На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БЕЛЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

26 635 подписчиков

Свежие комментарии

  • Alexei Petrovsky
    Эх ты, черный мудиц пиздории! Подучи русский язык, дубина! 😝Зачем Хрущев гром...
  • Анатолий Рыжакин
    👍Американцы подгот...
  • Григорий Худенко
    Для оценки данных событий нужно ЗНАТЬ все то, что происходило тогда, иначе "слова на слова".«Главное предател...

Алеша

Есть на болгарской земле старинный город Пловдив. За свою более чем тысячелетнюю историю он был свидетелем многих событий. О них могут рассказать его улицы, дома, памятники. Один их них – величественный Холм освободителей. Его венчает восемнадцатиметровая фигура советского солдата, высеченная из гранита, — памятник советским воинам, освободившим город и всю страну от фашизма

Открыт он был в 1957 году, в канун 40-летия Великого Октября. Автор его — болгарский скульптор Васил Радослов. К постаменту ведут сто широких ступеней, по которым часто торжественным строем, волнуясь, поднимаются болгарские ребятишки, вступающие в пионеры. К нему приходят возложить цветы в день свадьбы счастливые молодожены.

Место это священно и дорого для каждого болгарина.

Инициатива создания этого монумента целиком исходила от болгарского народа, без всякой рекомендации «сверху», т.е. «Алёша» истинно народный памятник. Еще в 1948 году у жителей города Пловдив родилась идея соорудить на холме Буранджик (он же «Холм Освободителей») мемориал в честь советских воинов и 9 мая этого же года была сделана символическая кладка основания памятника. Так же был создан Общегородской инициативный комитет по строительству памятника советским солдатам, в состав которого входили общественные деятели, архитекторы, художники, писатели, преподаватели. Возглавлял его начальник Пловдивского военного гарнизона, генерал Асен Греков. Комитет организовывал различные мероприятия, связанные с популяризацией идеи, выбором места для памятника, сборы средств среди жителей Пловдива.

В 1949 году был объявлен общеболгарский конкурс проектов будущего памятника, в котором приняли участие десять творческих коллективов состоявших из именитых болгарских скульпторов, художников и архитекторов. Так как уровень заявленных работ был высок, комиссия не смогла сразу принять решение о том, что же будет стоять над Пловдивом. После долгих споров выбрали два варианта: «Красный богатырь» и «Победа».

Авторам обоих был дан год на доработку, и в 1950 году комиссия остановила свой выбор на «Красном богатыре», которого создал коллектив под руководством Васила Радославова.
Первым делом на месте будущего памятника был возведен макет в натуральную величину, который тут же выявил определенные недостатки – по задумке авторов монумент должен был состоять из трех элементов, но выяснилось, что на фоне неба они сливаются и композиция теряет свою красоту. В итоге было решено оставить только воина. Этот вариант и был утвержден в июне 1950 года.
Васил Родославов со своими соратниками-скульпторами Любомиром Далчевым, Тодором Босилковым и Александром Ковачевым приступили к работе над 11-ти метровым железобетонным памятником, который в итоге был водружен на 6-ти метровый постамент, облицованый Среднегорским сиенитом и гранитом с горы Витоша, а так же украшенный барельефами «Советская армия бьет врага» (автор Георгий Коцев) и «Народ встречает советских воинов» (автор Александр Занков). К монументу, стоящему посреди большой смотровой площадки ведет широкая лестница (авторы архитектурно-планировочного решения - Борис Марков, Николай Марангозов, Петр Цветков).

Как такового прототипа у пловдивской скульптуры советскому воину нет. Таковым по традиции называют разведчика Алексея Ивановича Скурлатова, которому в марте этого года исполнилось 85 лет. Но в памятнике от него только имя, хотя в разных источниках публикуются рассказы о том, как его болгарский друг Методи Витанов передал фотографию Алексея (по другой версии – карандашный рисунок) скульптору Василу Родославову и тот создавал скульптуру основываясь на этом изображении. Кроме того, тот же Методи, якобы при закладке памятника вывел на одном из камней имя «Алёша» (есть версия, что Методи принимал участие в строительстве мемориала и с его легкой руки каменного солдата стали называть Алёшой).

Но как бы то ни было, монумент «Алёша» стал символом города Пловдив. В 1966 году пыла написана песня «Алёша», которая была официальным гимном Пловдива практически 25 лет. Но, на волне антисоветских настроений песня перестала быть гимном, а в 1989 году пловдивский городской парламент решил снести ненавистный им памятник советскому войну. И вот тут болгарский народ показал, на чьей стороне правда – были организованы мероприятия в защиту памятника, были круглосуточные дежурства у «Алёши», подавались протест против реваншистского желания фашиствующих городских депутатов и, в конце концов, в 1996 году Верховный суд Болгарии постановил, что монумент является памятником Второй мировой войны и не может быть разрушен. Так победила правда.

 
 
Источник: dmpokrov.livejournal.com
наверх