На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БЕЛЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

26 639 подписчиков

Свежие комментарии

  • Alexei Petrovsky
    Эх ты, черный мудиц пиздории! Подучи русский язык, дубина! 😝Зачем Хрущев гром...
  • Анатолий Рыжакин
    👍Американцы подгот...
  • Григорий Худенко
    Для оценки данных событий нужно ЗНАТЬ все то, что происходило тогда, иначе "слова на слова".«Главное предател...

Русское кладбище в Белграде

Русское кладбище в Белграде находится в центре города, недалеко от собора святого апостола Марка и входит в состав так называемого «Нового кладбища». Это сербский некрополь, который был основан в 1886 году. Некрополь с русскими могилами стал формироваться примерно с 1929 года, когда власти предоставили это место для погребений русским эмигрантам, выехавшим из России после богоборческого атеистического переворота и проживавшим в Королевстве сербов, хорватов и словенцев.  




    
В центре Русского кладбища мощно возвышается над могилами памятник Государю Императору Николаю II. На памятнике есть надпись: «Вечная память Императору Николаю II и 2000000 русских воинов великой войны». Вверху над надписью изображен герб Российской Империи и стоит дата «1914». Это подлинный монумент русской славы и славы русского оружия, доблести, чести и верности. 

Данный памятник – первый в мире монумент, установленный в память Государя Императора Николая II. Он был сооружен в 1935 году по проекту русского архитектора Р.Н. Верховского. Роман Николаевич Верховский – архитектор, скульптур, художник, потомок древнего царского рода Рюриковичей. 

Памятник представляет собой склеп-монумент, на самом верху которого находится пятиметровая фигура ангела с мечом, стоящего на высоком постаменте цилиндрической формы. В цоколе постамента устроена небольшая часовня с мраморным порталом, который был сделан на средства Святейшего Патриарха Сербского Варнавы. 


Над входом в склеп установлен крест с надписью: «За веру, Царя и Отечество», а чуть ниже имеется надпись: «спите орлы боевые». Там же изображена могучая фигура русского офицера с флагом и вензелем Государя Императора Николая II. В склепе покоятся останки 800 русских воинов, павших и умерших от ран на Балканах. 

Табличка перед входом в склеп гласит, что монумент и склеп сооружены по благословению Святейшего Патриарха Сербского Варнавы и митрополита русского блаженнейшего Антония. 

Это достойный памятник славы русского оружия и светлой памяти святого Государя Императора Николая II и Его Семьи. Да именно железная воля Государя в 1914 году не позволила оставить братский сербский народ один на один с врагом. Но Его Семья, вся вместе, стала Государю помощником в деле милосердия. Государыня Императрица Александра Федоровна, старшие дочери Великие Княжны Ольга Николаевна и Татьяна Николаевна окончили курсы сестер милосердия и всю войну трудились в госпитале при Царском Селе, принимая участие в тяжелейших операциях, перевязке раненых и уходе за ними. Именно они создали и возглавили комитет по оказанию помощи семьям погибших офицеров. Младшие дочери Государя Великие Княжны Мария Николаевна и Анастасия Николаевна также принимали участие в деле помощи раненым и увечным. Они почти ежедневно приезжали в госпиталь, беседовали с воинами, писали за них письма домой, читали им, гуляли с ними, а после выздоровления и отправления их на фронт писали уже им, поздравляя с праздниками и победами. Именно эти фотографии из открывшейся уникальной фотовыставки фонда "Возрождение культурного наследия" в Русском доме в Белграде 16 октября 2012 года вызвали самый большой и горячий интерес собравшихся. У некоторых зрителей эти снимки вызывали слезы. 


К подножию памятника у входа в склеп были возложены цветы от имени Императорского Православного Палестинского Общества в год его 130-летия. Государь и Его супруга, Наследник Цесаревич Алексей Николаевич, Великая Княжна Ольга Николаевна были почетными членами ИППО. 




Исторический снимок 1931 года, 
запечатлевший момент освящения часовни Иверской иконы Божией Матери
 Святейшим Патриархом Сербским Варнавой

Рядом с памятником находится часовня Иверской иконы Божией Матери, построенная в 1931 году архитектором В.В. Сташевским. Валерий Владимирович Сташевский окончил Николаевскую военно-инженерную академию (1908) и Институт гражданских инженеров (1911) в Санкт-Петербурге. Строитель главных зданий Офицерской автомобильной школы на Семеновском плацу и Офицерской воздухоплавательной школы на Волковом поле в Санкт-Петербурге, он в 1920 году переехал на жительство в Белград. Он был одним из самых продуктивных архитекторов в Югословии. Часовня, являющаяся уникальным памятником истории, представляет собой точную копию московской Иверской часовни в городе Москве, сооруженной на Красной площади в 1669 году. 


В крипте часовни похоронен Высокопреосвященный митрополит Антоний (Храповицкий), с 1921 года и до конца жизни возглавлявший Русскую Синодальную Зарубежную Церковь. С 1902 по 1914 год Высокопреосвященный Антоний (Храповицкий), будучи епископом Волынским и Житомирским, был председателем Волынского отдела Императорского Православного Палестинского Общества. На I-м Всезарубежном Соборе в 1921 году  митрополит Антоний (Храповицкий) был одним из главных инициаторов призыва о восстановлении Династии Романовых. У места упокоения этого выдающегося пастыря Церкви члены ИППО вспомнили его слова: «Когда мы получили известие об отречении от Престола Благочестивейшаго Императора Николая Александровича, мы приготовились, согласно Его распоряжения, поминать Благочестивейшего Императора Михаила Александровича. Но ныне и он отрекся и велел повиноваться Временному правительству, а посему, и только посему, мы поминаем Временное правительство. Иначе бы никакие силы нас не заставили прекратить поминовение Царя и Царствующего Дома…» Это было сказано им в тяжелое время смуты, когда многие и многие предали и продали своего Царя, гордо повесив себе на грудь красные банты революции. 

Вспомнилась и статья Владыки, написанная после I-го Всезарубежного Собора:  «Кто же будет отрицать, что февральская революция была столь же богоборческой, сколько противомонархической? Кто может осуждать большевистское движение и в то же время одобрять временное правительство? Оно подняло руку на Помазанника Божия; оно уничтожило в армии церковное начало, уничтожило церковно-приходские школы, ввело гражданскую присягу, одним словом – все это дело было торжеством того нигилизма, который известен русскому обществу уже три четверти столетия. Правда, боясь простого народа, деятели этой революции только наполовину сняли маску со своего противохристианского облика и даже хвалились, что они освобождают не только народ, но и самую Церковь, угнетавшуюся царями… Вот почему православный русский народ и все разумные люди в России должны торжественно отречься от приобретенных ими «завоеваний» февральской революции, а это возможно выразить только чрез признание преступности низвержения Царствующей Династии и чрез призыв ее вновь занять Царский престол. Это необходимо не только как единственное средство спасения России как государства, но в той же мере – для снятия с себя преступного уклонения от Божией правды» (Деяния Русского Всезаграничного Церковного Собора. 1922 год. С. 126-127). 

Рядом с часовней мы не только вспомнили деяния этого достойного человека, его труды, его деятельность на благо Императорского Православного Палестинского Общества, но и пропели трижды «Вечная память!» 

А.Н. Панин

наверх