильмы для проката в СССР.
Большим успехом пользовались ленты с участием Мэри Пикфорд, которая в те годы, несмотря на 30-летий возраст, блистала преимущественно в ролях девочек-подростков.Миловидная внешность Пикфорд и сентиментальные сюжеты её картин пришлись по вкусу русскому зрителю. Одним из самых популярных фильмов Пикфорд в России был «Маленький лорд Фаунтлерой» 1921 года, в котором актриса сыграла юного мальчика.
В отличие от Пикфорд, Дуглас Фэрбенкс, столь же популярный, как и она, придерживался типажа подчеркнуто взрослого и мужественного героя. Он был первым исполнителем роли Зорро, «мстителя в маске», своего рода прообраза будущих супергероев. Талант Фэрбенкса ценили не только обычные зрители, но и деятели советского кино. Например, режиссер Григорий Александров назвал своего родившегося в 1925 году сына Дугласом в честь американского актёра.
Поездка по России
Летом 1926 года Фэрбенкс и Пикфорд приехали в Советский Союз в рамках триумфального мирового турне. Звёздная пара побывала на Украине и в Москве. В общей сложности визит длился 4 дня. Фото- и кинокамеры запечатлели, как толпы советских поклонников осаждают гостиницы, желая своими глазами увидеть полюбившуюся им «девочку с золотыми локонами». Как вспоминал актёр Михаил Жаров, чтобы проводить Пикфорд с Белорусского вокзала в Париж, зрители заполонили всю Тверскую улицу.
«Балконы, окна и даже фонари были утыканы «мэринами», как их окрестила языкатая Москва», - рассказывал очевидец. Своими громкими криками поклонники актрисы раздражали коммунистов, присутствовавших в тот же день, 22 июля, на похоронах Феликса Дзержинского. Советские газеты в открытую надсмехалась над «психозами пикфордистов».
Впрочем, журналисты сами подготовили почву для массового помешательства, в течение ряда лет освещая почти каждый шаг Пикфорд и Фэрбенкса. Посоперничать в медийной известности с ними мог разве что Чарли Чаплин. Сами актёры остались довольны визитом в СССР.
«Мы увидели молодость, радость, волю к жизни, кипучую работу. Становится ясным, какие огромные перспективы открываются перед этим прекрасным народом, недавно начавшим новую жизнь», - рассказывали они в интервью газете «Правда».
«Поцелуй Мэри Пикфорд»
Сама того не зная, Мэри Пикфорд стала героиней советского художественного фильма, вышедшего в 1927 году. За основу сюжета режиссёр Сергей Комаров взял кадры документальной хроники, на которых американка страстно поцеловала одного из русских поклонников. Автор сценария, поэт-имажинист Вадим Шершеневич написал вымышленную историю про этого человека, во что бы то ни стало желавшего увидеть Пикфорд. Другие зрители, заметив на его щеке след от губ американской звезды, начали в буквальном смысле слова охотиться за ним.
На страницах журнала «Советский экран» Комаров охарактеризовал комедию как сатиру на «психопатическую толпу». Однако критики раскритиковали саму ленту за потакание «нэпмановскому вкусу». По мнению современных искусствоведов, в «Поцелуе Мэри Пикфорд» действительно практически отсутствуют какие-либо характерные приметы советской жизни. По сюжету и манере фильм весьма напоминает голливудские ленты того времени. О существовании комедии «Поцелуй Мэри Пикфорд» актриса узнала лишь на склоне лет. Копию картины ей подарил Госфильмфонд СССР.
Еще несколько лет Мэри Пикфорд продолжала оставаться кумиром советской молодёжи. Но уже в 1929 году 15-летнюю девочку Шуру, написавшую в журнал «Пионер», что она хотела бы стать такой же популярной актрисой, как Пикфорд, и зарабатывать 2 млн долларов, подвергли издевательствам в школе. В 30-х годах, когда внутренняя политика в СССР ужесточилась, визиты зарубежных кинозвёзд стали невозможны.
Тимур Сагдиев
Свежие комментарии