Автор: Алина БЕЛОЗЕРОВА
Статья опубликована в журнале НЛО № 44 (2005) Рельефное изображение, высеченное примерно 2050 лет назад на древнеегипетской каменной плите, является портретом Клеопатры в мужской одежде, - к таким выводам пришли недавно ученые.
Это - один из трех портретов Клеопатры, изображающих ее одетой как мужчина.
Два других представляют собой стелы, созданные примерно в то же время, то есть около 51 г. до н.э., в самом начале правления Клеопатры.
На первом из них Клеопатра представлена в образе фараона-мужчины с характерной двойной короной и с изображением льва, сидящего на пьедестале по соседству. Иероглифическая надпись надо львом гласит: «Осирис - лев» (в Древнем Египте лев ассоциировался с повелителем подземного царства Осирисом). Осирис был одним из главных богов в египетской культуре, он занимал центральное место в царском культе. Фараоны обращались именно к нему в надежде получить долгую жизнь для себя, процветание и покой для подвластных земель.
Но почему же Клеопатра здесь изображена мужчиной?
Известно, что задолго до этого в образе мужчины предстала на высеченных из камня рельефах другая египетская царица - Хатшепсут, чье правление было между 16 и 15 вв. до н.э. Часто ее изображали с абсолютно плоской грудью, в мужской одежде и даже с окладистой бородой (хотя имя над таким «портретом» явно свидетельствовало о том, что здесь изображена именно Хатшепсут). Большинство ученых считают, что подобные маскулинизированные (мужеподобные) изображения царицы призваны были придать убедительность женскому правлению, легитимизировать его в глазах подданных.
Но случай с изображением Клеопатры все-таки представляется несколько иным. Вряд ли ее подданные были смущены полом своей царицы. Ведь на других известных портретах в храмах и на монетах времени правления Клеопатры она предстает все-таки женщиной.
Ученые выдвинули гипотезу, согласно которой это «превращение» произошло просто из-за... лени мастера-каменотеса. Дело в том, что до 51 г. до н.э. Египтом правил отец Клеопатры Птолемей. Когда он умер, несколько стел, посвященных ему, были уже высечены из камня. Каменотесы скорее всего просто надписали имя новой правительницы над старым изображением, не удосужившись «переодеть» фараона в женскую одежду из-за трудоемкости этого процесса (и сегодня любой из нас знает, насколько труднее бывает переделывать уже сделанную работу, чем начинать новую). На портрете «переодетой» Клеопатры заметны все-таки следы попыток привести изображение в соответствие с действительностью: одна из ног царицы явно была переделана. Похоже, кто-то все же начал исправлять портрет, да потом бросил.
Есть и другая версия, объясняющая появление изображений Клеопатры в мужской одежде. Возможно, это было сделано с ее ведома и даже по ее собственному распоряжению. По мнению некоторых ученых, это должно было служить символом незыблемости традиций, подчеркивать желание вступившей на трон царицы следовать примеру правителей-мужчин, что было особенно важно в начале нового царствования.
Как бы то ни было, эти необычные портреты не перестают привлекать внимание ученых, пытающихся разгадать их тайну. Возможно, нас ждут и другие версии, объясняющие появление таких изображений.
Свежие комментарии