"Амурским чудом" называли крупнейший на Транссибе и один из самых больших в нашей стране мост через Амур. Его длина – 2,6 км, полная высота – 60 метров, пролёты моста – по 127 метров. На строительство потребовалось 17 800 тонн металла. Российской казне мост обошёлся в 13,5 млн рублей. "Гнилое самодержавие", которое не подозревало, что все индустриальные достижения вскоре станут приписывать исключительно советскому периоду, построило его за три с небольшим года.
Металлические фермы для моста весом свыше 1000 тонн изготавливались в Варшаве (она тогда была российским городом) на заводе «К. Рудзкий и Ко». В разобранном виде их доставляли в Одессу, оттуда морским путём везли во Владивосток, там перегружали на железнодорожные платформы и отправляли в Хабаровск.
Многое восхищает в организации работ по созданию «Амурского чуда»: острота инженерной мысли и творческий подход к архитектурному оформлению, глубина и историчность мышления, отношение к качеству работ. Первые изыскания по определению места для мостового перехода через Амур были проведены еще в конце XIX века в ходе строительства Уссурийской железной дороги (Владивосток-Хабаровск).
Проектировщикам моста предстояло разрешить сложнейшую инженерную задачу. Амур – река во многом необычная и своенравная, у нее особая гидрология: быстрое течение, глубина – до 14 метров в районе мостового перехода, два паводка – весенний и летний, сокрушительной силы ледоход. Не случайно авторство в создании Амурского моста разделили два выдающихся русских инженера – Лавр Дмитриевич Проскуряков, проектировавший основную русловую часть моста, и Григорий Петрович Передерий – автор левобережной подъездной эстакады через амурскую протоку с характерным названием Бешеная.
Л.Д.Проскуряков
Созданный ими проект был во многом новаторским. Он предусматривал необычное сочетание железобетона и стали: Амур перекрывался цепью металлических ферм, а над его протокой должна была подняться железобетонная арочная эстакада. Мост поражал и небывалой длиной – 2600 метров. Это был крупнейший мостовой переход из всех построенных к тому времени на железных дорогах Евразии.
Г.П.Передерий
Торжественная закладка Амурского моста состоялась 30 июля (12 августа по новому стилю) 1913 года. На стройке было задействовано около 5 тысяч человек. Привлекались специалисты – минеры, кессонщики, каменщики, клепальщики. Все они размещались в специальном мостовом городке, расположенном на обоих берегах Амура и на острове вблизи строящегося моста. Здесь же находились складские и компрессорные помещения, производилась сборка кессонов и пролетов с последующей надвижкой последних на опоры. Работы велись круглосуточно, по сменам продолжительностью 10 часов.
Все 18 речных опор-быков (кроме хабаровского устоя и быка № 1) были заложены на кессонном основании с углублением в слой скального грунта. На сооружении Амурского моста использовалась кессоны из дерева, деревобетона, железобетона и сложных металлических конструкций.
Справка: Кессон (от фр. «коробка», «камень») – воздухонепроницаемая камера, закрытая с боков и сверху и открытая внизу, имеющая в плане форму и размеры возводимой на ней опоры, в которую предотвращается поступление воды путем нагнетания сжатого воздуха, образуя тем самым рабочее пространство; рабочие-кессонщики, находящиеся в камере, разрабатывают грунт, на который опирается кессон, и удаляют его через шлюзовые аппараты, которые присоединяются к кессону сверху выше горизонта воды и служат для прохода людей и доставки материалов.
Опускали кессоны зимой со льда, летом – со специально отсыпанных искусственных островов с деревянным шпунтовым ограждением. Для заполнения камеры кессонов использовалась бутовая и бетонная кладка. Камень грандеорит для опор доставлялся из Корфовского и Забелевского карьеров, находившихся вблизи Хабаровска, а также из базальтового карьера на реке Тунгуске.
Строительство «Амурского чуда» было завершено за 3 года и 3 месяца. К слову, второй мост через Амур на БАМе у г. Комсомольска гораздо меньшей длины (полтора километра) в СССР строили шесть лет – с 1969 по 1975 годы.
Железнодорожный мост через реку Амур был открыт для постоянного движения 5 октября (18 октября по новому стилю) 1916 года. В тот день сомкнулись все звенья Великого сибирского пути, связавшего центр России с дальневосточными окраинами. Окончание строительства совпало с днем рождения наследника престола, мост назвали Алексеевским в честь сына последнего российского императора Николая II.
В период Гражданской войны мост был взорван и восстановлен только к марту 1925г.
Только в 80-х годах ХХ века царский мост исчерпал свой ресурс и началось строительство нового моста, который строили с 1991 по 1998гг.
В октябре 2010 года на Дальневосточной железной дороге-филиале ОАО «РЖД» открылся музей истории Амурского моста. Первым и главным экспонатом музея стала 127-метровая металлическая ферма образца 1916 года конструкции профессора Л.Д. Проскурякова, демонтированная в ходе реконструкции старого Амурского моста. Царская ферма установлена на стилизованных опорах неподалеку от реконструированного мостового перехода как своеобразный памятник таланту и труду россиян минувшего ХХ века.
Так выглядит современный мост через Амур в Хабаровске
Источник:
Амурское чудо https://amurmedia.ru/story/amu...
Свежие комментарии