С высоты сегодняшних дней нам хорошо известно о странной предвоенной реакции советского руководства на явную угрозу со стороны нацистской Германии и ее сателлитов. Сообщения разведчиков игнорировались, немецкие самолеты-разведчики запрещали сбивать и т.п. После оккупации советской территории пришлось многие месяцы налаживать там партизанское движение.
В чем же причины неспособности Кремля адекватно реагировать на возникшие угрозы? Многое объясняет анализ ситуации в советской разведке накануне войны.Об обстановке в органах военной разведки перед Великой Отечественной войной рассказывает главный диверсант Красной Армии, "дедушка советского спецназа" Старинов Илья Григорьевич
По книге "Записки диверсанта":
"В январе 1930 года я был направлен для работы в разведотдел штаба Украинского военного округа, в отделение, которое занималось подготовкой к партизанской войне. Мною был внесен ряд предложений по минно-подрывным работам и разработаны несколько образцов мин. Они были высоко оценены И.Э. Якиром, который уделял большое внимание подготовке к партизанской войне на случай вражеской агрессии. И.Э. Якир выступал в специальных партизанских школах, где готовились кадры, присутствовал на учениях, где "действовали" партизанские отряды и диверсионные группы. Командиры подразделений и частей Красной Армии, прошедшие специальную подготовку и переподготовку, в случае необходимости могли организованно переходить к партизанским действиям, скрытно базироваться и передвигаться на занятой противником территории, выходить из вражеской блокады, использовать подручные средства для нанесения урона врагу. При подготовке к партизанской войне на случай вражеской агрессии, мне довелось участвовать и в уточнении мобилизационных планов развертывания войны в тылу агрессора. В результате командование наших частей и соединений еще в начале 30-х годов не боялось оказаться в тылу противника. При невозможности пробиться к своим основным силам они могли организованно переходить к партизанским действиям, нанося удары по тылам врага. К 1933 году все было подготовлено к тому, чтобы в случае вражеской агрессии осуществить внезапно и одновременно такую крупную управляемую партизанскую операцию, в результате которой были бы парализованы все коммуникации западных областей Белоруссии, Украины и Бесарабии, занятые противником, в результате чего войска на фронте остались бы без пополнения, боеприпасов и горючего."
Таким образом, все, что случилось с нашими войсками летом 1941 года, можно было предотвратить. На советской территории заранее были складированы тайники с продовольствием, оружием и боеприпасами, и в случае неблагоприятного развития военных событий, агрессор увяз бы в напичканной диверсионными отрядами территории. В то же время, обученные партизанским действиям командиры окруженных противником частей, опираясь на подготовленные базы, могли бы развернуть масштабный партизанский фронт. Как бы эта система пригодилась в 1941 году!
Иван Старинов вспоминает дальше:
"В ходе репрессий против военных 1937-38гг. склады были ликвидированы, а множество стволов иностранного производства выброшено, как лом. Все, кто имел отношение к подготовке малой войны, были репрессированы в 1937. Я наверняка погиб бы, так как работал под руководством И.Э.Якира, Я.К.Берзина, сопровождал М.Н. Тухачевского и В.М.Примакова, которые были объявлены врагами народа и расстреляны. Мне повезло. В ноябре 1936 удалось попасть в Испанию, где я стал советником и инструктором партизанского формирования под командованием Д.Унгрия. В начале ноября 1937 года я вернулся на Родину и был ошеломлен, когда узнал, что все мои начальники по всем линиям, где я служил и учился, подверглись репрессиям. Как стало позже известно, от репрессий в 30-е годы погибло в десятки раз больше хорошо подготовленных партизанских командиров и специалистов, чем за всю Великую Отечественную войну. Уцелели лишь те, кто выпал из поля зрения ежовского аппарата. В основном это были участники национально-революционной войны в Испании (А.К. Спрогис, В.А.Троян, Н.А. Прокопюк и др.) и те, кто сменил место жительства незаметно для подручных Ежова... Репрессии привели к тому, что в Красной Армии многими подразделениями, частями и тем более соединениями и объединениями командовали, мягко говоря, неподготовленные люди."
Огромные потери понесли советские органы внешней разведки. Артур Христианович Артузов (Фраучи),зам. начальника разведуправления РККА, выцарапавший свой приговор Сталину на стене тюремной камеры, арестован был 13 мая 1937 года. За те годы, в течение которых Артузов возглавлял внешнюю разведку, было проведено множество операций, в которых были задействованы десятки кадровых сотрудников и сотни агентов. Важнейшим направлением работы советской разведки в тот период было германское направление. Под руководством Артузова была создана разветвленная агентурная сеть, которая добывала особо ценные сведения о том, что происходило в верхушке пришедшей к власти Национал-социалистической партии Германии, а также о деятельности ряда госорганов и специальных служб. Именно в период работы Артузова в Иностранном отделе ОГПУ на советскую разведку работали такие знаменитые разведчики-нелегалы, как Федор Карин, Арнольд Дейч, Теодор Малли, Дмитрий Быстролётов, Шандор Радо , Рихард Зорге , Ян Черняк, Рудольф Гернштадт, Хаджи-Умар Мамсуров. 21 августа 1937 года Артузов был расстрелян на полигоне НКВД "Коммунарка". Большая часть бесценной зарубежной резидентуры, кропотливо созданная специалистами советской разведки совместно с последовательными сторонниками интернационализма и принципиальными противниками нацизма в других странах, также была уничтожена. Разведчиков истребляли так лихо, что в некоторых заграничных резидентурах не осталось ни одного сотрудника. В предвоенный период в ИНО НКВД, включая загранаппарат, работало около 450 разведчиков. В результате чисток примерно 275 из них были объявлены "врагами народа" и репрессированы. Была перечеркнута большая организационная работа по созданию за рубежом агентурного аппарата, утрачена связь с десятками ценных агентов буквально накануне гитлеровского нападения на нашу страну; полностью уничтожена сеть нелегальных разведывательно-диверсионных групп в странах Европы - "Группа особых заданий" ("группа Яши"), с таким трудом созданная талантливым профессионалом советской разведки Яковом Серебрянским. Дело дошло до того, что в 1938 году в течение 127 дней из-за границы вообще не поступало развединформации, и это практически накануне мировой катастрофы!
Выписка из протокола-15 заседания парткома 5-го партколлектива ГУГБ НКВД от 23 ноября 1938г. по делу Павла Анатольевича Судоплатова - выдающегося организатора разведывательно-диверсионной службы НКВД, будущего многолетнего руководителя Особой группы при наркоме НКВД - 4-го управления НКВД-НКГБ СССР
...Выступления:
т.Благутин:
"Придя в отдел, из беседы с отдельными товарищами, я получил о Судоплатове характеристику, как о холуе... Посмотрите связи Судоплатова с врагами народа: Горожаниным, Соболь (расстрелянные сотрудники ИНО - прим.авт.). Поведение Судоплатова во время прошлых собраний, его отношение к ныне разоблаченным врагам народа, нужно прямо сказать, обывательское. Судоплатов никогда не выступал с разоблачением врагов..."
т.Дудукин:
"...Судоплатов знал очень многих из ныне разоблаченных врагов народа, соприкасался с ними в быту, для многих был лучшим другом. Казалось бы, что Судоплатов должен был оказать громадную помощь партии в очистке отдела от врагов. Но Судоплатов не сделал этого, он не помогал партии разоблачать врагов, а своими отдельными выступлениями он выступал в защиту Горожанина, Кропотова и других. Этим своим поведением Судоплатов не оправдал звание члена партии и ему не место в ней."
Т.Езепов:
"...Судоплатов должен признать, что вся его работа проходила в среде врагов народа, и он не принял никаких мер к их разоблачению... Факт приглашения его на встречу Нового года к Слуцкому говорит за то, что Судоплатов считался у врагов своим человеком..."
В своих воспоминаниях Павел Анатольевич пишет о репрессиях 30-х годов:
"Это была целенаправленная политика. На руководящие должности назначались некомпетентные люди, которым можно было отдавать любые приказания. Впервые мы (с женой) боялись за свою жизнь, оказавшись под угрозой уничтожения нашей же собственной системой".
П.А.Судоплатов
Судоплатову крупно повезло: буквально через 2 дня после его травли на партсобрании (за которым по сложившейся практике следовал арест) 25 ноября 1938г. руководителем НКВД был назначен Берия. При нем кровавая зачистка постепенно пошла на спад. 5 июля 1941г. чудом уцелевшего в кампании Большого террора Судоплатова назначили руководителем Особой группы при наркоме НКВД. Павлу Анатольевичу пришлось принимать экстраординарные меры для воссоздания разрушенной системы разведывательно-диверсионной работы на оккупированной советской территории и в глубоком тылу противника. Из лагерных бараков ГУЛага начали буквально выцарапывать оставшихся в живых редких профессионалов разведки. Возвратить в боевой строй удалось немногих: Я. Серебрянского, отсидевшего 2 года в камере-одиночке в ожидании приведения в исполнение смертного приговора; Д.Медведева, будущего командира легендарных групп "Митя" и "Победители"; И.Каминского и еще буквально десяток уцелевших разведчиков. Их ждали славные дела и блестящие операции против немецко-фашистских оккупантов, приводящие в бешенство самого Гитлера. И ни один из кадровых сотрудников Особой группы не стал за годы войны предателем.
Из донесения Берии Сталину: «...Начальник Разведуправления, где еще недавно действовала банда Берзина, генерал-лейтенант Ф. И. Голиков жалуется на Деканозова и на своего подполковника Новобранца, который тоже врет, будто Гитлер сосредоточил 170 дивизий против нас на нашей западной границе».
Василий Андреевич Новобранец - после массового истребления разведкадров занял должность и.о.начальника информационного отдела Разведупра РККА. Неоднократно составлял разведсводки о положении на западной границе, где отражалось сосредоточение германских войск. Это вызывало явное раздражение у вышестоящего руководства. Перед войной был снят с должности. После войны написал мемуары "Я предупреждал о войне Сталина. Записки военного разведчика." http://bukoteka.ru/item/137918
В.А.Новобранец
Начальники Разведуправления ГШ РККА, расстрелянные перед Великой Отечественной войной (в скобках указан период нахождения на должности начальника или и.о. начальника РУ):
Урицкий Семён Петрович (апрель 1935 — июнь 1937), расстрелян 1.08.1937.
Берзин Ян Карлович (июнь — август 1937), расстрелян 29.07.1938.
Никонов Александр Матвеевич (1 — 5 августа 1937), расстрелян 26.10.1937.
Гендин Семён Григорьевич (сентябрь 1937 — октябрь 1938), расстрелян 23.02.1939.
Орлов Александр Григорьевич (октябрь 1938 — апрель 1939), расстрелян 25.01.1940.
Проскуров Иван Иосифович (апрель 1939 — июль 1940), расстрелян 28.10.1941.
На официальном сайте СВР РФ сделан следующий вывод по предвоенной ситуации в разведке:
"Сталин, сосредоточивший в своих руках всю полноту власти в стране,получал информацию от разведывательных источников напрямую. До 1943 г. во внешней разведке не было отдельной информационно-аналитической службы, способной анализировать получаемую информацию, отсеивать непроверенные и ложные сведения. В результате Сталин получал противоречивые сведения, порой взаимоисключающие, которые не позволили ему сделать правильные выводы. Нежелание Сталина прислушаться к информации внешней разведки и его уверенность в том, что война начнется не ранее 1942 г., в конечном итоге привели к трагическим результатам для нашей страны и народа..."
Свежие комментарии