На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БЕЛЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

26 677 подписчиков

Свежие комментарии

  • Вячeслaв Зотов
    Господи Иисусе Христе , Сыне Божий, помилуй душу грешнаго раба Твоего Григория Федоровича за его бесчинства,злобу и ж...Кровавое усердие ...
  • Сергей Ермилин
    Не стоит забывать о том, что убрали царя от власти, именно белые генералы!!!...А вероломство Маннергейма, доказывают ...Почему Маннергейм...
  • Олег Зайчиков
    Юрий Васильевич Сергеев рассказывает этот факт от участников тех боёв .,ветеранов и их потомков ......Отец и сын против...

"Икона звучащая" - голос русского народа

Православие невозможно себе представить без мелодичного, особого звука церковных колоколов - ласкающего слух "малинового" звона, а иногда - благовеста, собирающего прихожан на службу. В древности же на Руси время от времени били в особые, набатные колокола - когда случалась беда или горожан собирали для принятия важного решения.

Начав борьбу с религией, атеистическая советская власть вынесла приговор "звучащим иконам", с пометкой - ликвидировать колокола "за ненадобностью". 19 сентября 1923 года в СССР было принято постановление "О набатном звоне", которое стало законодательной основой для изъятия колоколов. Кому из них жить, а кому - нет, решали в Главнауке.

Историки говорят, что первые христианские колокола появились на Западе в конце IV - начале V веков. По одной из легенд, родиной церковных колоколов является город Нола в итальянское провинции Кампань. Однажды, возвращаясь домой, Святой Павлин Милостивый прилег отдохнуть на поле, поросшем колокольчиками, и увидел чудесный сон: с неба сходят ангелы и раскачивают цветы, которые при этом издают чудесные, "серебристые" звуки. Вернувшись в монастырь, Святой Павлин приказал отлить большую копию цветка полевого колокольчика, снабдить его подвижным "язычком" и попробовать в него позвонить. Эффект оказался потрясающим: всем присутствующим монахам показалось, что волшебный звук сошел с самих небес! Так колокольный звон стал непременным атрибутом церковных обрядов.

185.jpegПервое же упоминание о колоколах на Руси (их тогда звали "кампанями" - по названию итальянской провинции) относится к 1066 году и связано со звонницей Святой Софии Новгородской. Отношение русского люда к колоколам было почти таким же, как и к живым существам. Очень часто их награждали каким-либо почитаемым именем или метким прозвищем: "Голодарь", "Полиелей", "Медведь", "Реут", "Переспор". Всем известен 200-тонный "Царь-колокол", самый большой в мире, отлитый русскими мастерами Маториными, ныне молчаливо стоящий в московском Кремле. Треснул он во время Троицкого пожара 20 мая 1737 года, будучи в раскаленном виде облитым водой, а потом целый век пролежал "Царь-колокол" в литейной яме - пока его не извлекли оттуда и не водрузили вместе с осколком на постамент. Так никто и не услышал его голоса.

Кстати, колокольных звонов насчитывается четыре основных вида. "Благовест" - мерные удары в один из больших колоколов, которым верующим возвещается благая весть о начале службы в храме. Этот звон бывает праздничный, будничный, полиелейный, постный и воскресный. "Перебор" - печальный погребальный звон, когда звонарь ударяет в каждый колокол в определенной последовательности. Известны также "Перезвон"  и "Трезвон" - когда задействованы все колокола, возвещающие об особо торжественных богослужениях.

Именно с храмовой культурой связывали колокола на Руси. "Кампани" почитали как непременный атрибут богослужения. В народе говорили, что если икона - это молитва в красках, храм - молитва в камне, то колокол - это молитва в звуке, "икона звучащая". Колокольный звон сопровождал всю жизнь православного человека - с ним ребенок рождался, совершались таинства крещения, венчания, а в конце жизненного пути - отпевания. С радостным колокольным звоном на Руси встречали воинов-победителей, отмечали Рождество и Пасху, праздники Медового и Яблочного Спаса. За мелодичность и богатство музыкальной гаммы народ ласково называл благозвучные колокольные звоны малиновыми, красными. Нигде в мире не было так много звонниц, как на Руси.

  184.jpegНо в 1917 году всей этой старинной красоте и духовности пришел конец. После прихода к власти большевиков колокольный звон сочли вредным наследием царского режима, а насаждение атеизма дополнительно подкрепило уверенность в необходимости избавления от колоколов - "за ненадобностью". Исключения делались лишь для наиболее древних, имеющих историческое значение, кампаней.  Церкви одна за одной закрывались, переоборудовались под клубы, а то и просто взрывались.

Справедливости ради отмечу, что колоколам "доставалось" и ранее - но то были единичные, исключительные случаи. Говорят, что Иван Грозный повелел отрубить уши у колокола при церкви святого Николая в Пскове - за то, что своим звоном кампань испугал царского коня. В 1681 году набатный колокол, разбудивший царя Федора Алексеевича во время послеобеденного сна, был "сослан" из Москвы в Никольско-Корельский монастырь, а Екатерина II повелела отнять язык у колокола, висевшего на Набатной башне близ Спасских ворот Московского Кремля - за то, что в него ударили в набат, подав сигнал к Чумному бунту 1771 года. Почти тридцать лет колокол провисел без языка, после чего его сняли и установили в Арсенале Кремля. Сейчас этот кампань занимает почетное место в Оружейной палате.

Новая же, советская Россия организованно и катастрофически быстро потеряла свое колокольное богатство. Особенно ощутимы были изъятия колоколов из древнейших монастырей и храмов. В 1929 г. сняли 1200-пудовый колокол с Костромского Успенского кафедрального собора. В 1931 г. были отправлены на переплавку многие колокола Спаса-Евфимьева, Ризоположенского и Покровского монастырей Суздаля. Еще более трагичной была история гибели знаменитых кампаней Троице-Сергиевой лавры: большевики уничтожили 19 старинных колоколов общим весом 8165 пудов.

Многие ценные колокола было решено продать за границу, чтобы попросту выручить за них деньги. Так уникальные колокола Данилова монастыря оказались в США, в Гарвардском университете, а древние колокола Сретенского монастыря были проданы за бесценок в Англию. Огромное количество колоколов ушло в частные коллекции, а другую часть изъятых кампаней "заготовили" для технических нужд. Существовал даже секретный план по сбору колокольной бронзы, которую буквально приравняли к металлолому. В течение всего лишь десяти лет было уничтожено почти все, что Православная Русь так бережно собирала несколько веков.

183.jpegЛишь в конце 1980 - начале 1990-х годов в России началось строительство новых и восстановление разоренных храмов и монастырей. Народ, истосковавшийся по живительному православному вероучению, снова устремился в храмы - и снова зазвучали в церквах колокола. Почти все сохраненные древние кампани были с почетом возвращены на свои исторические звонницы, а многие утраченные колокола отлиты заново. Жива древняя Русь, сбережен для потомков чарующий малиновый звон!

 

 

Источник

Картина дня

наверх