Охота за «невидимкой»
В июне 1938 года расположение советских военных советников неподалеку от реки Янцзы начало подвергаться атакам японских авиагрупп, состоявших по большей части из истребителей И-96. Это были палубные машины, поэтому у нашего командования сразу же возникло предположение, что где-то рядом находится вражеский авианосец.
Догадка вскоре подтвердилась. Советским войскам удалось сбить один из самолетов нападавших, пилота взяли в плен. Тот заявил, что машины действительно базируются на авианесущем корабле, который называется «Ямато-мару».
С этого момента наши летчики начали настоящую охоту за судном. С середины июня по конец июля 1938 года советские пилоты потопили около 50 кораблей японцев на Янцзы, но обнаружить желанную цель не удавалось: авианосец стремительно появлялся и так же стремительно исчезал. Японцам помогал рельеф местности: множество скал, островов, туманных бухт на протяжении сотен километров – все это делало поиски авианосца крайне затруднительными.
Гибель «Ямато-мару»
Но советские летчики не оставляли надежды, и вскоре удача им улыбнулась. 10 августа 1938 года экипаж скоростных бомбардировщиков во главе с Тимофеем Хрюкиным совершал облет над руслом Янцзы. Немного снизив высоту, пилоты обнаружили в глубокой бухте затянутый маскировочными сетями крупный корабль. Сомнений не было – это тот самый авианосец.
Было принято решение без промедлений атаковать цель. Первые бомбы упали у трубы, в небо поднялся столб дыма и языки пламени. На следующем заходе бомбы упали у борта, корабль стал крениться влево. Советские летчики отбомбились на третьем заходе и взяли обратный курс, а пылающий авианосец лег на правый борт. За потопление прежде неуловимого «Ямато-мару» Хрюкин получил звания Героя СССР.
Что не так?
Многие историки подвергают сомнению подлинность этого события. Прежде всего, авианосца с таким названием не значится ни в одном официальном списке Японского императорского флота. Не фигурировал он в составе ВМФ Страны восходящего Солнца ни в 1938 году, ни и в более ранних или последующих годах.
Также несостыковки возникают если пытаться рассматривать «Ямато-мару» лишь как плавучую базу гидросамолетов. На 1938 год таких кораблей у Японии было два, но, во-первых, они не пострадали, а во-вторых, находились в тот год не в Китае. Более того, отмечают историки, в отчетах японского флота нет ни одного факта бомбардировки авианосца вражескими силами.
Хрюкин же, по одной из версий, получил звезду героя не за потопление авианосца, а за образцовое выполнение поставленных задач. Прежде всего – за налет на крупную базу японских ВВС на Тайване в феврале 1938 года, когда было уничтожено несколько десятков машин противника.
«Сухопутный» авианосец?
Впрочем, есть версия, что «Ямато-мару» не значится в списках ВМС потому, что был зачислен в 1923 году в состав сухопутных сил. Якобы у японцев была нехватка грунтовых авиабаз на китайском театре военных действий, поэтому они включили корабль в состав армии в качестве плавучего аэродрома.
В случае подтверждения этой версии все истории о якобы «фейковости» этой истории рассыпаются в пух и прах. Ведь получается, что наши военные советники стали первыми, кому удалось потопить авианосец, пусть он официально не состоял во флоте и проходил по бумагам под несколько другой спецификацией.
Перевозчик
По другой версии, «Ямато-мару» был грузовым судном, перевозившим самолеты японских ВВС на аэродромы в Китае. В пользу этого говорит тот факт, что корабль был переоборудован из обычного парохода под названием «Джузеппе Верди», построенного в Италии еще в разгар Первой мировой войны.
В 1920 году судно купила Япония. Под потребности нового хозяина дымоход был вынесен к правому борту, корпус усилен, а в качестве средства защиты на транспортник установили шесть пулеметов. Такая модификация хорошо подходила для решения транспортных задач.
Свежие комментарии