Советский след
В отечественной среде бытует достаточно пренебрежительное отношение к вьетнамским лётчикам, очень хорошо проявившееся в популярной песне про «Фантом» и лётчика Ли Си Цина. Хотя это, как любят говорить всякие «небратья», русский шовинизм. Но в данном случае, они правы.
«Классической» теорией участия советских лётчиков во вьетнамской войне является утверждение, что на МиГ-17 летали вьетнамцы и «гнали» наверх американцев, где их встречали уже наши, советские лётчики, на МиГ-21.
К вящему сожалению это не так. Единственный реально зафиксированный воздушный бой во Вьетнаме, в котором участвовал советский лётчик-истребитель, произошёл 9 сентября 1972 года. Более подробно бои МиГ-21, возможно, рассмотрим позднее.
В этот день советский инструктор совместно с вьетнамским пилотом находились в учебном полёте. Задача – отработка навыков пилотирования. К моменту завершения полёта, а точнее в момент совершения посадки, на удалении 8 км, с КП поступила информация о подходе четырёх низковысотных воздушных целей. В последствии, самолёты были опознаны пилотами как F-4 «Phantom II».
Для того, чтобы было понятно в какой сложной ситуации оказались лётчики, нужно описать процесс посадки МиГ-21 по самой простой схеме с двумя разворотами на 180 градусов, либо при полёте по «системе». При заходе на посадку, на удалении 12 км скорость самолёта не должна превышать 600км/ч, а высота – 600м. Так же, в этот момент производится выпуск шасси и закрылков. Соответственно, начинает падать скорость. Удаление 4 км, где располагается дальний привод, самолёт должен пройти на высоте порядка 200 метров и скорости не выше 400 км/ч. Т.е. в момент поступления сообщения об угрозе, МиГ-21 был на высоте порядка 400 метров и скорость его составляла где-то 450-500 км/ч. Шасси и закрылки были выпущены, а всё внимание сосредоточено на посадке. На момент возвращения, у МиГ-21 оставалось порядка 800 килограмм топлива при минимально допустимом остатке – 600. Т.е., у МиГа просто не было ни скорости, ни топлива для ведения боя, я уже не говорю о том, что МиГ-21УС, на котором летели герои рассказа, не имеет вооружения. Ну и вишенка на торте – для выполнения петли МиГ-21 должен иметь скорость порядка 1050 км/ч, а для устоявшегося виража с креном 60 градусов более 700 км/ч.
Получив сообщение об угрозе, лётчик-инструктор совершает энергичный манёвр –бочку со скольжением, стремясь выйти из под удара, чем срывает атаку первой пары Фантомов, после этого, убрав шасси выполняет вираж с включением форсажа и уклоняется от удара второй пары Фантомов – ракеты снова прошли мимо. Видимо, это включение форсажа и съело последние остатки топлива, так как курсант и инструктор катапультируются, а МиГ в третьей атаке получает «свои» ракеты.
Ударное звено F-4J VMFA-333 корпуса Морской пехоты США с авианосца USS America (CVA-66), на котором базировалась эскадрилья, записывает в свой актив победу
Самолёт эскадрилии VMFA-333, 1979 год
Но есть один нюанс – морпехи претендуют на МиГ-21 сбитый 11 сентября. Помните «Особенности национального учёта»? Вот-вот.
А вот это «авторы» победы над МиГом от 11 сентября.
А вот взгляд с другой стороны, для ценителей английского:
Примечательно, что 9 сентября 1972 года одержал свои 5 и 6 победы американский ас Чарльз Дебельвью. Но это были два МиГ-19.
Впрочем, на этом можно было бы не заострять особого внимания, если бы не одно НО. Сейчас снова стала нарастать волна «это наши насбивали пачками амеров во Вьетнаме».
Для начала разберём «пачками».
Те, кто так утверждает, скорее всего, никогда не сидели в кабине истребителя. И уж тем более не вели огонь по воздушной цели.
Я не буду вам предлагать поступить в лётное училище, проучиться там несколько лет, а потом ещё прослужить столько же в строевой части, чтобы вы и посидели в кабине и постреляли по целям.
Нет. Предлагаю более простой способ. Возьмите нормальный авиасимулятор. Что-то типа Flanker-2 или «Flaming Clifts» («горящие скалы»). Выберите Су-25. Снимите всё вооружение кроме пушки. Уберите маркеры над целями. И попробуйте сбить, хотя бы Ан-26 или С-130. После того, как это прочувствуете, попробуйте сбить А-10 – это вы окунётесь в эпоху войны в Корее, а уж после этого поставьте себе противником Phantom F-4 и обвешайте его гирляндой из 4 ракет средней дальности Sparrow и четырёх ближней Sindwinder. И попробуйте сбить. Даже в первой атаке. Непередаваемые ощущения.
Скажете нечестно, так как вы не настоящий лётчик? Ну, так вас и не убьют. За то теперь вы знаете, что «пачками», оказывается, не так-то и легко. Нужны упорные тренировки, опыт, время, тактика и удача. Ах да, ещё и боеприпасы кончаются...
А вьетнамцы со скудным опытом и навыками сбивали, не пачками конечно, но сбивали. И гибли. Как гибли и наши пилоты в других войнах. Почему – напишу отдельно, хотя это будет очень неприятный текст для ура-патриотов.
А теперь просто про участие советских лётчиков.
Это не шутка. Это официальный ресурс Министерства обороны Российской Федерации. Любознательные могу сами сходить и проверить
http://encyclopedia.mil.ru/warriors_calendar.htm?month=4&...
Но если это правда, то где официальное признание участия советских пилотов во Вьетнамской войне? Ракетчиков – признали, даже про спецуру не стесняются говорить, а вот про истребителей молчат. Вьетнам, кстати, тоже молчит. Про советских лётчиков. А вот участие северо-корейский и китайских – не скрывает. Ни тогда, ни сейчас.
Т.е. складывается мнение, что это популистское решение или действие части «несознательной молодёжи», а именно Бочаровой А.Л. – на момент внесения данных студентка Московского городского психолого-педагогического университета. Можно ли этому верить? Сомнительно…
Китайские контакты третьей степени.
Первый бой китайских истребителей и американских лётчиков произошёл 9 апреля 1965 года. Конечно, это был не первый бой вообще. Китайские товарищи очень активно «махались» с американскими «сэрами» и своими сбежавшими гоминдановцами и до, и после этого.
Именно после таких тёплых взаимоотношений с тайваньскими «Сейбрами» китайский МиГ получил в «подарок» новейшую Sidewinder. Китайцы схлопотав неразорвавшуюся ракету, не растерялись и, пролепетав с китайской учтивостью «Сиэсиэ», свалили, прихватив хабар в лице новейшей Sidewinder AIM-9B. Тут же, как «двое из ларца», нарисовались советские товарищи, которые почесав тыковки отправили подарок в Москву. А уж там, через некоторое время, нарисовали К13/Р3С, которые в исполнении уже вьетнамского «Бат» вернутся родоначальникам из под крыльев МиГ-21.
Но это лирика.
9 апреля 1965 года, спустя всего 5 дней после успешной атаки вьетнамцев, самолёты ВМС США нарушили воздушное пространство в районе острова Хайнань. В ответ на что, китайская сторона подняла в воздух истребители J-5(МиГ-17).
Американцы же («Ну когда это видано, чтобы мы, самые демократические ВВС, нарушали чьё-то воздушное пространство? Фу на вас!»), отрицают нарушение. Впрочем, китайцы тоже были отнюдь не белыми и пушистыми зайчиками и отметились регулярными атаками гоминдановских самолётов в нейтральных водах. И не без успешно, нужно сказать.
Но начнём по порядку. Так как это того стоит.
И так, заслушаем американскую сторону.
«Рейнжер» CV-61 в Тонкийском заливе, 1965 год
Четыре истребителя F-4B эскадрилии CF-96 с авианосца «Рейнжер» CV-61 должны были вылететь на патрулирование между вьетнамским портом Хайфон и китайским островом Хайнань. Уже на взлёте звено ожидала неудача – разбился один F-4B. На замену вышел самолёт младшего лейтенанта Теренса Мерфи и энсина Рональда Фэгана. В итоге, вторая пара взлетела значительно позже первой и в дальнейшем они действовали разобщённо.
Вот так выглядели Фантомы этой эскадрильи
В 8:40 Мерфи докладывает об обнаружении китайских МиГ-17 и начинается затяжной бой. Первая пара идёт на помощь, но по-прежнему обе пары американцев действуют разрозненно. Бой длился порядка 20 минут.
В ходе боя становится понятно, почему китайцам в своё время удалось захватить Сайдвиндер: у первой пары у трёх AIM-7 Sparrow не запустился двигатель и они просто упали в море, а четвёртая ракета не наводилась на цель – отказала головка самонаведения. Утверждается, что Мерфи удалось сбить один МиГ-17 выпустив четыре AIM-7, по крайней мере он об этом доложил по радио.
В конце боя, ведущий первой пары слышал, как Мерфи собирался произвести пуск последней ракеты. Это был его последний доклад. После этого последовал доклад уже собственного ведомого: «Хороший выстрел! Все ракеты выпущены; я иду домой». Через некоторое время экипажи заметили падающий горящий самолёт. Ведущий запросил, кто сбил МиГ, но ответа не получил. Участники боя, Элвард и Девис в последствии заявляли, что получили сообщение от Мерфи, что он попал под огонь МиГов.
Падающий горящий самолёт все участники боя называли МиГом.
Итог один – Самолёт Мерфи на авианосец не вернулся, экипаж погиб.
Самолёт Мерфи F-4B Phantom II серийный номер Bu № 151403
А теперь, камера, мотор – на сцену выходят китайские лётчики.
J-5 были подняты по тревоге в воздух с задачей перехватить вражеские самолёты. Отдельно указывалось, что огонь открывать только в случае, если американцы сами нападут. Кстати, этот момент заставляет задуматься о том, а было ли вторжение в воздушное пространство Китая? Скорее всего, здесь американцы правы и они находились в пространстве над международными водами.
В 8:45 звено китайских МиГов вошло в контакт с американской парой F-4B и тут же подверглись ракетной атаке. Завязался манёвренный бой, но в виду большой дистанции боя, МиГи не могли занять позиций для открытия огня(ракет на них не было), а потому в течении всего боя огонь не открывали. Зато наблюдали то, как один из Фантомов поразил другого ракетой.
МиГи вышли из боя, и в полном составе произвели посадку на своём аэродроме.
Итог. Китайцы не потеряли ни одного самолёта, на победы не претендуют, наблюдали как американцы сбили свой же самолёт.
Так что же произошло в воздухе над Тонкийским заливом?
Моё мнение – правы китайские лётчики. И вот почему. Как раз после последнего доклада Мерфи, который был во второй паре, первая пара атаковала МиГи двумя ракетами: Одной AIM-7 Sparrow и одной AIM-9 Sidewinder. У первой ракеты, как обычно, отказал двигатель, а вот вторая успешно была запущена по МиГу, который маневрированием с форсажем уклонился от ракеты, о чём говорят сами американцы. Дистанция пуска последней ракеты была порядка 2 км (1,5 мили), т.е. практически вплотную, а потому запас энерговооружённости у ракеты был для дальнейшего полёта, а потому ГСН могла захватить идущую впереди ИК-цель и навестись на неё. По иронии судьбы, это оказался Фантом Мерфи.
В любом случае, другого повода китайским лётчикам отказаться от «победы» просто нет, особенно если бы они действительно потеряли МиГ сбитым. А так…
А так американцы потеряли два F-4: один разбился на взлёте, а другой был сбит первой парой.
Вот такие "контакты третьего рода" вышли у американцев с китайцами.
Свежие комментарии