На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БЕЛЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

26 650 подписчиков

Свежие комментарии

  • Николай Попов
    Кто убил Сталина? Какая связь между убийством Сталина и «Мингрельским делом» 1951–1953 годов? https://topwar.ru/17942...«Перестройка Бери...
  • михаил дуванов
    ты глист вонючий только  дерьмо производить можешьТайны 22 июня. Ве...
  • Олег Аникиенко
    Дело в том, что Н.Морозов (этот стойкий солдатик) никогда не был астрологом и не знал астрологии. Статья ваша попсова...Астролог Николай ...

Пётр Врангель: почему «черный барон» завещал уничтожить свои мемуары

Пётр Врангель: почему «черный барон» завещал уничтожить свои мемуары

31 октября 1928 года в Брюсселе имела место странная процедура: вдова недавно скончавшегося барона Врангеля, его секретарь Н. М. Котляревский, друг покойного генерал А. П. Архангельский сожгли несколько увесистых пачек бумаги с машинописным текстом, местами густо зачеркнутым чернилами. После того, как странное «аутодафе» совершилось, все трое подписали протокол, из коего явствовало, что ими был сожжен оригинал «Записок» Петра Николаевича Врангеля, и сделано это было в соответствии с его волей.

Зачем нужно было сжигать машинописный экземпляр «Записок» с собственноручными правками самого Петра Николаевича? Почему это было сделано вскоре после того, как мемуары Врангеля увидели свет в пятом и шестом томах эмигрантского издания «Летопись Белой борьбы – Белое Дело»?

Черный барон во главе Белого движения

С августа 1918 года отставной генерал царской армии барон Петр Николаевич Врангель вступил в ряды Добровольческой армии, которая создавалась в Екатеринодаре (сейчас Краснодар) под началом Антона Ивановича Деникина. Вначале он был назначен временно командующим 1-й конной дивизией, но очень скоро «черный барон» (это прозвище он получил, поскольку носил черную черкеску) стал одним из признанных лидеров всего Белого движения.

 

Деникин, Колчак, Врангель и другие вожди сопротивления Красной Армии не были едины в своих представлениях не только о том, какой должна быть Россия в случае их победы, но и в том, как следует вести войну с большевиками. Эти разногласия и неспособность прийти к единому мнению и стали одной из причин поражения белых в Гражданской войне.

Врангель объединял вокруг себя монархистов, крупных помещиков и промышленников, деятелей церкви, то есть, все наиболее консервативные силы белых. Он боролся с бесчинствами и жестокостями, которые творили такие одиозные персонажи, как Шкуро и Мамонтов, и совершенно не разделял идей Деникина, основанных на программе партии кадетов и «демократического крыла» Белого движения.

В апреле 1920 года в результате этих разногласий, на фоне поражений Добровольческой армии, Деникин принимает решение уйти в отставку. Главнокомандующим становится барон Врангель. К этому времени положение белых было уже очень тяжелым. Врангель стремился сохранить армию, вел переговоры с государствами Европы, с США в надежде получить поддержку. Однако, помощи из-за границы он так и не дождался, успеха на юге России (летом 1920 года его армия смогла продвинуться к Таганрогу и Екатеринославу) развить не удалось. Все что смог сделать Врангель после недолгого господства в Крыму – это организовать эвакуацию в Константинополь армии и беженцев из числа гражданских.

«Записки» Врангеля

К написанию своих мемуаров барон приступил еще на яхте «Лукулл», которая стала его пристанищем в Константинополе. Последняя глава, заканчивавшаяся словами «Прощай, Россия!» была написана в 1923 году в Сербии, куда Врангель перебрался вместе с большинством офицеров его армии. «Записки» Врангеля включают в себя две части. Первая повествует о событиях с 1916 по март 1920 года, вторая посвящена отрезку времени с марта по ноябрь 1920-го.

Работа проходила таким образом: Петр Николаевич диктовал своему секретарю Котляревскому, который записывал на пишущей машинке. После барон просматривал текст и своей рукой вносил необходимые правки.

Мемуары Врангеля содержат огромное количество документов, донесений, писем, телеграмм, содержание телефонных переговоров, которые он вел в период командования Добровольческой армией. В силу одного лишь этого они являются важным источником для всех, кто изучает историю Гражданской войны в России. Однако, все историки отмечают, что свой конфликт с Деникиным, разногласия с другими вождями Белого движения Врангель освещает в наиболее выгодном для себя свете. В этом Врангель подобен всем мемуаристам без исключения.

В 1926 году в Берлине увидел свет последний, пятый том «Очерков русской смуты» Деникина. Это стало для Врангеля толчком к тому, чтобы решиться обнародовать собственные мемуары. Опубликовать «Записки» взялся А. А. фон Лампе.

Готовя «Записки» к публикации, Врангель тщательно датировал каждую главу. Ему было важно, чтобы читатели увидели: текст написан задолго до публикации «Очерков русской смуты» Деникина. Кроме того, многие пассажи Врангель не просто вычеркивал, а густо замазывал чернилами, обведя их в рамку, настолько важно ему было, чтобы их не смогли прочесть.

Напряженная работа над окончательной редактурой «Записок» продолжалась последние два года жизни Врангеля. 25 апреля 1928 года он умер в Брюсселе. 25 сентября того же года в Берлине вышел 6-й сборник «Белого дела», завершивший публикацию «Записок».

Почему был сожжен оригинал?

Незадолго до смерти Врангель отдал распоряжение непременно сжечь после того, как его «Записки» увидят свет, все машинописные экземпляры текста. Он взял с Котляревского честное слово, что это будет выполнено.

Причина такого решения генерала в том, что ему не хотелось стать причиной нового витка споров и разногласий в среде русской эмиграции, особенно, военной ее части. Как ни стремился Врангель к обратному, большая часть читателей все равно восприняла его «Записки», как продолжение полемики с Деникиным. Врангель давал яркие и не всегда лицеприятные характеристики различным деятелям Белого движения, оценивал их поступки и решения. Многое он вымарал собственноручно. Как уверяет Котляревский, зачеркнуто было не менее восьмой части первоначального объема. Врангель настаивал на уничтожении машинописного экземпляра именно затем, чтобы никто и никогда не смог даже попытаться прочесть того, что он сам решился выбросить из памяти.

Ольга Ельникова

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх