Во время войны 261 стрелок (в том числе и женщины) каждый из которых убил не менее 50-и человек, были награждены титулом выдающегося снайпера.
Василий Зайцев родился в 1915 году в деревне Елино, Челябинской области. Вошел в мировую историю как ведущий снайпер Сталинградского фронта. Герой Советского Союза.
Во время Сталинградской битвы только между 10 ноября и 17 декабря 1942 года уничтожил 225 солдат и офицеров немецкой армии и их союзников, включая 11 снайперов, среди которых - руководитель Берлинской снайперской школы вермахта майор Кениг.
В Сталинградской битве была зафиксирована самая высокая активность снайперов за всю мировую историю войн. Там сошлись лучшие стрелки вермахта и Красной Армии. В Сталинграде каждые 11 секунд погибал солдат. Средняя продолжительность жизни в боевых условиях у командира взвода была три дня, командира роты - семь, батальона - 11, полка - 20 дней.
После прибытия в разрушенный «город-призрак» Сталинград, Зайцев и его земляк челябинец Виктор Медведев были включены в список «охотников» за фашистами. Начали они свою снайперскую деятельность в боях за метизный завод.
Здесь же Зайцев открыл счет убитым немцам как снайпер. Тогда счет убитых врагов у него дошел до 32 человек.
Вскоре о нем заговорили в полку, дивизии, армии. Зайцев получил приказ создать школу снайперов из раненых солдат.
4 ноября 1942 года фронтовая газета «За победу» опубликовала корреспонденцию про успехи Зайцева. Этот номер газеты попал в руки разведчиков врага. Сообщение дошло до самого фюрера. А вскоре взятый в плен немецкий фельдфебель-эсэсовец на допросе рассказал, что для охоты на Зайцева из Берлина прибыл фашистский снайпер майор Кениг.
Подчеркнуто точно, между глаз, убивали гитлеровцев (такие попадания считаются в снайперской среде вызовом на поединок). Кениг не показывался, и сам терпеливо искал Зайцева. Через полтора месяца события стремительно пошли к развязке.
В районе железнодорожного вокзала участились случаи снайперского подстрела наших солдат и офицеров. Лучший стрелок рейха «прислал свою визитную карточку» внезапно. В блиндаж принесли тяжелораненого снайпера Морозова. Сомнений не оставалось: это дело рук «Кенига».
В отличие от немца, который работал в одиночку, Зайцев имел напарника Николая Куликова. На рассвете Василий вместе с Куликовым ушли на позиции, где вчера были ранены товарищи. Позднее он рассказывал: «Наблюдая за знакомым, многими днями изученным передним краем противника, ничего нового не обнаруживаю. Кончается день.
Но вот над вражеским окопом неожиданно появляется каска и медленно движется вдоль траншеи. Стрелять? Нет! Это уловка: каска почему-то раскачивается неестественно, ее, вероятно, несет солдат-помощник снайпера, сам же он ждет, чтобы я выдал себя выстрелом...
По терпению, которое проявил враг в течение дня, я догадался, что берлинский снайпер здесь. Прошел и второй день. У кого же нервы окажутся крепче? Кто кого перехитрит?»
***
На третий день в засаду отправились Зайцев и Куликов. Из воспоминаний Зайцева:
«Я долго всматривался во вражеские позиции, но его засаду найти не смог. По быстроте выстрела я заключил, что снайпер где-то прямо, — описывал этот напряженнейший поединок Зайцев. — Продолжаю наблюдать. Слева — подбитый танк, справа — дзот. Где же фашист? В танке? Нет, опытный снайпер там не засядет. Слишком приметная цель. Может быть, в дзоте? Тоже нет — амбразура закрыта.
Между танком и дзотом на ровной местности лежит железный лист с небольшой грудой битого кирпича. Давно лежит, примелькался. Ставлю себя в положение противника и задумываюсь, где лучше занять снайперский пост. Не отрыть ли ячейку под тем листом и ночью сделать к нему скрытые ходы?»
Свое предположение Зайцев решил проверить. Надел на дощечку варежку, приподнял ее. Фашист клюнул! Осторожно опустив приманку и рассмотрев пробоину, Василий убедился: никакого сноса, прямое попадание. Значит, Кениг под железным листом…
За ночь оборудовали новую ячейку, засели туда еще до рассвета. Когда взошло солнце, напарник Зайцева сделал «слепой» выстрел — заинтересовать противника. Затем полдня выжидали — блеск оптики мог выдать. В послеобеденное время их винтовки оказались в тени, зато на железный лист, под которым прятался Кениг, упали прямые лучи солнца.
И вот у края листа что-то заблестело. Выложенный для приманки осколок стекла или оптический прицел? Куликов осторожно, как это умели делать лишь самые опытные поединщики, стал приподнимать надетую на автоматный ствол каску. Тотчас ударил выстрел.
Напарник Зайцева громко вскрикнул и на миг показался из ячейки. «Гитлеровец подумал, что он наконец-то убил советского снайпера, за которым охотился, и высунул из-под листа полголовы, — вспоминал кульминационный момент Василий. — Захотел меня получше рассмотреть. На это я и рассчитывал.
Ударил метко. Голова фашиста осела, а оптический прицел его винтовки, не двигаясь, блестел на солнце до самого вечера…» Пуля попала Торвальду в лицо и вышла из затылка, пробив навылет каску. Этот поединок длился четыре дня, но закончился победой за какие-то считанные секунды. До встречи с Зайцевым начальник цоссенской школы Гейнц Торвальд имел на счету ровно 400 убиенных.
О знаменитой дуэли Зайцева и немецкого снайпера Кенига были сняты два художественных фильма: «Ангелы смерти» (1993, Россия — Франция) и «Враг у ворот» (2001, США — Германия — Великобритания — Ирландия).
В снайперском деле известны случаи. когда после расстрела 500 врагов снайпер оставался в живых. Снайпер - своего рода террорист. Конечная цель снайпера - страх. Появляйся там, где тебя не ждут, противник должен бояться!
Источник: http://chel.mk.ru/articles/201...
Свежие комментарии