Федеральная служба безопасности (ФСБ) РФ опубликовала архивные материалы об участии представителей русской эмиграции и бывших советских военнопленных в карательном батальоне СС «Варяг». Документы были собраны советскими органами госбезопасности во время розыска нацистских военных преступников и их пособников из числа изменников Родины.
Обнародованные материалы основаны на показаниях бывшего военнослужащего «Варяга» Григория Бурбело, проходившего подготовку в украинской роте. Он принимал участие в карательных операциях против югославских партизан в 1944–1945 годах. На допросе 10–11 ноября 1948 года Бурбело уточнил, что вступил в батальон в связи с тем, что «поддался немецкой пропаганде». По его словам, у него «возникло неверие в победу» СССР.
«Ядром батальона стали антисоветски настроенные русские эмигранты, проживавшие на территории Югославии. В их числе: выпускники кадетских корпусов, военно-училищных курсов Русского общевоинского союза (РОВС), гражданская молодёжь из состава русской диаспоры в Югославии и др. Командиром "батальона СС особого назначения" был назначен бывший офицер Русской императорской армии М.А. Семёнов, получивший чин гауптштурмфюрера СС (приравнивалось к воинскому званию "капитан" в вермахте)», – говорится в сообщении пресс-службы ФСБ.
Карательный батальон создавался при помощи спецслужб Третьего рейха, с которыми Семёнов ещё в 1941 году установил тесный контакт. Туда набирали советских военнопленных, которые проходили подготовку в лагере в местечке Зандберг (Верхняя Силезия). Там готовили агентов, завербованных главными командами «Цеппелин» (Zeppelin) внешней разведки Главного управления имперской безопасности. В лагере постоянно находилось до 1 тыс. человек, преимущественно бывших военнослужащих Красной армии.
«Все агенты были сведены в учебные роты по национальному и территориальному признаку. Первая рота состояла из русских, вторая – из украинцев, третья – из донских казаков. Остальные роты состояли из агентов кавказских и среднеазиатских национальностей», – рассказали в ФСБ.
Батальон «Варяг» вопреки первоначальному замыслу нацистского командования не был направлен на советско-германский фронт, а использовался для карательных операций на территории Югославии.
На одном из допросов Бурбело рассказывал: «Личный состав батальона, под командованием Семёнова, грабил население сёл, которые поддерживали связь с партизанами. Под силой оружия мы уводили из сёл скот, забирали у населения продукты питания, одежду и ценности. Ряд населённых пунктов, названия которых не помню, в которых мы обнаруживали партизан, мы подвергали полному опустошению, сжигали дома семей партизан. Местное население в этих случаях вовсе изгонялось из населённых пунктов». Также каратели были причастны к убийствам югославских партизан на территории Словении, рассказывал Бурбелло.
В мае 1945 года полк сложил оружие и перешёл на территорию Австрии, где был интернирован англичанами. Из Австрии бывших карателей перевезли в Италию, а в конце июня 1945 года вновь вернули в Австрию, где часть передали представителям советского военного командования. На основании данных следствия в январе 1949 года военный трибунал признал Бурбело виновным в измене Родине и приговорил к 25 годам в исправительно-трудовом лагере с конфискацией имущества.
По материалам сайта ФСБ, НТВ, «Известий»
Свежие комментарии