На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БЕЛЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

26 658 подписчиков

Свежие комментарии

  • Олег Аникиенко
    Дело в том, что Н.Морозов (этот стойкий солдатик) никогда не был астрологом и не знал астрологии. Статья ваша попсова...Астролог Николай ...
  • Вячeслaв Зотов
    Господи Иисусе Христе , Сыне Божий, помилуй душу грешнаго раба Твоего Григория Федоровича за его бесчинства,злобу и ж...Кровавое усердие ...
  • Сергей Ермилин
    Не стоит забывать о том, что убрали царя от власти, именно белые генералы!!!...А вероломство Маннергейма, доказывают ...Почему Маннергейм...

Умираю, но не сдаюсь… История русского упорства

28 июля 1944 года советские войска после более чем трёх лет его оккупации освободили Брест от немецко-фашистских захватчиков. Неслучайно это событие стало символом его возрождения и независимости.

Крепость была почти не защищена и использовалась только для расквартирования частей Красной армии, поэтому командующий второй танковой группы, в которую вошла 45 пехотная дивизия Вермахта, генерал-полковник Хайнс Гудериан был уверен, что сможет захватить Брестскую крепость сходу.

«Умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина» - эту надпись обнаружили в 1944- м году на стене освобожденной от фашистских захватчиков Брестской крепости. Уже в 1945-м советские солдаты найдут в бункере Гитлера камень, отколотый немцами от той самой стены. Этот камень Гитлер сохранил в память о том, что в плохо укреплённой Брестской крепости, на площади в каких-то 4 квадратных километра его войска впервые встретили отчаянное сопротивление. Такое, которого не видели даже в боях за европейские столицы.

22 июня 1941 года. На западной границе СССР, у Бреста разворачивается мощная ударная группировка войск Вермахта. Именно она должна нанести первый удар по силам Красной армии, чтобы потом двинуться к Смоленску и Москве. Именно здесь, на пути главных сил немецкой армии, находится Брестская крепость – оборонительное сооружение, состоявшее из цитадели и трёх укреплений.

Мало кто знает, но крепость была почти не защищена и использовалась только для расквартирования частей Красной армии, поэтому командующий второй танковой группы, в которую вошла 45 пехотная дивизия Вермахта, генерал-полковник Хайнс Гудериан был уверен, что сможет захватить Брестскую крепость сходу. Но малочисленный и не ожидавший нападения гарнизон принял на себя мощный удар 17-ти тысяч немецких солдат и не пал, а удерживал крепость без связи, продовольствия, воды и даже боеприпасов на протяжении целого месяца!

22 июня в 4:15 утра немецкая артиллерия открыла по крепости шквальный огонь из артиллерийских установок. В результате многие советские солдаты погибли практически сразу, в своих казармах, прямо во сне…

Это кажется невероятным, но уже к началу штурма, всего через 30 минут после артобстрела, когда немцы думали, что от гарнизона уже ничего не осталось, уцелевшие советские солдаты бросились на защиту укреплений. Это был взвод курсантов полковой школы 84-го стрелкового полка под командованием лейтенанта Пискарёва. Взвод, состоявший всего лишь из 15 человек. Эти бойцы прикрывали эвакуацию раненых из госпиталя. А произошло это на Волынском укреплении, одном из трёх, защищавших главное здание, – Цитадель. Поразительно, но именно после атаки курсантов немцам пришлось ввести в бой резервы.

На другом укреплении Брестской крепости, Тереспольском, прямо возле своих казарм с немцами сражались три разрозненные группы солдат под командованием лейтенанта Мельникова, старшего лейтенанта Чёрного и лейтенанта Жданова. К третьему июля от этих групп останется всего 8 человек, которым удастся укрыться в Цитадели. Но вскоре под ударами бронебойных бомб падёт и она… Но даже тогда, как потом вспоминали сами немцы, участники того сражения вылезали из подвалов и водосточных труб и продолжали отчаянно защищаться.

Майор Петр Гаврилов был одним из последних уцелевших бойцов, защищавших Брестскую крепость. Немцам удалось взять его в плен одним из последних, 27 июля, то есть больше, чем через месяц после начала штурма… Враги нашли его в куче конского навоза. Он прятался там несколько дней, оставшись совсем без еды и патронов. Пока его, полуживого, брали в плен, он сумел ранить одного и убить несколько немцев.

Петр Гаврилов

Мало кто знает, но подвиги, подобные обороне Брестской крепости, русские бойцы совершали чаще, чем кто-либо. Например, подвиг защитников Пскова в годы Ливонской войны не повторил еще никто в мире! Жителям города удалось отбить 31 штурм противника. И это при том, что их было в несколько раз меньше.

Это случилось в 1579-м году, когда польский король Стефан Баторий решил отобрать у России все северо-западные области. Его многотысячное войско начало наступление. Всего за несколько месяцев полякам удалось практически стереть с лица Земли русские города Сокол, Усвят, Великие Луки. Именно поэтому, когда польская армия подошла к стенам Пскова, король Стефан Баторий заявил, что и этот город падет через сутки. Для устрашения защитников крепости польский король устроил парадный смотр своих войск.

Подойдя к городу, Баторий приказал пробить стены новейшими в Европе осадными орудиями. И уже после первых залпов в крепостной стене появилась брешь шириной в 50 метров. Но войти в город осаждающим так и не удалось. На защиту Пскова встали буквально все жители от мала до велика. Оборона длилась 170 дней. И только тогда враг, наконец, отвел свои войска от крепости. Кстати, тогда она считалась одной из самых неприступных, но уступала другой русской крепости – Новгородской.

Новгородская крепость, в отличие от остальных, защищала не просто город, а всю Новгородскую область! Новгородский кремль, входил в состав целой системы укреплений. Они находились не более, чем в 20 км друг от друга. Это делалось для того, чтобы в случае нападения неприятеля можно было сохранить под защитой торговые пути. Одной из частей новгородских оборонительных укреплений была, например, крепость Орешек. 

Она расположена в истоке реки Невы, напротив современного города Шлиссельберг. Ее основал внук Александра Невского князь Юрий Данилович. Еще одна - Порховская. Она находится на пути из Новгорода в Псков, на реке Шелонь. Сегодня историки говорят, что враг не мог дойти до Новгорода так, чтобы об этом не узнали в городе. И именно это принесло ему тогда огромную славу.

На протяжении целых столетий у нас не было своих мастеров, способных строить первоклассные крепости. Одним из первых стал Федор Конь, живший в 16-ом веке. Памятник ему до сих пор стоит в Смоленске. Именно с него начинается история русского военного зодчества. Исследователи считают, что, скорее всего, он не был знатного происхождения. Известно также, что в детстве он сбежал заграницу, где каким-то образом получил образование. Однако как простому крестьянскому парнишке удалось это сделать – до сих пор неизвестно.

Вернувшись на родину, Федор Конь был посажен в тюрьму, за побег. Однако вскоре его выпустили. Первое время известный в Европе архитектор строил на Руси лавки и сараи. Однако его талант заметил царь Иван Грозный, который доверил ему сначала строительство Болдинского, Пафнутьево-Боровского и Симонова монастырей, а потом Белый город в Москве и строительство Смоленской крепости. При ее строительстве Федор Конь использовал новаторский для того времени подход. Крепостная стена была гораздо выше, чем в других крепостях. Кроме того, Федр Конь решил построить башен гораздо больше, чем обычно.

Однако самым известным русским строителем фортификационных сооружений считается Эдуард Тотлебен. Он творил настоящие чудеса! Одно из самых знаменитых его сооружений – форт «Тотлебен». Уникальность его заключается в том, что с воды крепость выглядела как небольшой холм. Но этот неприметный холм был оснащен 130 мощными орудиями, которые оставались практически неуязвимыми, потому что были скрыты насыпями земли.

Именно Тотлебен в 1864 году начал модернизировать и Брест-Литовскую крепость, которая позже получит название Брестская. Благодаря ему там появились новые пороховые погреба и укрепления. На одном из них, известном как Форт Берг, во время штурма войск Вермахта до последнего патрона будет сражаться майор Пётр Гаврилов, который получит золотую медаль Героя СССР лишь через 16 лет после сражения

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх