Парадоксом русского национального движения после революции и гражданской войны стало то,что наибольших успехов достигли не белоэмигранты,только что покинувшие Родину и всеми силами пытавшиеся её вернуть,а движение и люди края,который вообще никогда за всю свою историю не входил в состав России. Закарпатье было территорией Королевства Венгрия,потом принадлежало Австрией,позже вошло в состав Чехословакии и только в 1946 году присоединено к СССР.
Но именно здесь зародилось русофильское движение,которое придерживалось идеи соединения воедино всех русских земель и народов,которое поддерживало большинство населения края,движение униатского священника Степана Фенцика.
Степан Фенцик родился в 1892 году в семье мукачевского греко-католического священника. Его дядя, Евгений Фенцик, был очень известным русинским и русским писателем. Степан рос в атмосфере любви к России, русской культуре и языку. Связи и деньги дяди позволили Фенцику получить блестящие образование в университетах Вены, Будапешта и Парижа. Он знал пять языков, сочинял музыку, прекрасно разбирался в философии и теологии. Степан Фенцик – автор Гимна Подкарпатской Руси.
После окончания обучения Фенцик вернулся на Подкарпатскую Русь, получил сан греко-католического священника, преподавал русский, итальянский и французский языки. Еще обучаясь в Вене, он проникся работами основоположника фашизма - Муссолини.
Его политическая карьера началась в 1923 году: Степан Фенцик был одним из основателей культурно-просветительного общества имени Александра Духновича – противовеса поддерживаемой чехословацкими властями украинской «Просвите». Он был ярым сторонником Автономии Подкарпатской Руси, обвинял чехословацкое правительство в невыполнении положений Сан-Жерменского Договора и потакании украинофилам. Общество им. Духновича было очень популярно в народе, издавало большое количество грамматик и книг на русском и русинском языках. Чехословацкого правительство Масарика, поддерживавшее украинофилов, не одобряло деятельность общества, что вылилось в запрет на деятельность организации и ареста имущества, введенные летом 1934 года. Эта мера вызвала серьезные народные волнения на Подкарпатской Руси и уже осенью читальни общества открылись вновь.
К тому времени тесные контакты в среде белой русской эмиграции Чехословакии и Югославии вывели Фенцика на основоположника русского фашизма - Константина Родзаевского. Степан Фенцик синтезировал собственную политическую силу, объединив фашизм и русофильство. Так появилась Русская национально-автономная народная партия (РНАП) – очень радикальная милитаристская организация скаутов, пропагандировавшая идеи Автономии и русского фашизма.
У Фенцика появилось больше возможностей для агитации. В том же 1935 году он основал газету, одноименную изданию Российской фашисткой партии, почетным членом которой являлся: «Наш путь». Еженедельник выходил тиражом до 50.000 (!) экземпляров на русском и русинском языках.
В 1936 году Венгрия, видя поддержку украинофилов со стороны чехословацкого правительства, начала разыгрывать русинскую карту на Подкарпатской Руси - Степан Фенцик стал работать на венгерскую разведку. Вместе с тем, он опирался на широкую поддержку карпаторусских организаций США и Канады, а так же русских фашистов Родзаевского в Харбине.
С формированием первого автономного правительства на Подкарпатской Руси под руководством Андрея Бродия и Алексия Геровского Фенцик все-таки получил министерский портфель, но менее чем через месяц власть на Подкарпатской Руси захватили украинофилы Августина Волошина – чехословацкое правительство Бенеша и Масарика, с подстрекательства из Берлина, обвинило Карпаторусскую Народную Раду в провенгерских настроениях. Начались аресты, многие русофилы бежали в Югославию, Венгрию и США. В ноябре 1938 года Фенцик прибыл в Ужгород, отошедший Венгрии по Первому венскому арбитражу, для формирования из скаутов общества им. Духновича отрядов Русской национальной гвардии чернорубашечников. По разным данным в отряды Фенцика записались от 14 до 20.000 человек, стала издаваться газета «Карпаторусский Голос».
На остатки Подкарпатскую Русь массово хлынули ОУНовцы – агенты Абвера, поддерживаемые Волошиным и Украинским Националистическим Союзом в Берлине. Для «поддержания порядка» в крае была создана Карпатская Сечь, в которую входило много интересных персонажей: будущий начальник полиции Львова Евген Верцона, краевой референт ОУН Иван Кедюлич, член Генштаба ОУН Юрко Лопатинский. Начальником штаба был будущий гауптман Роман Шухевич, а общим руководством занимался будущий связной ОУН и НСДАП - Рихард Ярый. В декабре 1938 года украинофильским правительством Волошина был открыт концентрационный лагерь для политзаключенных-русофилов Думен, близ Рахова. Охраняли его сечевики, очень рьяно: за неполных четыре месяца в Думене погибло 468 человек – греко-католические и православные священники-русофилы, учителя и общественные деятели. В том числе жена и трое детей Степана Фенцика. Более 60.000 подкарпатских русин были вывезены на принудительные работы в Рейх – ОУНовцы платили хозяевам по счетам «рабочей силой».
Карпатская Сечь занималась такими же провокациями как и в Галиции, натравливая русин против венгров, чехов и словаков, что привело к массовым репрессиям русинского населения уже впавшим в глубокий паралич чехословацким правительством. Их украинские «друзья по неволе» распыляли последние силы деморализованной Чехословакии на борьбу с «русинским национализмом», чтобы максимально ослабить ее перед немецкой оккупацией ценой крови русинского народа.
Однако произошло то, чего украинофилы не ожидали: столь дорогая их сердцу Германия «дала добро» на поглощение Венгрией оставшейся части Подкарпатской Руси – ОУНовским холопам указали на их место.
Началась война. Все воевали со всеми: венгерская армия генерала Самботхели с чехословацкими войсками Прхала, русские фашистские отрады Фенцика с сечевиками Шухевича. Русины, хлебнувшие вдоволь украинофильской власти, активно поддерживали чернорубашечников Фенцика. Его отряды сыграли важнейшую роль при взятии тогдашней столицы Подкарпатской Руси – Хуста, провели ряд успешных боевых операций против сечевиков под Иршавой, Горондой, Перечином, Севлючином, на Копанском Поле и горных перевалах. Именно они выбили сечевиков за перевал Русские Ворота, отделяющего Подкарпатскую Русь от Галиции. В том бою Роман Шухевич был тяжело ранен, но, к несчастью, выжил.
Объединенная Подкарпатская Русь получила широкую автономию в составе хортистской Венгрии – русинский и русский язык свободно преподавались, выпускалось много книг, газет, появилось две радиостанции. Однако в 1943 году автономия была упразднена, а сам Степан Фенцик как и его партия, вошел в венгерскую партию.
После окончания войны и освобождение Чехословакии,русинская интеллигенция направила письмо Сталину с просьбой принять край в РСФСР,но ни в коем случае не отдавать УССР,что означало бы конец русофильского движения,русинства и украинизацию.Но Хрущёв убедил Сталина передать Закарпатье Украине.
После прихода советских войск в Будапешт Степан Фенцик работал переводчиком в советском штабе.30 марта 1946 года в Ужгороде Степан Фенцик был расстрелян за сотрудничество с режимом Хорти за личным приказом Хрущева. Похоронен в Мукачево. В 1992 году – посмертно реабилитирован.
Свежие комментарии