На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Alexei Petrovsky
    Эх ты, черный мудиц пиздории! Подучи русский язык, дубина! 😝Зачем Хрущев гром...
  • Анатолий Рыжакин
    👍Американцы подгот...
  • Григорий Худенко
    Для оценки данных событий нужно ЗНАТЬ все то, что происходило тогда, иначе "слова на слова".«Главное предател...

Петр Дмитриевич Боборыкин - забытый беллетрист?

Петр Дмитриевич Боборыкин - забытый беллетрист?

Есть в истории нашей литературы писатели, очень широко известные еще столетие назад, а ныне совершенно забытые, и забытые абсолютно незаслуженно. Таковым несть числа, и в их ряду, правда, слегка особняком, стоит имя Петра Дмитриевича Боборыкина, прозаика, драматурга, публициста, критика и историка литературы, театрального деятеля, переводчика и мемуариста.

Если бы не последнее, то Петр Дмитриевич тоже был бы забыт напрочь, однако, его автобиографические романы «В путь-дорогу!» и, особенно, «За полвека» не дают этого сделать, ибо каждый пишущий об истории, культуре и выдающихся деятелях середины позапрошлого века хотя бы единожды обращался к ним.

Это был старинный дворянский род, известный еще во времена Александра Невского, родоначальником которого был, по одним сведениям, выходец из Пруссии, а по другим – из Литвы, крещеный под именем Федора, по прозвищу Боборыка. В роду Боборыкиных было, как писал Русский Биографический словарь, царевы и патриаршии стольники, воеводы и иные чины, «служившие разные дворянские службы».

Петр Боборыкин родился в обеспеченной нижегородской дворянской семье 15 августа 1836 года, в доме своего деда со стороны матери, генерал-майора Григорьева. Отец Петра, Дмитрий Васильевич, штабс-капитан, по роду своей службы в Нижнем не жил, посему воспитывался Петруша у матери, где провел все свое детство и юность.

Грамоте, как и всех дворянских детей, учить его стали рано, и шести лет он уже помнил себя умеющим читать и писать.

В 1846 году он был отдан в гимназию, по окончании коей в 1853 году был принят в Императорский Казанский университет по камеральному разряду юридического факультета.
На втором курсе он увлекся химией, и дабы лучше подготовить себя к карьере ученого-химика, перевелся в 1855 году в Дерптский университет. «Занятия органической химией, – писал журнал «Нива» в 1892 году, – вызывали в нем сильный интерес к наукам биологическим, и он снова, через два года, сдав уже полукурсовой кандидатский экзамен, перешел на факультет медицинский, на котором и прослушал уже все теоретические и практические предметы до конца 1860 года».


Интерес к литературе проснулся у Боборыкина еще в Дерпте. В 1858 году он пишет комедию «Шила в мешке не утаишь», позднее утерянную, а в 1860 публикует в журнале «Библиотека для чтения» комедию «Однодворец», и редактор журнала, известный писатель Алексей Федорович Писемский приглашает его к сотрудничеству.

Убедившись, что его дорога – в литературу, и ученого из него не выйдет, он переводится из Дерпта в Петербургский университет, где в 1861 году сдает кандидатский экзамен по «административному разряду» юридического факультета и начинает жизнь писателя. Он принимает предложение Писемского и пишет в его журнал фельетоны и статьи, подписанные Петром Нескажусь, а с 1867 года становится редактором журнала. Одновременно он пишет роман «В путь-дорогу!» из студенческой жизни, во многом автобиографический, который печатает в журнале в 1862 – 1864 годах. Когда в 1865 году журнал закрывается, Петр Дмитриевич уезжает за границу.

В течение нескольких зим он, владея европейскими языками, слушал лекции по философии, всеобщей истории, естественным и политическим наукам и литературе знаменитых ученых в College de France, Сорбонне, Медицинской школе, в Музее и Школе Изящных Искусств. Посещал лекции в консерватории по театральному искусству в Вене и брал частные уроки вокального чтения нот и декламации. С тех пор, живя то за границей, то в России, Боборыкин сотрудничает со всеми значительными российскими изданиями. В течение 60 лет им написано множество журнальных и газетных статей, фельетонов, корреспонденций. Однако известность принесли ему романы: «В путь-дорогу!», «В чужом поле» (1866), «Жертва вечерняя» (1868), «На суд» (1869), «Солидныя добродетели» (1870), «Дельцы» (1871-1873), «Полжизни» (1873), «Доктор Цибулька» (1874), «Лихие болести» (1876), «Сами по себе» (1878), «Китай-город» (1882), «За работу» (1885), «Из новых» (1887), «На ущербе» (1890), «Василий Теркин» (1892), «Перева» (1895), «Ходок» (1895), «Княгиня» (1895), «По-новому» (1897), «Тяга» (1898), «Великая разруха» (1908) и другие.

Вообще Боборыкин был очень работоспособен. Это отмечали многие, в том числе Тургенев и Толстой, который писал: «Боборыкин замечательно чуток. Это заслуга».

Петр Дмитриевич был первым, по словам Максима Горького, кто нарисовал в русской литературе образ просвещенного, политически мыслящего купца. Подтверждением этому служит роман Боборыкина «Василий Теркин», изданный в 1892 году.

Он тотчас откликается на только что происшедшие события. Он писал о народниках, «славянском вопросе», женской эмансипации и «свободной любви»; пробовал решить проблемы капитализации России и социальной роли интеллигенции, великолепно «портретировал» реальные лица и подлинные события.

Но одних романов Петру Дмитриевичу, очевидно, было мало, и с 1869 года в печати стали появляться его повести и рассказы, перечислить названия которых я здесь не берусь, ибо им несть числа. «Боборыкин – добросовестный труженик», – писал А.П. Чехов.

Но и этого писателю было мало. Он писал и мемуарную литературу: «За полвека» (1906-1913), «Столицы мира» (1913), в которых показал политическую и литературную жизнь России и стран Западной Европы.

Он писал драматические произведения, которые ставились на сцене: «Ребенок» (1861), «В мире жить – мирское творить» (1864), «Иван да Марья» (1867), «Сытые» (1879), «Старые счеты» (1883), «Доктор Мошков» (1884), «Клеймо» (1886), «С собою» (1887), «Божья коровка» (1889).

Писал он и на иностранных языках, занимался переводами, читал публичные лекции по театральному искусству и истории литературы, организовывал драматические курсы.

Последними его публикациями в России были рассказ «Жить – ждать!» (1916) и воспоминания «Итоги старейшего» (1917).

С 1914 года Петр Дмитриевич жил за границей. Там он и умер, в швейцарском Лугано 12 августа 1921 года, три дня не дожив до своего 85-летия.

наверх