Как известно, самую известную финансовую пирамиду организовал британский лорд-казначей Роберт Харли, первый граф Оксфорд, создав скандальную компанию Южных морей в 1711 году. Должно было пройти более полутора веков, чтобы в России появилась подобная пирамида. Правда, у неё были свои особенности, да и в отличие от широко известных финансовых афер конца ХХ века, создатель первой российской МММ так и не смог разбогатеть.
Иван Рыков
Становление российской банковской системы, начатое во время правления Елизаветы Петровны, в начале XIХ века уже шло быстрыми темпами. Тогда же стали появляться и первые коммерческие банки взамен ранее существовавших исключительно государственных. В 1863 году появился общественный банк в городе Скопин, а директором его был назначен на собрании Иван Рыков, личность в городе популярная, но очень неоднозначная. Он осиротел в семь лет, но мальчика взял под своё попечительство купец Андрей Рыков. Он дал мальчонке свою фамилию, воспитывал и содержал до самой своей смерти. Когда же Андрей Рыков скончался, Ивану, которому исполнилось тогда 15 лет, досталась весьма крупная по тем временам сумма в 200 тысяч рублей. Спустя всего несколько лет от большого наследства не осталось и следа. Часть денег Иван Рыков потратил на строительство церкви в Скопине. Это деяние расположило к нему местных жителей, вмиг сделав Ивана Гавриловича фигурой уважаемой и популярной. Куда делось остальное наследство, история умалчивает, известно лишь, что потратил их Рыков-младший на собственные нужды. Городская управа города Скопин. / Фото: www.humus.livejournal.com Когда обсуждалась кандидатура Рыкова на пост директора банка, нашлись те, кто категорически возражал против 32-летнего кутилы. Однако Рыкова, работавшего бургомистром, активно поддерживало руководство, да и обещания давать он был мастер. Программа деятельности банка под его руководством выглядела весьма привлекательно, ибо треть дохода вновь назначенный директор планировал тратить на нужды города, столько же выделять на благотворительность, и лишь оставшаяся от этого сумма будет отправляться на развитие. Скопин. / Фото: www.andcvet.narod.ru Поначалу казалось, что скопинские купцы не ошиблись в своём выборе. На благотворительность и развитие города на самом деле выделялись весьма приличные суммы. Однако вскоре вся эта правильная жизнь наскучила Ивану Рыкову. Его душа жаждала приключений, в первую очередь, финансовых. Сначала он избавился от надзора со стороны властей, выиграв выборы городского головы и передав эту должность своему единомышленнику купцу Афонасову.
Личная бухгалтерия
Именно здесь располагался в XIX веке Скопинский общественный банк Ивана Рыкова. / Фото: www.yandex.net Дальше Иван Рыков лично занялся привлечением средств клиентов в свой банк. Он сам провёл рекламную компанию, пообещав вкладчикам 7 процентов годовых взамен трёх, которые платили другие коммерческие банки. При этом жителей Скопина в числе клиентов банка не значилось. Крайне неохотно Иван Рыков принимал вклады и у жителей всей Рязанской губернии. Директору банка не нужны были слишком частые приезды клиентов и чужие глаза. В Скопинский банк потянулись вкладчики. И поначалу они честно получали обещанные проценты. Однако выпущенные Рыковым процентные бумаги эмитировались без всякого обеспечения и без гарантий. При этом покупались и продавались они весьма живо. Отчёты об активах финансового учреждения выглядели безупречно. Незадолго до даты опубликования их в прессе в банке появлялись оплаченные заявления мифических клиентов и выплате им вкладов. Бухгалтер Матвеев, лично друживший с директором, виртуозно составлял отчёт, а после тут же отправлялся по святым местам замаливать грехи. Благодаря деньгам Иван Рыков получил практически неограниченную власть в Скопине. Он выделял неограниченные кредиты правителям, а срок действия долговых бумаг постоянно продлял. Все решения городской думы принимались с учётом интересов Рыкова. Во время выборов на все ключевые посты избирались исключительно единомышленники банкира. Три рубля 1856 года. / Фото: www.iknigi.net Городские служащие получали от него дополнительное «жалованье». Отдельно оплачивался сбор слухов о самом Рыкове и задержка нежелательных писем о нём. Неугодные банкиру люди сажались в тюрьму по сфабрикованным делам, их предприятия вполне могли сгореть в результате «случайного» пожара. Ивана Рыкова боялись и любили одновременно. Благодаря ему все жители города буквально купались в деньгах, а банкир ощущал себя властителем душ сограждан. Но останавливаться на достигнутом он не собирался.
Угольная афера и крах банка
Владимир Маковский, «Крах банка». / Фото: www.artchive.ru Предприимчивый Иван Гаврилович организовал исследование угольных копей неподалёку от Скопина. Правда, угля там было мало, а разработка месторождения была бесперспективной. Но у Ивана Рыкова уже появилась идея создать «Акционерное Общество Скопинских угольных копей» и получать от фиктивного месторождения вполне реальный доход. Председателем АО стал сам банкир, а «акционерами» - должники Скопинского банка, якобы вложившие в его уставной фонд два миллиона рублей. Тут же были выпущены акции на сумму уставного капитала и началась рекламная капания, не принесшая, впрочем, никакого результата. Но сдаваться банкир не собирался, он тут же отправил своих людей на Московскую биржу, где они в течение года создавали видимость покупки-продажи акций его АО. Котировки, регулярно публикуемые в газетах, неизменно показывали рост, а в сознании граждан утвердилось представление о доходности предприятия. Полученное Рыковым у министра финансов разрешение позволяло ему обменивать акции угольных копей на акцизы на алкоголь, получая за 100 фиктивных рублей 75 самых настоящих. К счастью, афера была быстро раскрыта, но тогда Рыков наказания избежал благодаря своим связям и деньгам. Но уже в начале 1880-х о банке Рыкова стали распространяться плохие слухи, и вскоре в Скопин потянулись вкладчики, однако возвращать им деньги было просто не с чего. В 1882 году Ивана Рыкова арестовали, а следствие по его делу затянулось на два года. Во время слушания, начатого только в 1884 году, интерес к процессу был очень велик, а его ход освещали едва ли не все российские СМИ. Одним из журналистов, писавших о суде над Рыковым и его «соратниками», был Антоша Чехонте, представлявший «Петербургскую газету». Карикатура с процесса над Рыковым, напечатанная в журнале «Осколки». / Фото: www.all-crime.ru Следствие установило, что за время существования банка испарились 12 миллионов рублей, 11 были в неоплаченных векселях, в том числе 6 миллионов были Рыкова. Было обмануто 6 тысяч вкладчиков, защищал которых сам Фёдор Плевако, но добиться возврата своих денег обманутые клиенты так и не смогли. Удивительно, но за время управления банком Иван Рыков никакого состояния не сколотил. Он просто прожигал деньги, растрачивая их на ежедневные нужды. Вместе с ним перед судом предстали 26 человек, пятерых в результате оправдали. Иван Рыков по решению суда отправился отбывать наказание в Сибирь, а в 1897 году он скончался от апоплексического удара в больнице в Красноярске, навсегда оставшись в истории одним из самых крупных мошенников и основателем первой в России финансовой пирамиды.
Свежие комментарии