Укротитель «тигров» и «пантер»
29 декабря 2016 года исполняется 110 лет со дня рождения дважды Героя Советского Союза генерал-полковника танковых войск Василия Архипова. О его храбрости и отваге ещё в сороковом году, а затем на фронтах Великой Отечественной войны слагались легенды.
Говорили, что он «в воде не тонет и в огне не горит».Детство и юность будущего генерала были очень нелёгкими. Василий родился в многодетной крестьянской семье в старинном уральском селе Тютняры нынешней Челябинской области. Когда мальчику исполнилось семь лет, отца Сергея Михайловича Архипова и его шестерых братьев призвали на Первую мировую войну. Вскоре умерла мать, и детей разобрали родственники. В школе Василию удалось проучиться всего год. С восьми лет он батрачил – пас чужой скот, пахал, боронил, возил с поля урожай. Затем трудился чернорабочим на Верхнеклимских угольных печах под Златоустом.
В 1927 году по ленинскому плану ГОЭЛРО началось строительство Челябинской ГРЭС, куда в составе тютнярской артели был направлен и Архипов. Там Василий работал землекопом, коновозчиком и даже кашеваром. Через год его призвали в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии. В 1929 году Архипов окончил полковую школу и был назначен командиром отделения в пулемётном взводе. Армейский уклад Архипову понравился, и он решил связать свою жизнь с военной службой. Остался на сверхсрочную в должности помощника командира взвода, затем был направлен на учёбу в Одесское пехотное училище.
В апреле 1932 года, окончив курсы переподготовки командного состава, Василий Сергеевич стал командиром танкового взвода в Виннице, где служил до 1935 года. Затем прошёл обучение на бронетанковых курсах в Ленинграде и был назначен командиром учебной роты танковой бригады, дислоцировавшейся в Петергофе.
Боевое крещение командир танковой роты 112-го отдельного танкового батальона 35-й легкотанковой бригады капитан Архипов получил на советско-финской войне. В декабре 1939-го его танкистам было поручено прорвать главную полосу обороны линии Маннергейма в районе высоты 65,5. В ходе согласованной с пехотой и артиллерией атаки танки, разбив надолбы, взорвав меткими выстрелами доты, на скорости пересекли шестиметровые рвы и взяли высоту. В том бою командир роты лично вывел из строя четыре финских танка, другие экипажи подожгли ещё более десяти машин противника. В февральских же боях с финнами в 1940 году рота Архипова уничтожила батарею 162-мм гаубиц, батарею 75-мм пушек и две 37-мм пушки. К слову, в тот период среди подчинённых Архипова сражался будущий маршал бронетанковых войск Олег Лосик.
За участие в прорыве оборонительной линии Маннергейма и уничтожение вражеских танков, за взятие станции Талы В.С. Архипов в январе 1940-го был награждён орденом Красного Знамени, а в марте того же года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Опыт, полученный на Карельском перешейке, через полтора года, в первые дни Великой Отечественной войны, Василию Архипову очень пригодился. Отдельный разведывательный батальон 43-й танковой дивизии под его командованием участвовал в знаменитом контрударе Юго-Западного фронта по группе армий «Юг» на Киевском направлении в районе Новоград-Волынского и Коростеньского укреплённых районов. В том сражении танкисты захватили сотни пленных, танки, бронетранспортёры и около 100 мотоциклов.
Василий Сергеевич был из тех командиров, которых отличало умение принимать смелые, нестандартные решения. 26 июня 1941 года на дороге Млинов – Демидовка под Дубно танкисты обнаружили две колонны противника, растянувшиеся примерно на два километра. С наступлением темноты рота капитана Архипова обстреляла колонну залпами и атаковала её во фланг. Противник понёс значительные потери. Вторую колонну юго-западнее Демидовки постигла та же участь. Вот донесение штаба 16-й танковой дивизии вермахта о тех событиях: «Примерно в 21.30 2-й танковый полк подвергся русской контратаке силами танков и пехоты. Русские сражались крайне жёстко, пехотинцы многократно запрыгивали группами на боевые машины, стреляя в щели. Они прикрепляли к останавливавшимся боевым машинам заряды взрывчатки и поджигали шнур. В итоге танковый полк около 23.00 был вынужден отойти в район южнее Вербы. Десять боевых машин уничтожено».
Одним из первых Архипов применил танковую атаку с открытыми люками. Используя её, сначала в боях под Дубно, потом под Полтавой, Сталинградом, при форсировании Днепра его подчинённые успешно вели не только дневные, но и ночные боевые действия, причём потери значительно сократились.
При разработке плана боя Василий Архипов тщательно продумывал каждый манёвр, заботился об обеспечении подразделения всем необходимым. Ему были чужды скороспелые решения, действия на авось. Доказательством служат его суждения, изложенные в мемуарах «Время танковых атак», где он, в частности, писал: «Опыт показал, что ночью танковая часть должна продвигаться более компактно, чем днём, и не разворачиваться из предбоевых порядков в боевые без крайней необходимости. Это позволяло командирам твёрдо управлять боем, предотвращало потерю ориентировки экипажами танков. Не меньшую роль в успехе таких атак играли и артиллерийско-стрелковая подготовка танкистов, их умение вести поражающий огонь в условиях ограниченной видимости». Инициативному, отважному офицеру командование доверяло на поле боя наиболее сложные участки. В декабре 1941 года Василия Архипова назначили заместителем командира 10-й танковой бригады, действовавшей на Юго-Западном фронте. С июня 1942-го он командир 109-й танковой бригады 16-го танкового корпуса. Воевал на Брянском, Сталинградском, Донском и Центральном фронтах. Участвовал в Воронежско-Ворошиловградской операции, Сталинградской битве, в Севской операции. В 1942 году был дважды контужен.
Василий Архипов был из тех командиров, которых отличало умение принимать смелые, нестандартные решения
Укротитель «тигров» и «пантер»В сентябре 1943 года Архипов вступил в командование 53-й гвардейской танковой бригады. Воевал на Воронежском и 1-м Украинском фронтах. Участвовал в Сумско-Прилукской, Киевских наступательной и оборонительной операциях, в Житомирско-Бердичевской, Проскуровско-Черновицкой, Львовско-Сандомирской, Сандомирско-Силезской, Нижнесилезской, Берлинской и Пражской операциях.
Особенно отличились гвардейцы 53-й бригады в ходе Львовско-Сандомирской операции. Под бомбёжкой и артиллерийским обстрелом они первыми форсировали многоводную Вислу на самодельных плотах и паромах. Враг яростно контратаковал плацдарм. В бой гитлеровцы бросили «королевские тигры». В районе города Шидлув разведчики доложили, что с железнодорожных платформ немцы сгружают какие-то особенно мощные танки. Их около сорока. Полковник Архипов пошёл на риск и решил атаковать формируемую колонну врага из засады, применив тактический приём «заигрывающий танк». Его суть в том, что один экипаж отправляется вперёд, заставляя противника открыть огонь и тем самым выявить систему своей обороны. Полковник Архипов сам вышел врагу во фланг и понял, что сверхмощные танки имеют плохую манёвренность. Он постарался избежать атаки лоб в лоб, чтобы иметь возможность держать в прицелах борта броневых чудовищ. В ходе того боя комбриг был контужен, его танк загорелся, но, покинув машину, он продолжал сражаться вместе со своим экипажем до подхода подкрепления.
Архиповцы тогда уничтожили 24 «королевских тигра», а три уцелевших танка на тросах отбуксировали в штаб армии. В 1945 году именно они демонстрировались на выставке трофейного оружия в столичном Парке культуры и отдыха имени М. Горького.
Главное политуправление Красной Армии распространило в войсках листовку такого содержания: «С гордостью за свою бригаду полковник Архипов может оглянуться на пройденный путь. Его танки, неся на своей броне отряды автоматчиков и бронебойщиков, первыми ворвались в Киев, Фастов, Житомир, Бердичев, Тернополь, Львов, освобождая сотни тысяч советских людей от фашистской неволи».
За умелое руководство боевыми действиями танковой бригады и личную храбрость, проявленную в боях за освобождение польского города Перемышль, при форсировании реки Висла и удержании плацдарма на её западном берегу, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 сентября 1944 года командир 53-й гвардейской танковой бригады гвардии полковник В.С. Архипов был награждён второй медалью «Золотая Звезда».
Среди наград Василия Архипова два ордена Ленина, пять Красного Знамени, ордена Кутузова II степени, Красной Звезды. На склоне лет к ним прибавился орден Октябрьской Революции.
Архивы убеждают, что В.С. Архипова представляли к третьей Золотой Звезде Героя за боевые действия в Берлинской операции. Однако в инстанциях представление свели к очередному ордену Красного Знамени.
Так получилось, что Василию Сергеевичу довелось в значительной мере повторить пройденный его отцом путь в годы Первой мировой войны. В одном из интервью он рассказывал: «Когда мы брали город Перемышль, я вспоминал отцовские рассказы о том, как он вместе с тысячами других русских солдат штурмовал эту крепость. Удивительная судьба: сын солдата, я гнал врага по боевым отцовским дорогам…»
После войны Василий Сергеевич продолжил службу. Командовал танковой дивизией на территории Германии, бронетанковыми и механизированными войсками Туркестанского военного округа, был командующим 1-й армией, которая дислоцировалась в Румынии, заместителем командующего войсками Сибирского военного округа.
И ещё один штрих к портрету героя войны. В период финской кампании он познакомился с фронтовым корреспондентом Александром Твардовским. Автор «Василия Тёркина» тогда лично участвовал в боевых операциях, записывал байки и прибаутки танкистов и не только их. Впоследствии поэт признавал, что в собирательном образе главного героя поэмы отражены и какие-то чёрточки его тёзки – Василия Архипова.
Генерал-полковник танковых войск Василий Сергеевич Архипов ушёл из жизни 13 июня 1985 года. Он был и остаётся в памяти многих, кто его знал, мудрым командиром, блестящим профессионалом военного дела, истинным патриотом. В прошлом году на малой родине дважды Героя Советского Союза рядом с его бюстом тютнярцы подняли на постамент танк Т-72Б, символ боевой славы танкистов всех времён.
Источник: http://fishki.net/2191642-ukrotitely-tigrov-i-panter.html
Свежие комментарии