Руководство III Рейха, зная, что летом 1941 года будет развязана война против СССР, задолго до 22 июня, под тем или иным предлогом стало вывозить своих граждан из Союза.
22 июня в 3 часа утра посол Германии в СССР Вернер фон Шуленбург вручил Вячеславу Молотову ноту об объявлении войны.
Понимая, что Гремания в итоге потерпит поражение, немецкий посол выступал против войны с СССР.
По легенде находясь в Берлине он 5 мая 1941 года сказал советскому послу Деканозову:«Господин посол, может, этого ещё не было в истории дипломатии, поскольку я собираюсь вам сообщить государственную тайну номер один: передайте господину Молотову, а он, надеюсь, проинформирует господина Сталина, что Гитлер принял решение 22 июня начать войну против СССР. Вы спросите, почему я это делаю? Я воспитан в духе Бисмарка, а он всегда был противником войны с Россией».
Получив эту информацию, Иосиф Виссарионович произнес: «Будем считать, что дезинформация пошла уже на уровне послов».
22 июня Шуленубрг сказал, что учитывая, что в скором времени Финляндия и Румыния объявят войну СССР, он предлагает устроить обмен дипломатическими работниками на советско-турецкой границе.
Кроме Москвы немецкие представители находились в Ленинграде, Риге, Таллине, Батуми и Владивостоке.
Немцы пообещали отнестись к советским гражданам с должным уважением и разместить их до отправки на родину в комфортабельном отеле. На тот момент в Рейхе находились 325 дипработников и 700 советских командировочных.
Когда глава МИД Германии Иоахим фон Риббентроп передавал Деканозову ноту об объявлении войны, он тихо сказал: «Передайте Сталину, что я был против войны».
Сотрудники советского посольства, частично успели уничтожить архив, когда в здание вломились гестаповцы. Эвакуация советских граждан сопровождалась наглыми издевательствами. Нашим гражданам отказывали в питании, медицинской помощи, и удовлетворении базовых бытовых потребностей. С трудом советскому послу удалось добиться права на приобретение необходимых продуктов и средств гигиены в берлинских магазинах.
Интересы СССР в вопросе интернирования граждан представляла Швеция, III Рейху помогала Болгария. Издевательски прозвучало предложение фашистов производить обмен в формате 1:1, ведь в Германии находилось 1025 советских граждан против 120 немцев в СССР. Часть наших граждан дожидались отправки на родину в немецких концлагерях.
2 июля 1941 года членов советской дипмиссии разместили в вагонах с комфортными двухместными купе, а остальные всю дорогу ехали на сидячих местах. Продукты берегли, как могли, потому что немцы в дороге кормили интернированных откровенными помоями.
В ожидании обмена правительство СССР предоставило немцам дом отдыха, отдельную кухню, обслуживающий персонал и двухразовый еженедельный медицинский осмотр.
Когда до Сталина дошла информация о том, как едут домой наши граждане он приказал применить к немцам аналогичные условия. Дипломаты ехали в мягких вагонах, все остальные на жестких деревянных лавках. Немцев обязали покупать продукты питания в пути за собственные средства.
19 июля на советско-турецкой границе состоялся долгожданный обмен.
Свежие комментарии